Технология портфолио как форма повышения качества образования.
Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране всё более популярной. На западе говорят о нём, как об одном из образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа 21 века – это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящий по всему миру.
Актуальность портфолио возрастает с каждым годом в разных сферах деятельности. Идея применения портфолио возникла в Соединенных Штатах в 80-х гг. XX века и развивается очень интенсивно. В Российском образовании технология «портфолио» внедряется сравнительно недавно.
Портфолио – это своеобразный «портрет» ученика. Этот «портфель достижений» представляет целый диапазон его способностей, склонностей, интересов, позволяет учитывать и оценивать результаты в деятельности учебной, творческой, социальной, коммуникативной, а также даёт возможность увидеть динамику развития личности.
Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен»
На каждой ступени обучения портфолио имеет свои особенности. Вместе с тем портфолио – это возможность для ребят любого возраста продемонстрировать собственные достижения в различных областях деятельности.
Работу с портфолио нужно начинать с начальной школы, тогда данный процесс является целенаправленным, осуществляется прееемственность в обучении. Ученик, переходя на следующую ступень обучения, умеет представлять свои успехи и достижения.
Портфолио выполняет несколько функций:
- диагностическую – фиксируется рост знаний ученика
- содержательную – показываются все виды выполняемых учеником работ
- развивающую – обеспечивается непрерывность процесса обучения и развития
- мотивационную – поощряются результаты деятельности учащихся
- рейтинговую – показывается уровень достижений учащегося по сравнению с другими учащимися класса
Работа с портфолио способствует формированию у младших школьников универсальных учебных действий. Личностные УУД обеспечивают воспитание личности, нравственное развитие и формирование познавательного интереса. Регулятивные УУД направлены на формирование навыков самоорганизации. Познавательные УУД формируют информационную и исследовательскую культуру школьников. Коммуникативные УУД способствуют формированию культуры общения учеников.
В процессе работы над портфолио:
Дети учатся замечать собственные успехи, а следовательно саморазвиваются и самореализуются; школьники, которым трудно учиться, могут преуспевать в других видах деятельности, а, значит, повысить самооценку и успешно социализироваться в классном коллективе.
Родители, раскрывая талант ребенка, постепенно и целенаправленно могут помочь своим детям стать специалистами в той или иной области.
Классный руководитель поддерживает ситуацию успеха, оказывает педагогическую помощь конкретным детям.
Таким образом, совместная деятельность всех участников образовательного процесса определяет зону ближайшего развития каждого ребёнка.
Работа с портфолио обучающихся ведется при участии родителей, классного руководителя, педагогов дополнительного образования.
При формировании портфолио обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:
Учащиеся:
Классный руководитель:
является консультантом и помощником, выстаивающим взаимодействие с обучающимся на основе принципов сотрудничества, поэтапного обучения основам ведения портфолио;
координирует деятельность в данном направлении: организует выставки, презентации, информирует обучающихся о конкурсах и олимпиадах различного уровня;
способствует вовлечению учащихся в различные виды деятельности;
проводит информационную работу с родителями учащихся по формированию портфолио;
подтверждает достоверность образовательных достижений обучающихся;
осуществляет посредническую функцию между обучающимися, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио.
Родители:
помогают в заполнении порфолио, в структурировании материалов;
принимают участие в подготовке и проведении презентации портфолио;
участвуют в анализе и оценивании портфолио.
Учебный портфель - это ещё и возможность обеспечить более активное вовлечение родителей в процесс обучения и учения ребёнка, более адекватно оценивать как сильные так и слабые стороны своих детей как учеников и более активно сотрудничать со школой.
Работа с портфолио не только нужное, но и очень увлекательное занятие. Ребята с удовольствием просматривают портфолио, сравнивают свои работы с работами своих одноклассников и демонстрируют самые удачные из своих. Для многих это стимул для дальнейшего роста, мотивация более качественного оформления не только работ портфолио, но и текущих работ по школьным предметам.
В каждом из портфолио просматривается индивидуальность ребёнка, его личные шаги по лестнице успеха, неважно как он её оформляет: графически или словесно. Каждый ребёнок и его родители относятся к этому бережно, ответственно, как к документу, складывая в портфолио работы, грамоты, дипломы, сертификаты, табели успеваемости и т.д.
Безусловно, внедрение данной формы оценки уровня знаний учащихся требует не только от учеников прикладывать серьезные усилия для достижения необходимого уровня знания, но и от учителя.
Но вместе с тем применение портфолио в обучении, убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе.
Таким образом, представляется крайне важным с первых лет пребывания ребенка в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений – ведь она является “технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни”(Т. Новикова, А. Прутченков).
Введение портфолио положительно повлияло на организацию учебного процесса, т.к.:
увеличилось количество ребят и педагогов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью;
увеличилось количество педагогов использующих проектные формы работы;
повысилась образовательная активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны учащихся более достоверным и ответственным;
поддерживается высокая учебная мотивация школьников;
развиваются навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
формируются умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.