СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал "Подвижные игры на улице"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка способствует повышению положительного настроя и укреплению психоэмоционального здоровья воспитанников.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал "Подвижные игры на улице"»

Дидактический материал

«Подвижные игры на улице»



Цель: Повышение положительного настроя и укрепление психоэмоционального здоровья воспитанников.

Задачи :

- Расширение двигательного опыта и обогащение новыми, более сложными движениями.

- Совершенствование двигательных навыков.

- Развитие креативных возможностей и физических качеств воспитанников.

- Воспитание самостоятельности и активности.

- Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.


Назначение: подвижная игра создает благоприятные возможности для тренировки всех функций головного мозга, поскольку одновременно задействует различные анализаторы, что создает предпосылки к успешному овладению элементами и содержанием учебной деятельности. Применение подвижных игр позволяет усилить возможности педагогических воздействий, способствуя успешному формированию жизненно необходимых двигательных умений и навыков, системы знаний, психических и нравственных качеств личности. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов, именно в игре начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память, в игре дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Осознанная деятельность раньше и легче выделяется именно в игре. Соблюдение правил само по себе требует от ребенка сосредоточения на содержании игры, её действиях и сюжете. Потребность в общении и эмоциональном поощрении подталкивают ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.


Данный дидактический материал может быть интересен воспитателям, учителям физической культуры, педагогам дополнительного образования, работникам летних лагерей, организаторам в детских садах.


Описание: подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.


Развитие памяти, восприятия, воображения, внимания с успехом могут решать подвижные игры, которые в силу своей универсальности, простоты, доступности, высокой эмоциональной привлекательности, являются универсальным средством, позволяющим не только развивать психическую сферу личности, но и удовлетворять двигательные потребности ребенка.
Значение памяти в жизни ребенка огромно. Память – процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания человеком информации, не является способностью, данной от рождения, и как любой психический процесс формируется и развивается в процессе деятельности. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Различают долговременную память - способность длительное время хранить и многократно воспроизводить информацию и кратковременную память – рассчитанную на хранение информации в течении небольшого промежутка времени, до тех пор, пока информация не будет использована.
Выделяют такие типы памяти как зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная, словесно - логическая и их сочетания. Чистые типы памяти встречаются достаточно редко, в основном преобладают смешанные типы.
Дети младшего школьного возраста начинают приобретать умение мыслить логически, устанавливать причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями. Их мышление характеризуется как конкретно – образное, что требует четкой организации подачи игрового материала.
У детей прослеживается такая особенность памяти как буквальность, выражающаяся в том, что ребенок дословно воспроизводит то, что ему предлагается запомнить и выполнить.
В младшем школьном возрасте решающее значение приобретает организация способов запоминания игрового материала, который должен укладываться в систему связей, естественным образом направляющую извлечение его из памяти.




«Отгадай, чей голосок?»

Цель игры: формирование слухового типа памяти.
Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: повязка на глаза.
Подготовка к игре: выбирается водящий, который становится в центр круга, который образуют остальные играющие, и закрывает глаза (или надевает повязку), рядом с ним становится руководитель игры.
Содержание и ход игры: игроки, взявшись за руки, идут по кругу в заранее обозначенную сторону и произносят речитатив:
Вот простроились мы в круг, (идут по кругу)
Повернулись разом вдруг (идут при этом в другую сторону)
Скок, скок, скок (выполняют прыжки на месте и хлопают при этом в ладоши)
Отгадай, чей голосок? (игрок, которого выбрал руководитель, произносит слова один).
Скок, скок, скок (выполняют прыжки на месте и хлопают при этом в ладоши)
Отгадай, чей голосок? (произносят слова все вместе, обращаясь к водящему).
Всё это время руководитель медленно вращает водящего, в сторону, противоположную движению игроков в круге, и незаметно указывает на одного из игроков (после произнесения слов: «Скок, скок, скок»), который должен произнести слова: «Отгадай, чей голосок?», и повторить все вместе: «Скок, скок, скок – отгадай, чей голосок?» после чего водящий снимает повязку и старается назвать игрока, который произнес слово.

Правила:
Если водящий отгадал игрока, назвавшего слово, то он идет на его место, а водящим становится игрок, который перед этим называл слово.
Если водящий неправильно назвал игрока, то он остается водящим и игра повторяется.
Методические рекомендации:
Перед началом игры обязательно разучите слова речитатива.
Если водящий долго не может правильно назвать игрока, произносившего слово, то поменяйте его.
Рекомендуйте игрокам, которые произносят слово, попробовать поменять голос, сделав его непохожим на свой.
Для большей сложности вы можете медленно вращать игрока, стоящего в центре в обратную сторону.
Проводя игру с подготовленными детьми, предлагайте отгадать голоса сразу нескольких учащихся, находящихся в разных местах круга.
Организационно-методические ошибки:
1. Игра начинается без предварительного разучивания речитатива.
2. Игрок, стоящий в центре подглядывает, а на это не обращается внимание.
3. Игрокам дается задание отгадать голос одного участника, а не нескольких сразу.

«Кладоискатели»

Цель игры: повторение навыков ориентации на местности.
Педагогическое значение: игра развивает зрительную память, внимание, пространственное воображение, находчивость, ориентацию в пространстве, решительность.
Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: красиво оформленная коробка среднего размера – «клад», повязки на глаза.
Подготовка к игре: играющие четыре человека становятся в углах баскетбольной площадки, как указано на схеме. Каждый из них получает «карту», на которой обозначен путь к кладу, которую он должен изучить и запомнить. Игрокам заранее объясняется, что длина одного шага, обозначенного на карте, равна одному метру, а все повороты направо и налево осуществляются под углом девяносто градусов (примерная схема карты показана на рисунке)
Содержание и ход игры: по сигналу руководителя игроки начинают двигаться по памяти, считая шаги. После того, как они пройдут маршрут, они должны наклониться и найти клад.
Правила:
Игроки команд начинают движение только после сигнала.
Игрок, первым нашедший клад, является победителем, и получает «клад», находящийся в коробке.
В случае если игроки одновременно «нашли» клад, победителями объявляются оба.
Методические рекомендации:
Начинайте проведение игры с очень простых заданий, например, пять шагов прямо, поворот налево, два шага прямо.
Количество и сложность карты постепенно усложняйте.
Положите клад на своё место уже после того, как играющие начнут игру.
Помните, расстояние до клада должно быть для всех одинаковым.
Обязательно следите за тем, чтобы игрок не ударился об стену, скамейку в случае, если он потерял ориентацию в пространстве.
В коробку положите какой – либо сладкий приз.
Организационно-методические ошибки:
1. Игрокам с самого начала предлагается слишком сложная карта.
2. Не обеспечивается контроль за безопасностью занимающихся в процессе прохождения по карте, игроки могут столкнуться между собой.

«Я знаю»

Цель игры: формирование системы знаний об окружающем мире.
Педагогическое значение игры: игра развивает память(воспроизведение), воображение, находчивость.
Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: волейбольные или баскетбольные мячи.
Подготовка к игре: игроки, держа каждый по мячу, произвольно располагаются на площадке лицом к руководителю. Перед началом игры руководитель дает задание, которое заключается в том, чтобы, выполняя баскетбольное ведение мяча на месте, на каждый удар мячом об пол, говорить одно слово, всегда начиная с произнесения слов: «Я знаю» и, продолжая тем заданием, которое дает руководитель, например, «Семь имен мальчиков».
Содержание и ход игры: по сигналу руководителя игроки одновременно или поочередно начинают выполнять задание, ударяя мячом об пол, произнося на каждый удар одно слово. Победителями объявляются те игроки, которые без ошибок (повтора слов), справились с заданием.
Правила:
На каждый удар мячом об пол произносится одно слово.
Отбивать мяч двумя руками и ловить нельзя.
Примерный перечень заданий:
Животные.
Рыбы.
Города.
Растения (деревья).
Методические рекомендации:
Начинайте с того, чтобы игроки просто освоили ведение мяча на месте.

Не забывайте, тематику игры нужно постоянно обновлять.
Спрашивайте мнение самих играющих, относительно темы игры.
Организационно-методические ошибки:
1. Игрокам с самого начала предлагается слишком сложное задание.
2. Не учитываются интересы детей.
3. Игра проводится с детьми, не умеющими выполнять ведение мяча.


«Математические эстафеты»

Цель игры: повторение и закрепление навыков счета.
Педагогическое значение: игра развивает память, внимание, пространственное воображение, находчивость, ориентацию в пространстве, решительность.
Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: бумага, карандаши.
Подготовка к игре: на доске или листе бумаги заранее пишутся несложные примеры из математики, доступные для детей (можно использовать таблицу умножения). Дети делятся на команды по 5-7 человек и становятся за лицевую линию. Напротив каждой команды кладется лист бумаги с написанными примерами и карандаш.
Содержание и ход игры: по сигналу руководителя первые игроки подбегают к своим листкам, решают первый пример и возвращаются назад, передовая эстафету.
Правила:
Побеждает команда, которая первой и без ошибок справилась с заданием.
При подведении итогов приоритет отдается той команде, которая выполнила задание без ошибок.
Методические рекомендации:
Помните, примеры должны быть простыми и уже решаемые раньше на уроках математики.
Примеры могут быть на правила математики, где важна последовательность арифметических действий, например: 2+2 х 2=
Можно давать задания игрокам в виде задачи, которая решается последовательно, и связана с различными арифметическими действиями.
Организационно-методические ошибки:
1. Игрокам с самого начала предлагаются слишком сложные примеры.
2. Примеры включают только одно математическое действие.
3. Примеры не отражают материал, проходимый на уроках.


«Клади в кузовок»

Цель игры: повторение слов русского языка с окончанием «ок».
Педагогическое значение: игра развивает память, внимание, воображение, находчивость.
Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: корзина – «кузовок», обручи, малые мячи (двадцать мячей)
Подготовка к игре: играющие делятся на команды с одинаковым количеством играющих и становятся как при проведении эстафет. Напротив, каждой команды в 10 – 12 метрах ставится корзина – «кузовок». Рядом с командой лежит обруч с малыми мячами (мячи можно заменит любыми мелкими предметами).
Содержание и ход игры: по сигналу руководителя игроки, стоящие в командах первыми, должны взять мяч, подбежать к кузовку и положить в него мяч, одновременно сказав слово, которое заканчивается на «ок» - замок, цветок, игрок, чулок, носок и т.д.
Правила:
«Слова – предметы», которые кладутся в кузовок, не должны повторяться.
Для подготовленных детей нельзя употреблять уменьшительно – ласкательные слова, такие, например, как грибок, пирожок и т.д.
Побеждает команда, которая без повторов первой положила в кузовок двадцать «мячей – слов».
Если игрок повторил слово и назвал «ок», который уже был, помощник должен ему сказать: «Ошибаешься, дружок», игрок должен вернуться назад и только после этого назвать новое слово.
Методические рекомендации:
При проведении игры используйте помощников, которые будут записывать те «слова – предметы», которые кладутся в кузовок.
Количество слов – предметов может варьироваться в зависимости от количества детей.
Вы можете дать время на подготовку к игре, объяснив задание.
Организационно-методические ошибки:
1. Игрокам не дается время для того, чтобы вспомнить слова.
2. При подведении итогов не отмечаются команды, которые смогли назвать наибольшее количество слов.


«Конники - спортсмены»

Цель игры: повторение и закрепление знаний об окружающем мире.
Педагогическое значение: игра развивает зрительную память, внимание, находчивость, ориентацию в пространстве, решительность.
Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: в центре зала чертится большой круг – «манеж», на одной стороне зала отмечаются стойла для «лошадей», их должно быть на 3-5 меньше количества играющих. Все играющие – «конники-спортсмены» становятся вокруг манежа.
Содержание и ход игры: по сигналу руководителя конники движутся вокруг манежа шагом или галопом, высоко поднимая колени. По следующему сигналу все скачут к другой стороне зала, где нет стойл. По второму сигналу все бегут и стараются занять место в стойле.
Правила игры:
Начинать движение по кругу и к стойлу можно только по сигналу.
Конники, которые остались без стойла, получают штрафные очки.
Методические рекомендации:
Обращайте внимание на то, чтобы игроки высоко поднимали колени при передвижении.
Для обеспечения техники безопасности используйте резинку, натянутую поперек зала в трѐх – пяти метрах от стены и нарисовать стойла перпендикулярно ей.
Организационно-методические ошибки:
1. Не обращается внимание на то, как движутся играющие.
2. Слишком большая или наоборот, слишком маленькая дистанция до стойл.

«У кого ключи?»

Цель игры: повторение в игровой форме правил поведения.
Педагогическое значение: игра развивает зрительную память, внимание, находчивость, ориентацию в пространстве.
Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: обручи.
Подготовка к игре: играющие произвольно кладут обручи по кругу и становятся в пространство внутри обруча – занимают свои «квартиры». Один из игроков водящий – человек без квартиры становится в центре круга.
Содержание и ход игры: по сигналу руководителя «бомж» подходит к любому из играющих и задает вопрос: «У кого ключи?», игрок, к которому обратился «бомж», отвечает: «У (имя игрока) поищи!», после чего все игроки должны перейти в любой обруч (поменяться квартирами), а бомж старается занять ту квартиру, имя владельца которой было названо.
Правила:
Игроки обязательно должны поменяться местами, оставаться в своѐм обруче нельзя.
Игрок, оставшийся без квартиры, становится водящим «человеком без квартиры».
Методические рекомендации:
Начинайте проведение игры с предварительного показа и пробного проведения игры.
Если есть возможность, старайтесь выбрать водящими не одного, а двух водящих.
Организационно-методические ошибки:
1. Слишком большое, или наоборот, слишком маленькое расстояние между квартирами.
2. Излишне большое количество играющих, что приводит к столкновениям и путанице.

«К флажку»

Цель игры: повторение и закрепление умений ориентироваться на местности.
Педагогическое значение: игра развивает зрительную память, внимание, пространственное воображение, находчивость, ориентацию в пространстве, решительность.
Место проведения: рекреация.
Инвентарь: повязки для глаз по количеству играющих и флажок на древке или палка.
Подготовка к игре: в середине открытой поляны ставится флажок или палка. Играющие выстраиваются полукругом на расстоянии 20-40 метров от флажка и завязывают себе глаза.
Содержание и ход игры: руководитель произносит различные команды: «Направо!», «Налево!», «Кругом» и т.п., а играющие их выполняют. Как только руководитель подает команду: «К флажку шагом марш!», все начинают продвигаться к флажку, стараясь, как они думают, подойти к нему как можно ближе и остановиться, после чего должны снять повязки.
Правила:
Нельзя снимать повязку и подглядывать.
Если игрок подглядывает, то его выводят из игры.
Все участники должны выполнить команды, которые им дал руководитель.
Побеждает участник, ближе всего подошедший к флажку.
Методические рекомендации:
Всегда начинайте проведение игры с небольшого расстояния от флажка.
При начальном разучивании команд должно быть немного.
Не забывайте следить за тем, чтобы игроки играли честно.
Организационно-методические ошибки:
1. Игрокам с самого начала предлагается выполнить слишком большое количество команд.
2. Слишком большое расстояние до флажка.

«Придумай сам»

Цель игры: повторение и формирование двигательного воображения.
Педагогическое значение: игра развивает зрительную память, внимание, пространственное воображение.
Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: участники игры строятся в шеренги на разных сторонах зала, лицом к его середине и рассчитываются по порядку номеров.
Содержание и ход игры: руководитель называет любой номер, после чего игрок, номер которого был назван, выходит на середину зала и показывает три разных движения, затем вызывается игрок из другой команды, который то же должен показать три новых движения, не похожих на прежние и т.д.
Правила:
Если упражнение уже было показано, команда получает штрафное очко.
Итог игры подводится по сумме штрафных очков.
Вариант игры:
Можно проводить игру с выбыванием игроков, повторивших упражнение.
Методические рекомендации:
Не забывайте, игру лучше проводить на уроках гимнастики или в секциях по гимнастике.
Учитывайте, что можно показывать упражнения, направленные на развитие отдельных двигательных качеств: силы, быстроты, гибкости и т.д.
Помните, что, если уровень подготовленности невысокий, можно дать задание показывать по одному упражнению.
Учтите, если двигательный опыт детей небольшой, игра не вызовет у них интереса.
Организационно-методические ошибки:
1. Игра предлагается детям, имеющим недостаточный двигательный опыт.
2. Перед проведением игры, на предыдущих занятиях не говорится о необходимости запомнить упражнения.

«Кто же вышел?»

Цель игры: формирование навыков запоминания и совершенствование кратковременной памяти.
Педагогическое значение: игра развивает зрительную память, внимание.
Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: дети становятся в одну шеренгу, из их числа выбирается несколько (2-4) водящих.
Содержание и ход игры: по сигналу руководителя водящие отворачиваются от играющих, становясь к ним спиной, а руководитель показывает на игрока, который должен выбежать из комнаты или зала. По второму сигналу водящие поворачиваются, и стараются кто быстрее назвать того игрока, который вышел.
Правила:
Тот водящий, который первым дал правильный ответ, получает очко.
Побеждает водящий, который к окончанию игры набирает большее количество очков.
Методические рекомендации:
Проводите игру в конце занятия, когда дети по одному уходят (убегают) в раздевалку.
Проводите игру в классной комнате, т.е. там, где есть возможность быстро выйти и вернуться.
Помните, количество игроков не должно превышать семи – восьми человек.
Используйте игру для оценки (диагностики) зрительной памяти.
Заканчиваете данной игрой каждое занятие на протяжении длительного времени, меняя водящих.
Организационно-методические ошибки:
1. Игра проводится в основной части занятия.
2. Слишком большое количество играющих.
3. Не все участники побывали в роли водящих.

«Здравствуй друг!»

Цель игры: повторение и формирование правил доброжелательного поведения.
Педагогическое значение: игра развивает память, внимание, сообразительность, коммуникабельность.
Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: дети (до восьми человек), становятся в круг.
Содержание и ход игры: по сигналу руководителя игрок, стоящий первым, бежит по кругу и по дороге здоровается с каждым, после чего, то же самое делает второй, затем третий и т.д., т.е. каждый здоровается с каждым. После того, как каждый поздоровался с каждым, игрокам предлагается посчитать, сколько рукопожатий сделали участники игры.
Правила игры:
Побеждает тот, кто называет правильный ответ.
Отмечаются игроки, которые сказали много разных комплиментов.
Вариант игры:
Игрок, который бежит и пожимает руки, должен сказать каждому, какое – либо приветствие, которые не должны повторяться, например: «Привет, здравствуй, здорово, добрый день и т.д.»
Можно при рукопожатии говорить комплименты, например: «здорово выглядишь, рад тебя снова увидеть, давно не виделись, сколько лет, сколько зим и т.д.»
Методические рекомендации:
Начинать нужно с небольшого количество играющих.
Игру можно проводить отдельно для мальчиков и девочек.
Организационно-методические ошибки:
1. Большое количество детей, что вызывает значительные сложности.
2. Руководитель не подготовил заранее правильный вариант ответа.
«Руки, ноги, голова»

Цель игры: формирование навыков внутри командного взаимодействия.
Педагогическое значение: игра развивает память, внимание, воображение, находчивость.
Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: дети располагаются полукругом, по договоренности, каждый из них представляет какую – либо часть тела: «живот, руки, ноги, голову, шею, спину, плечи), т.е. в совокупности составлять целое. Из числа детей выбирается водящий, который становится перед полукругом.
Содержание и ход игры: водящий трогает себя за любую, заранее оговоренную часть тела, а игрок, который эту часть тела изображает подбегает к водящему и касается этой же части тела рукой, после чего быстро возвращается на свое место. Водящий трогает следующую часть тела, после чего к нему выбегает следующий игрок и т.д. пока не выбегут все игроки, обозначающие части тела по очереди. После этого водящий составляет игроков таким образом, чтобы получилось целое тело, а руководитель проверят правильность выполнения задания.
Правила:
Игрок должен правильно составить тело – сначала ноги, потом живот и спина, потом руки, затем плечи, дальше шея и лишь затем голова.
Вариант игры:
Можно использовать и показывать только голову, например: уши, нос, рот, глаза.
Методические рекомендации:
Если много игроков, можно провести в форме соревнования между двумя водящими, тогда игроки, изображающие части тела подбегают одновременно к двум водящим.
Если игроки не подготовлены, можно ограничиться наиболее крупными частями тела (руки, ноги, туловище, голова).

«Прятки»

Играют 3—10 человек. Выбранный водящий становится в условленном месте с закрытыми глазами, прислонившись к дереву или другому предмету. Это место называют «коном». Водящий громко считает до 20—30 (по уговору) или произносит считалку. Тем временем остальные прячутся в разные места.

Закончив счет, водящий открывает глаза и начинает искать ребят. Увидев кого-либо, называет его по имени и бежит на кон. Найденный бежит туда же, стараясь обогнать водящего и дотронуться до предмета, у которого тот стоял. Если он сделает это раньше водящего, то не считается пойманным и остается у кона, пока водящий ищет других. Когда все найдены, водящим становится первый игрок, не сумевший прибежать на кон раньше водящего.

«Двенадцать палочек»

Это усложненный вид пряток. На камень или сук кладется доска длиной 60—70 см, на один ее конец укладывают 12 палочек длиной 12—14 см Кто-либо из игроков или водящий ударяют ногой по поднятому свободному концу доски. Палочки разлетаются в разные стороны, и водящий начинает их собирать. За это время все прячутся. Уложив все 12 палочек на конец доски, водящий оправляется на поиски. Каждый найденный выбывает из игры. Если кто-то из спрятавшихся сумел добежать до доски и со словами «Двенадцать палочек летят» ударить по ней ногой, то водящий снова собирает их, а остальные участники игры (пойманные и непойманные) прячутся. Игрок, найденный последним, становится водящим.

Тише едешь - дальше будешь

Водящий стоит спиной к детям и говорит следующие слова:

— Тише едешь, дальше будешь.

Раз, два, три. Стоп!

И резко оборачивается назад. В то время, когда он произносит эти слова, все ребята бегут по направлению к нему. Как только он сказан «Стоп!», они должны замереть в неподвижном состоянии. Если водящий заметил, что ребенок двигается, он отсылает его опять за черту. Опять отворачивается и произносит эти же слова, ребята в то время продолжают бег. Это продолжается до тех пор, пока один из детей не подбежит к водящему и не дотронется до его спины. Тогда все бегут за черту. А водящий должен осалить одного ребенка. Тот становится водящим.

«Бомбардиры»

Участники игры перебрасывают волейбольный мяч друг другу пасом по воздуху (двумя руками сверху или снизу). В игре действуют основные правила волейбола, т. е. игрок не должен дважды подряд касаться мяча в воздухе, ронять его на землю. Допустивший ошибку при приеме мяча или пославший мяч неточно выходит из числа играющих и приседает в центре круга. Игроки, разыгрывающие мяч по кругу, могут сильным ударом послать мяч в присевших. Мяч, отскочивший от игроков, снова вводится в игру. Если мяч не задел кого-либо из сидящих игроков, тот, кто послал этот неудачный мяч, занимает место рядом с сидящими.

«Обстрел» продолжается до тех пор, пока один из сидящих не поймает мяч в руки. Тогда все встают и занимают места по кругу, а в середину идет игрок, с чьей подачи мяч был пойман.

«Тарелочка по кругу»

Четыре-пять человек встают по кругу на расстоянии 5—6 метров один от другого. У первого и третьего игроков в руках пластмассовая летающая тарелочка. По сигналу игроки метают свои тарелочки соседу по часовой стрелке. Поймав тарелочку от соседа справа, игрок посылает ее дальше, а сам должен поймать новую тарелочку с правой стороны. Если игрок не успел освободиться от одной тарелочки, а к нему прилетела вторая (оказался с двумя тарелочками), то игра останавливается и нерасторопный игрок получает штрафное очко. Оно присуждается и тому игроку, кто неточно (более чем шаг от игрока) бросил тарелочку или последняя пролетела выше головы.

Играют 8—10 минут. Победителем считается получивший меньше штрафных очков.Можно увеличить число игроков в кругу, оставив две тарелочки. Тогда играть будет легче. Если желающих играть больше 8—10 человек, следует ввести в игру три тарелочки.

«Лапта-стукалка»

Играют на площадке размером с баскетбольную. Размечают боковые границы. Одна лицевая линия является «городом». Здесь располагаются участники игры — 8—10 человек. В 15 метрах от «города» в землю (внутри площадки) втыкают флажок на древке высотой 50 сантиметров. Нужен мяч и лапта — круглая палка длиной 1—1,2 метра, диаметром 4 сантиметра. Ручка немного тоньше, чтобы было удобнее держать в руке.

Один игрок встает на линию подачи, остальные стоят друг за другом сзади него. Другой игрок (ловец) выходит в поле и становится за флажком.

Первый игрок берет мяч и лапту. Подбросив мяч, выбивает его лаптой в поле, а затем бежит к флажку и трижды стучит лаптой по нему. После этого бежит обратно в «город». Игрок, находящийся в поле, ловит мяч в воздухе или подбирает с земли и старается запятнать бегущего. Если это удалось, то сам бежит за линию «города», а осаленный игрок, подняв мяч, бросает его вдогонку убегающему, чтобы в случае попадания выручить себя и вернуться в «город». Если он не сможет осалить убегающего, то остается в поле водить. Если водящий, бросая мяч в перебегающего, промахнется, то последний возвращается в «город» и встает в конец колонны, ожидая своей очереди на новый удар.

Правилами устанавливается, что если водящий сразу поймал мяч с подачи, то бегущий игрок меняется с ним местом. Бьющий лаптой по мячу имеет право на второй удар, если промахнулся. При вторичном промахе он встает в конец колонны, уступая место для удара стоящему за ним игроку.

«Салка и мяч»

Игроки бегают по площадке, спасаясь от преследования водящего, и передают друг другу мяч (волейбольный или баскетбольный). Задача состоит в том, чтобы передать мяч игроку, которого настигает водящий, так как игрока с мячом салить нельзя. В этом случае водящий должен преследовать нового игрока. Водящий, если предоставится момент, может осалить мяч в руках играющего, последний тогда становится водящим.

Правила разрешают водящему в ходе игры салить мяч на лету, перехватывая его. Если мяч оказался у водящего в руках, его сменяет игрок, виноватый в потере мяча (неточно бросивший мяч или не сумевший удержать его в руках).

«Запятнай последнего»

Две команды по 5—7 человек становятся друг за другом и берутся за пояс. Одна колонна стоит напротив другой.

По сигналу первый игрок каждой колонны стремится запятнать замыкающего игрока другой команды. Касание засчитывается, если игроки его команды не расцепили руки. Для этого они должны быть очень подвижными и внимательно следить за передвижением команды- гусеницы, которая пытается нанести ответный укол. За каждое правильное касание команде начисляется очко.

Игра продолжается 3—4 минуты, после чего определяется победитель — команда, набравшая больше очков.

«Сбей городок»

Проводят две черты на расстоянии 20 шагов. Это линии «городов», за которыми располагаются команды. Участники в них рассчитываются по порядку номеров. Посередине площадки кладут мяч или городок.

Ведущий громко называет номер. Игроки обеих команд, имеющие этот номер, устремляются в поле, бегут до черты противоположного «города». Наступив на нее ногой, они быстро разворачиваются и на обратном пути каждый из них старается первым ударить ногой по мячу (или сбить городок). Кто сумеет это сделать, приносит своей команде очко.

Когда все игроки вызваны по одному разу, подводите итог. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

«Сумей догнать»

На площадке очерчивают или размечают предметами (камешками, городками, флажками и пр.) круг диаметром 9—12 метров. 6—8 человек располагаются по внешней стороне круга лицом против часовой стрелки на одинаковом расстоянии друг от друга и рассчитываются на первый-второй. Первые номера — одна команда, вторые — другая.

По сигналу все бегут в одну сторону, соблюдая дистанцию. По второму сигналу начинается соревнование. Задача каждого игрока — осалить бегущего впереди и не дать запятнать себя сопернику, находящемуся сзади. Осаленные покидают круг, остальные продолжают бег по кругу. Когда последний игрок осален, игра прекращается. Проигравшей считается команда, у которой больше запятнанных игроков.

Можно не разбивать участников по парам. Тогда каждый бегущий, запятнав игрока, находящегося впереди, продолжает бег по кругу, пытаясь осалить следующего, а осаленные покидают круг (идут в его середину). Выявляются 2—3 лучших бегуна, которые остаются последними.

«Наступление»

Две команды становятся в шеренги лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки и выбирают себе название (например, «Космос» и «Земля»).

Игроки одной из команд берутся за руки и по сигналу начинают маршировать в сторону другой команды. Когда игроки подходят на расстояние 3—4 шагов, руководитель дает свисток. Игроки наступающей команды поворачиваются и стремительно убегают за черту своего дома, а игроки противоположной команды стараются догнать и осалить как можно больше ребят. Пойманных подсчитывают, и они продолжают играть за свою команду.

Затем по указанию ведущего наступают игроки другой команды, а стоящие напротив ловят их. Игра повторяется 4—8 раз. Выигрывает команда, на счету которой больше осаленных игроков.

Важно соблюдать главное правило: без свистка не прекращать движение и не выбегать в поле. Если это случилось, то команде нарушителя начисляется 3 штрафных очка (пойманных игрока). Один игрок может догнать и осалить до черты несколько человек.

Можно давать игрокам разные исходные положения: наступающие кладут руки друг другу на плечи, берут под руки, за руки, скрестно и т. д. Ожидающие мог стоять спиной, боком, сидеть, принять положение низко старта.

«Скакуны и бегуны»

Очерчивается площадка 9k 9 метров. Участвуют команды по 7—8 человек в каждой. На одной стороне площадки «дом скакунов». Игроки другой команды — «бегуны» — свободно располагаются внутри квадрата. Один из «скакунов» по вызову своего капитана на одной ноге впрыгивает в пределы площадки и, перемещаясь таким образом, старается салить игроков другой команды. По истечении 15 секунд сигналом «Домой!» капитан возвращает «скакуна» за площадку и посылает нового игрока.

Когда все игроки в поле переловлены, объявляется время, за которое «скакуны» осалили всех «бегунов». После этого команды меняются ролями, и игра повторяется. Снова отмечается время, потребовавшееся для ловли «бегунов». Побеждает команда, у которой это время оказалось меньшим.

В ходе игры команды соблюдают следующие правила: два «скакуна» в поле находиться не могут, следующий «скакун» выходит в поле после того, как предыдущий вернется домой. Любой игрок, оказавшийся в ходе игры за пределами площадки, выходит из игры. Выходит из игры и тот «скакун», который оступился на вторую ногу. За 15 секунд «скакун» может осалить любое число «бегунов», не нарушая правил. Капитан также участвует в ловле «бегунов». Пока все игроки не побывали в роли «скакунов», нельзя повторно высылать игроков в поле.

«В горизонтальную мишень»

Такой мишенью может быть начерченный на земле круг диаметром 30 сантиметров. Играющий становится в 5 шагах от круга и старается забросить в него шайбу (попадание на черту не засчитывается). Каждому представляется 3—5 бросков.

По мишени метают также шайбами. Чем дальше находится полуокружность, в которой приземлился снаряд, тем больше очков набирает метатель.

«Меткий футболист»

В начерченный на земле круг ставят мяч, в 6 шагах от него за чертой становится игрок. Ему завязывают глаза или надевают на голову бумажный колпак, имеющий форму ведра без дна. Игрок поворачивается кругом на 360°, стараясь снова оказаться лицом к мячу, подходит к мячу и ударяет по нему ногой. Редко кому удается выполнить упражнение с первого раза.

«Точный расчет»

На земле чертят круг диаметром 40—60 сантиметров. В него с завязанными глазами становится играющий. Его задача — выйдя из круга, сделать 8 шагов и опять вернуться в круг. Если нога на черте, то упражнение не считается выполненным.

«Хлопни по шару»

К вбитой в земле палке или к табурету привязывают хорошо надутый шарик. В 8—10 шагах от него становится играющий с закрытыми глазами. В руках у него гимнастическая (или любая другая) палка. Игрок без чьей-либо помощи делает поворот кругом на 360°, затем идет вперед. Его задача — остановиться перед шаром и хлопнуть по нему палкой.

«Циркачи»

Нелегко передвигаться, перебирая ногам по большому вращающемуся шару или круглому без сучков полену. Если добыть шар практически невозможно, то отпилить 2 кругляка от полена или добыть 2 куска (длиной 50—60 см) трубы диаметром 20—30 сантиметров в условиях двора вполне возможно. Применить их можно в соревновании на скорость и равновесие. .

Если в беге, переступая по вращающемуся предмету, оба участника оступились, им дается вторая попытка, после которой (в случае неудачи) они выбывают из соревнования.

«Ловушка»

Ребята образуют три больших круга. Всем стоящим во внутреннем круге раздают бумажные шапочки (козырьки, кокошники). Взявшись за руки, ребята с песней движутся по кругу: наружные круги в одну сторону, а внутренний — в другую. Неожиданно раздается свисток, по которому игроки двух наружных кругов попарно берутся за руки, стараясь взять в кольцо кого-нибудь из игроков внутреннего круга. Если игрок из внутреннего круга успел присесть, его не трогают. У тех же, кто попался в ловушку, отбирают шапочку. Так игра проводится несколько раз. Все ребята, которым удалось сохранить свои шапочки, считаются победителями.

«Капканы»

Играющие образуют круг и становятся в двух шагах друг от друга лицом к центру. Каждый 6-й или 8-й игрок (по усмотрению руководителя, в зависимости от числа играющих) берется за руки со своим соседом справа. Они поднимают руки вверх, образуя воротца-капканы, и поворачиваются так, чтобы воротца оказались над линией круга. По команде руководителя играющие поворачиваются направо и начинают бег по кругу При этом они должны пробегать через все попадающиеся по пути капканы. По свистку (или другому условному сигналу) капканы захлопываются (пары, державшиеся за руки, опускают их вниз), и игроки, оказавшиеся пойманными (застрявшие в капканах), выходят в середину круга. Из них образуются новые пары, которые, взявшись за руки, становятся в разных местах круга,, увеличивая число капканов. Игра продолжается до тех пор, пока непойманными останутся 5 игроков. Они считаются победителями.