СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированный подход в обучении английскому языку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход в обучении английскому языку.»

Учитель английского языка

МБОУ «СШ №5» п.Яблоновский

Мавриди Ирина Харламовна


«Дифференцированный подход в обучении английскому языку».


В последнее время в практике школьного образования, на мой взгляд, особенно остро ставится и обсуждается проблема дифференцированного обучения. Её решение связано не только с задачами совершенствования всей системы непрерывного образования, но и с изменением его направленности, то есть на развитие личности каждого ученика, имеющего свои ярко выраженные потребности, жизненные ценности, отличающегося индивидуальными способностями, склонностями, учебными интересами.

При дифференцированном обучении одной из основных проблем была и остается проблема изучения ученика как личности, развивающейся в процессе обучения. В процессе овладения отдельными учебными предметами ученик не только приобретает знания, но и развивается интеллектуально, учится самостоятельно организовывать свою деятельность по усвоению знаний. Я думаю, что дифференцированное обучение должно, прежде всего, обеспечивать раскрытие индивидуальных возможностей. Учитель может планировать реальные пути развития ученика.

Но, чтобы выполнить эту работу, нам, учителям, необходимо дифференцировать каждого ученика не только по его реальным достижениям в учебе, но и на основании знания процесса выполнения его учебной работы.

Анализ процесса выполнения учеником заданий позволяет учитывать не только, каким предметным содержанием овладел тот или иной ученик, но и как он им овладел, то есть, каким образом, какими способами учебной работы при этом пользовался. Конечно, в способах учебной работы проявляется самостоятельность ученика, которая зависит от организации педагогических воздействий, а также от сложившегося у ученика индивидуального опыта усвоения.

Школа неуклонно движется по пути дифференцированного обучения. И это единственно верный путь для развития личности. Но в каком направлении двигаться, каким образом осуществлять это движение? По-моему, этот вопрос пока не изучен в достаточной мере.

Без индивидуального подхода к каждому ученику никакая дифференциация невозможна. Как бы хороши ни были программы обучения, как бы не отличались объёмом, содержанием, уровнем трудности учебного материала, без знаний о том, как прорабатывает ученик заданный учебный материал, какими способами учебной работы он владеет, являются ли они устойчивыми для того или иного ученика, без этих знаний нельзя получить сведения о познавательных возможностях ученика.

Внимание к личности ученика, создание оптимальных условий для его всестороннего развития в процессе обучения требует существенной переориентации целей и задач современной школы. Традиционная функция должна обеспечивать формирование саморазвития и самореализации личности.

Наши ученики формируются, в основном, в зрительно-слуховой культуре общения. Переводу одного и того же содержания знания в различные формы его интерпретации не уделяется должного внимания в процессе преподавания. А, между тем, на мой взгляд, индивидуальные различия здесь весьма заметны и довольно устойчивы. Например, при изучении темы «Погода» в нашей школьной практике используется описательный метод, свободное владение лексическим и грамматическим материалом, задания на восприятие красок окружающего мира, но почти нет заданий, которые активизируют другие чувства (обоняние, осязание, движение). Многие ученики затрудняются передать заданное содержание разными изобразительными средствами: словами, движением, жестом, мимикой, графической схемой, что особенно важно при изучении английского языка.

Необходима в связи с этим более целенаправленная работа, нас учителей, по выявлению индивидуальных и устойчивых способов проработки того или иного материала, предоставления самому ученику, особенно в старших классах, свободы выбора способа выполнения задания, вида и формы материала, отобранного для его выполнения.

Базовая школа на разных этапах развития должна выявить не просто уровень овладения знаниями, но и метод мышления, который сформировался у того или иного ученика под влиянием систематического обучения. Таким образом, я думаю, для изучения личности школьника важно оценивать не только конечный результат его работы, но и процесс этой работы. Именно анализ процесса, направленного на овладение знаниями, может раскрыть нам учителям те способы учебной работы, которыми фактически пользуется ученик, осваивая знания. Эти способы всегда индивидуальны.

Основой развивающего обучения является не простое запоминание учебного материала на уроках английского языка, а также активная мыслительная деятельность учащихся, направленная на самостоятельное приобретение ими знаний, осознание изученного и развитие познавательных способностей в процессе применения этих знаний.

Характерной чертой развивающего обучения является не только накопление объёма знаний, но и своего рода умственных приемов, хорошо отработанных и прочно закреплённых, которые можно отнести к интеллектуальным умениям.

В своей работе по развитию личности средствами учебного предмета все учителя английского языка нашей школы используют следующую методику внутриклассной индивидуализированной учебной работы.

Индивидуализированное задание только условно отличается от обычного задания. Задание становится индивидуализированным лишь в том случае, когда оно предназначено не всему классу, а только группе учеников или отдельным учащимся соответственно их индивидуальным способностям.

  1. Задание, учитывающие уровень знаний, умений и навыков учащихся:

а) направленные на ликвидацию пробелов. Это индивидуальные дифференцированные задания на дом, индивидуальные занятия – консультации, индивидуальные задания на каникулы (по желанию учащихся);

б) учитывающие предварительные знания. Это краткие информации и сообщения отдельных учеников. Например, сделать сообщение о спортсменах школы, используя изученную лексику, фотографии учеников-спортсменов (тема «Спорт» 7 класс).

2. Задания, учитывающие общие и специальные способности учащихся. Не всегда целесообразно давать быстрее продвигающимся ученикам вначале общие для всех задания и только потом позволить им перейти к более трудным – такой способ обучения больше подходит для введения нового материала. В случае, который предполагает повторение и обобщение целесообразно давать более способным ученикам меньше общих заданий, а больше заданий на более высоком уровне. В то время, пока сильные учащиеся готовятся к ответу, учащиеся с более слабыми способностями получают индивидуальные задания на карточках. Эти задания предусматривают их уровень учебных умений.

3. Задания, учитывающие познавательные интересы учащихся. Эти задания весьма разнообразны: чтение дополнительной литературы, работа со справочником, энциклопедиями, составление планов и защита творческих работ.

4. Задание по степени их обязательностей назначаются мною, как работа с карточками, тематическими картинками. Здесь устанавливается объём и содержание задания. Эти задания обязательны. Альтернативные задания могут быть такими: подготовить сообщение по вопросам на выбор, написать творческую работу. В этих заданиях ученикам обычно я предлагаю несколько отличающихся по трудности вариантов работы, оценка ставится в зависимости от того, какой вариант ученик выберет. Возможны добровольные задания. Я считаю, выполнение добровольных заданий необходимым моментом не только из развивающих, но и из воспитательных соображений. В качестве таких я использую: работу с дополнительной литературой, выполнением большего числа упражнений, выполнение заданий повышенной трудности, добровольные задания, найденные самим учеником. Способность ученика формировать и выполнять такие задания представляет собой высшую степень его самостоятельности, которой можно достигнуть с помощью индивидуального обучения. Задания, которые они могут найти сами, разнообразны: чтение различной литературы, составление схем, таблиц, карточек – подсказок по изученному материалу.

В своей работе я стараюсь использовать разнообразные формы обучения. Провожу уроки – проекты, уроки – путешествия, уроки – экскурсии, уроки – семинары, уроки – смотры знаний.

Среди форм контроля хорошо зарекомендовали себя уроки – зачеты, собеседования «один на один», защита творческих проектов, работ, тестов.

Выпускники нашей школы при поступлении в ВУЗы и при обучении там показывают хорошие знания по предмету и не испытывают никаких трудностей. Учащиеся 7-х, 8-х, 9-х, 10-х и 11-х классов принимают участие в олимпиадах и занимают призовые места.


Список литературы:

  1. Аристова Л.П. «Активизация учения школьника».

  2. Давыдов В.В. «Возрастные возможности усвоения знаний».

  3. Закирова З.Б. «Индивидуализация самостоятельной работы как средство умственного воспитания учащихся».

  4. Чуриков И.А. «Дифференцированный подход учащимся как эффективное средство активизации познавательной деятельности».