СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: Технология портфолио.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему: "Технология портфолио как форма повышения качества образования младших школьников"

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: Технология портфолио.»

Технология портфолио как форма повышения качества образования.

Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране всё более популярной. На западе говорят о нём, как об одном из образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа 21 века – это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящий по всему миру.

Актуальность портфолио возрастает с каждым годом в разных сферах деятельности.  Идея применения портфолио возникла в Соединенных Штатах в 80-х гг. XX века и развивается очень интенсивно. В Российском образовании технология «портфолио» внедряется сравнительно недавно.

Портфолио – это своеобразный «портрет» ученика. Этот «портфель достижений» представляет целый диапазон его способностей, склонностей, интересов, позволяет учитывать и оценивать результаты в деятельности учебной, творческой, социальной, коммуникативной, а также даёт возможность увидеть динамику развития личности.

Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен»

На каждой ступени обучения портфолио имеет свои особенности. Вместе с тем портфолио – это возможность для ребят любого возраста продемонстрировать собственные достижения в различных областях деятельности.

Работу с портфолио нужно начинать с начальной школы, тогда данный процесс является целенаправленным, осуществляется прееемственность в обучении. Ученик, переходя на следующую ступень обучения, умеет представлять свои успехи и достижения.

Портфолио выполняет несколько функций:

- диагностическуюфиксируется рост знаний ученика

- содержательную показываются все виды выполняемых учеником работ

- развивающуюобеспечивается непрерывность процесса обучения и развития

- мотивационную поощряются результаты деятельности учащихся

- рейтинговуюпоказывается уровень достижений учащегося по сравнению с другими учащимися класса

Работа с портфолио способствует формированию у младших школьников универсальных учебных действий. Личностные УУД обеспечивают воспитание личности, нравственное развитие и формирование познавательного интереса. Регулятивные УУД направлены на формирование навыков самоорганизации. Познавательные УУД формируют информационную и исследовательскую культуру школьников. Коммуникативные УУД способствуют формированию культуры общения учеников.

В процессе работы над портфолио:

  • Дети учатся замечать собственные успехи, а  следовательно саморазвиваются и самореализуются; школьники, которым трудно учиться, могут преуспевать в других видах деятельности, а, значит, повысить самооценку и успешно социализироваться в классном коллективе.

  • Родители, раскрывая талант ребенка, постепенно и целенаправленно могут помочь своим детям стать специалистами в той или иной области.

  • Классный руководитель поддерживает ситуацию успеха, оказывает педагогическую помощь конкретным детям.

  • Таким образом, совместная деятельность всех участников образовательного процесса определяет зону ближайшего развития каждого ребёнка.

Работа с портфолио обучающихся ведется при участии родителей, классного руководителя, педагогов дополнительного образования.

При формировании портфолио обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:

Учащиеся:

  • собирают материал для портфолио, обсуждая с учителями и родителями.

Классный руководитель:

  • является консультантом и помощником, выстаивающим взаимодействие с обучающимся на основе принципов сотрудничества, поэтапного обучения основам ведения портфолио;

  • координирует деятельность в данном направлении: организует выставки, презентации, информирует обучающихся о конкурсах и олимпиадах различного уровня;

  • способствует вовлечению учащихся в различные виды деятельности;

  • проводит информационную работу с родителями учащихся по формированию портфолио;

  • подтверждает достоверность образовательных достижений обучающихся;

  • осуществляет посредническую функцию между обучающимися, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио.

Родители:

  • помогают в заполнении порфолио, в структурировании материалов;

  • принимают участие в подготовке и проведении презентации портфолио;

  • участвуют в анализе и оценивании портфолио.

Учебный портфель - это ещё и возможность обеспечить более активное вовлечение родителей в процесс обучения и учения ребёнка, более адекватно оценивать как сильные так и слабые стороны своих детей как учеников и более активно сотрудничать со школой.

Работа с портфолио  не только нужное, но и очень увлекательное занятие. Ребята с удовольствием просматривают портфолио, сравнивают свои работы с работами своих одноклассников и демонстрируют самые удачные из своих. Для многих это стимул для дальнейшего роста, мотивация  более качественного оформления не только работ портфолио, но и текущих работ по школьным предметам.

В каждом из портфолио просматривается индивидуальность ребёнка, его личные шаги по лестнице успеха, неважно как он её оформляет: графически или словесно. Каждый ребёнок и его родители относятся к этому бережно, ответственно, как к документу, складывая в портфолио работы, грамоты, дипломы, сертификаты, табели успеваемости и т.д.

Безусловно, внедрение данной формы оценки уровня знаний учащихся требует не только от учеников прикладывать серьезные усилия для достижения необходимого уровня знания, но и от учителя.

Но вместе с тем применение портфолио в обучении, убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе.

Таким образом, представляется крайне важным с первых лет пребывания ребенка в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений – ведь она является “технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни”(Т. Новикова, А. Прутченков).











Введение портфолио положительно повлияло на организацию учебного процесса, т.к.:

  • увеличилось количество ребят и педагогов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью;

  • увеличилось количество педагогов использующих проектные формы работы;

  • повысилась образовательная активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны учащихся более достоверным и ответственным;

  • поддерживается высокая учебная мотивация школьников;

  • развиваются навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

  • формируются умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.