СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диалектные слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

6 класс. Диалектные слова.  Урок  русского языка с применением игровых материалов.

Просмотр содержимого документа
«Диалектные слова»

Урок русского языка в 6 классе.

Диалектные слова.


Цель урока: знакомство учащихся с новыми понятиями: диалект как одна из форм народно-разговорного языка, диалектология.

Задачи урока:

1.Познакомить учащихся с региональной лексикой, характерной, прежде всего, для сельской местности.

2.Формировать умение разделять общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления, подбирать к словам литературного языка синонимы, являющиеся диалектными.

3.Совершенствовать навыки выразительного чтения всех предложений и текстов, наблюдение над интонацией.

4.Воспитывать интерес к изучению русского языка, к его истории, внимание к слову и речи.

5.Развивать у учащихся такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.


Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята, сегодня мы продолжаем изучение раздела лексики – и тема нашего урока

«Диалектные слова». Мы должны узнать, что такое диалектные слова, какое место они занимают в составе русского языка, научиться узнавать их в тексте.

Запись в тетради темы урока;

формулировка целей урока,

комментирование их учителем (слайд 2)

- Запишите в тетрадь каждый для себя задачи на сегодняшний урок. 2-3 человека зачитывают.


Словосочетания, которые требуют распространения, записаны на доске:

Я хочу узнать, как… (называются слова, употребляющиеся в определенной местности)

(чему) научиться отличать… (диалектные слова от общеупотребительных, видеть их в контексте)

выяснить, используются ли… (диалектные слова в речи наших жителей сегодня)


-Начнем с повторения пройденного.

1. Этап актуализации знаний.

- Проведем терминологический диктант (зачитывается лексическое значение, в тетрадь учащиеся записывают соответствующий термин)

Словарный состав языка (лексика)

Слова одной и той же части речи с противоположным значением называются (антонимы)

Слова одной и той же части речи, одинаково пишущиеся и читающиеся, но имеющие разные значения называются (омонимы)

Слово, имеющее несколько лексических значений, называется (многозначным)

Основную лексическую группу составляют слова, которые понятны всем. Их называют (общеупотребительные)

Слова, которые используются представителями той или иной профессии называют (профессиональными)


Самопроверка. (слайд 3).

Дети сравнивают написанное с записями на доске.

-Среди записанных найдите слово с проверяемой безударной гласной в корне (лексика – лексический; общеупотребительные - потребность);

слова с соединительной гласной (многозначные, общеупотребительные), (слайд 4).

подчеркните гласную, выделите корни в этих словах.

-Правописание какого слова необходимо запомнить (профессиональный).

-Давайте вспомним, что такое профессиональные слова?

(Профессиональные слова – это слова, которые используются только специалистами, то есть людьми определенной специальности).

-Проведем опрос, хорошо ли вы знаете профессии

Узнай профессию:

Отметки, педсовет, летучка, успеваемость – учитель.

Фюзеляж, шасси, турбина, штурвал, - летчик.

Мегабайт, мышка, хакер, буфер, обмен –компьютерщик.

Капкан, зимовье, снегоход, пушнина, винтовка – охотник.

Шаланда, перемет, спининг, невод, поплавок –рыбак.

Забой, фонарь, отбойный молоток, подъемник – шахтер.

-Теперь я называю вам профессию, ваша задача - назвать слова, связанные с этой профессией

художник - темпера, холст, подрамник, палитра, киноварь.

Хирург - наркоз, шприц, ампутировать, реанимация.

Юрист -алиби, амнистия, судебный пристав.

Музыкант - ноты, смычок, аккорд, диез, мажор.

- Можно ли сказать, что эти слова являются общеупотребительными? (Нет, они ограничены речью представителей той или иной профессии).

- На какие же две группы мы можем разбить весь словарный состав языка?

(общеупотребительные и необщеупотребительные).

- Какие же слова относятся к необщеупотребительным?(ответ учащихся) (слайд 4)

-Послушаем ребят, которые приготовили сценку в качестве домашней работы.

2.Инсценирование диалога. (Индивидуальное домашнее задание).(слайд 5)

Бабушка и внук.

– Бабушка, где Люба?

– По батожья ушла.

– По что?

– Ну, по столбцы!

– По что?

– Ну, по петушки!

– По что, по что?!

– По стебни.

– Не понимаю, бабушка!

– Ах, батюшка, какой ты бестолковый! По щавель. Сходи-ка, внучок, в огород, принеси бураков для борща.

– Чего принести, бабушка?

– Бураков.

– А это что такое?

– Ну, у нас так свёклу называют.

Вопросы:

-Почему внук не понял бабушку?

-Назовите общеупотребительные слова (Записать слова: щавель, свёкла).

-Какие слова использует бабушка? (Записать на доске и в тетрадях: батожья, столбцы, петушки, стебни, бурак).

-Встречали ли вы в речи , в художественной литературе эти слова?

-Можете ли сказать, как называются они?

(Ответы учащихся: "старинные слова, устаревшие, старорусские, немодные, так говорят в деревне…".)

- Итак, мы подошли к теме нашего урока. Ознакомимся с материалами учебника.

(или видеоуроком)

-Теперь вы поняли, какие слова называются диалектными?

-Прочитайте, какое определение диалектизмов предлагает вам учебник. (с 31)

-Многие дети и взрослые что - то собирают, коллекционируют: календарики, открытки, машинки и т.д. А можно ли собирать слова? Знаете ли вы людей, которые собирают слова?

Владимир Иванович Даль, создатель Словаря живого великорусского языка, много собрал диалектных слов в разных концах нашей Родины. (портрет Даля, словари)

……….. Теперь вы знаете, куда можно обратиться , если вы хотите узнать лексическое значение диалектов.

-По-разному именуются одни и те же предметы в разных местностях.

На столах — карточки с отрывками из литературных произведений. (слайд 7-8).

Задание – найти диалектные слова-синонимы, выписать их в тетрадь.


“Сидел рыбак веселый 
На берегу реки, 
А перед ним по ветру 
Качались тростники…” (М.Ю.Лермонтов “Тростник”)

Чтобы легче было плавать, водяные крысы отгрызают длинный стебель куги и плавают, держа его в зубах. Стебель куги полон воздушных ячеек. (К. Паустовский “Мещерская сторона”)

Дремлет чуткий камыш.
Тишь – безлюдье вокруг,
Чуть примнется тропинка росистая.
Куст заденешь плечом, — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая. (И.С. Никитин “Утро”)

Тростник – куга – камыш. Эти слова обозначают явления природы. (слайд 9-10).


Жгуч мороз трескучий,
На дворе темно,
Серебристый иней
Запушил окно… (И.С. Никитин “Утро”)

Так гулко, морозно и ясно, что до зимней дороги нельзя дотронуться: снег визжит. Мороз по нашим местам редкий – за сорок пять. Давит к земле, окна за ночь в доме так обледенели, что стали мохнатыми. В пазах, в углах и дверных проемах появились “зайчики” изморози или, как у нас вятских, принято говорить – закуржавело. Мерзлый скрип тяжело нагруженных саней, повизгивание снега под полозом, хруст снега под копытами лошадей. От куржака все лошади сделались одинаковой масти — седые. (А.Черноусов)


-Какие слова выписали? (Иней, куржак, куржевень)

- Какое слово общерусское? (Иней)

-Какое слово употребляется у нас, в Сибири? (Куржак)

-Составьте с этими словами предложение. (Проверка: учащиеся читают вслух предложения).

-Вы убедились, что диалектизмы — очень интересный пласт русской лексики. Я думаю, что теперь вы будете внимательнее прислушиваться к русской речи


Земля родная, край родной…

-Это прежде всего те места, где начиналась наша жизнь, где проходит или проходило наше детство. Вслушайтесь в слова поэта Николая Рыленкова, которые в книге “Сказка моего детства” (М, 1976) пишет:

"Не собирал я редкие словечки,
Но звук родной всегда в душе живет
Вот место, где сливаются две речки,
Его назвал сутоками народ.
И что мне в том, что в словарях толковых
Такового слова не было и нет,
В нем пенье струй я слышу родниковых
На шелест трав, на шум лесов ответ.
Его истоки глубоки и чисты.
Я сам его прозрачности дивлюсь.
Так пусть дополнят словари лингвисты,
Твердя стихи поэтов наизусть".


Анализ стихотворения.

-О чём пишет поэт?

-Как отзывается о родном языке?


-Вы можете выступить в роли ученых и исследователей. (Объяснение домашнего задания).

Д/з .Поговорите с родными и соседями, запишите 3- 5 диалектных слова. Напишите сочинение (5-7 предложений) на тему "В чём сила диалектных слов?"


(слайд 11). Игра. "Диалектные слова"

-Знаете ли вы название предметов быта?

Во что нальете молока?

Чем будете грести, переплывая с берега на берег в лодке?

Из чего будете умываться?

А чем будете вытирать руки?

Чем растопите печь?

Во что насыплете корма для скота?

Что будете использовать как емкость для зерна во время сева?

Что постелете скотине в сарае?

Что используете в качестве средства перевозки грузов?

( ясли, пудовка, тарантайка, рукомойник, топки, крынка, утиральник, лопатки, обмялки)


Этап подведения итогов:

- Вернитесь к тем записям, которые мы сделали, решая, что нам нужно сделать на уроке. Все ли задачи мы решили?

  • Какое диалектное слово вам понравилось больше всего?

  • Необходимо ли сохранять диалектные слова? Зачем это нужно?

(выслушать ответы)

- А вот как считают ученые: (слайд 12)

"Потеряем ли мы что-нибудь, если не сохраним этих слов? Да, потеряем, и потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины, которые так заботливо собираются и бережно хранятся в наших музеях.

Потерять диалектные слова – значит потерять для науки, для истории нашего народа, истории его духовной и материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни людей в течение многих столетий".

Комментирование оценок.

Рефлексия.


Дополнительные задания

-1-

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай – ка». Я буду вам называть диалектное слово, а вы должны его угадать.

- пирожник (скалка), тюричок (катушка), утиральник (полотенце), кашник (шумовка), чумичка (поварёшка), опоясок (пояс), пестерь (лукошко), лапотонки (лапти), носовик (платок), угорье (пригорок).


-2-

-Сейчас мы с вами поиграем: я буду называть диалектные слова, если вы слышали какое-то из них в нашей местности – хлопайте в ладоши.

Учитель читает синонимичные диалектные слова:

Ветры: сивер, летник, хилок, сток, зимняк, осенник, хиус, поветерь.

Изгородь: городьба, горожа, огородзаплот, тын, осторокол, плетень.

Жилой дом: изба, хата, курень.

Чердак: подволока, гора, горнице, потолок.

Красная смородина: киселна, киселица, кислица, княженка, команец.

Луга: покос, пожня, полой, елай.

Долины: дол, суходол, балка, лощина, подолье.

Укладка сена: копна, куча, одонок, озгород, зарод, заколье.

-3-

На столах лежат листы с текстом. (можно дать задание на дом)

Прочитать текст, выписать диалектные слова, объяснить их значение

Хозяин, холодает. Топки вон принесены ужо, топи что ли печь-то!

Я-то затоплю. Да ты сама-то со стола прибери.

А то раставокала по всей скатерке свои стеклянки, сколь уж чистить можно?

Да перемыла я все, а вот куда утиральник девался?

Посмотри, вроде над рукомойником висит.

Тю.. да это Аленка судомойку на крюк повесила.

Этака орясина вымахала, а на место вещи класть так и не научилась.

Аленка, сбегай на калду, брось в ясли корма да обмялок подстели в клети.

Да куда ты, скаженная!

Чесанки надень, грязно во дворе и холодно уже , манарку надень да чехол накинь!

А ты, Ванек, забеги к шабрам, узнай, отутбила ли бабка Пелагея, а то последнее время она совсем очахла. Узнай, чего ей в магазине купить, я пообетила, что сбегаем.

Мам, можно я куплю жомки!

Да купи, мохор ты этакий! Да витушек бабке Пелагее купи, угости.

А ты на вечер картошки яблоками наваришь?

Наварю, иди уже, балясник! Да потише несись, чоботы за месяц вон отмочалил!

Так, а запон мой где? Ничего не найдешь с этими помощниками!

Да вон же на стуле! Все, всех разогнала, убирай уже со стола! Братка карточку принес новую, хочешь покажу?


- Какие слова оказались выписанными в тетрадь?

Проверяем, что получилось у ребят, дополняем.

Те слова, значение которых оказались незнакомы, пояснить или дать задание учащимся выяснить самостоятельно.




Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. Т. 2 – М.: Русский язык, 2000. – 779 с.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Грамматические словари. Информационно-образовательный портал Грамота.ру http://slovari.gramota.ru/slovari/types/17_5 (Дата обращения 02.04.2021)

  2. https://megalektsii.ru/s5869t6.html (Дата обращения - 05.04.2021)