11
Дополнительная общеразвивающая программа
«Почемучка»
Пояснительная записка
Человек и природа... Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством.
Наиболее благоприятным периодом в жизни человека для формирования экологического сознания является дошкольный возраст. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, будет ли расточительным хозяином, понимающим природу, во многом зависит от взрослых, направляющих его воспитание.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.
Направленность
Дополнительная общеразвивающая программа «Почемучка» для детей от 5 до 7 лет имеет естественно – научную направленность. Программа направлена на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек-природа» или окружающий мир), реализует потребность человека в классификации объектов окружающего мира через логические операции, а также на формирует культуру поведения детей в природе.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что программа носит интегрированный характер. Наряду с формированием экологической культуры, у детей развиваются мышление, память, речь, художественные навыки, навыки исследовательской деятельности, мелкая моторика. За небольшой срок пребывания ребенка в центре реабилитации данная программа позволяет охватить весьма широкий круг деятельности детей и на самом раннем этапе начать формирование у воспитанников целостного представления о растениях и животных, обитателях леса, знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными) с помощью различных форм и методов организации.
Актуальность
Актуальность программы заключается в том, что ребенок – дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Дети, поступающие в социально-реабилитационный центр, не владеют знаниями о многообразии природного мира, причинах природных явлений, особенностях существования животных и растений, взаимодействии человека и природы, у них отсутствуют умения и навыки в познавательной деятельности. Дополнительная общеразвивающая программа «Почемучка» способствует формированию у воспитанников культуры экологического сознания, культуры экологического мышления и всестороннее развитие личности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Почемучка» для детей от 5 до 7 лет является частью комплексной дополнительной общеразвивающей программы по организации досуговой деятельности несовершеннолетних «Знай! Умей! Твори!».
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что экологические знания, умения и навыки полученные обучающимися после прохождения данной программы, могут использоваться ими в последующем в освоении школьных предметов естественного направления в повседневной жизни.
Цель и задачи программы
Цель: формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Задачи:
Образовательные:
- формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе.
- обогащать представления детей о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений, о взаимодействии человека и природы.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес у детей к природе, желание активно изучать природный мир; экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;
- формировать представление об обитателях леса, избавляющих лес от вредителей (насекомых);
- способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
Воспитательные:
- прививать любовь к природе, желание о ней заботится;
- воспитывать у детей заботливое отношение к природе через общение с окружающей среды;
- способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности.
Коррекционные:
- воспитывать эмоционально – ценностное отношение к природному окружению.
Отличительные особенности
Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы «Почемучка» для детей от 5 до 7 лет является то, что она нацелена на воспитание гуманной социально активной и творческой личности ребенка, с целостным взглядом на природу, пониманием места человека в ней, так же предусматривается введение занятий экспериментальной деятельности с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и практически используя накопительный опыт.
Проектность. Программа реализуется как система, может дорабатываться, корректироваться, пополняться по мере необходимости.
Одной из важнейших особенностей этой программы является возможность ее циклической реализации, т. е. выполнив данную программу с группой детей, возможно (а иногда необходимо) ее повторение.
Возраст получателей услуг
Воспитанники дошкольного возраста от 5 до 7 лет, находящиеся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Форма организации занятий
Групповые занятия: экологические занятия, экологические игры, занятия – путешествия.
Срок освоения программы
Данная программа рассчитана на три месяца (13 часов).
Режим занятий: 2 раза в неделю, по одному занятию в день. Занятия поводятся регулярно, для того чтобы знания, умения и навыки успели сформироваться и закрепиться.
Ожидаемый результат
В результате реализации программы, воспитанники:
- по образовательному компоненту:
будут иметь представление о растениях и животных; об обитателях леса, избавляющих лес от вредителей (насекомых);
знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными);
- по развивающему компоненту:
- разовьют познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный мир; экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;
- по воспитательному компоненту:
будут проявлять интерес, доброту к природным явлениям и объектам;
Содержание программы
Учебный план (Приложение №1).
Календарный учебный график (Приложение 2).
Для повышения эффективности реализации, дополнительная общеразвивающая программа разделена 3 этапа: диагностический, этап реализации, аналитический.
I. Диагностический этап (30 мин)
Диагностическое обследование для выявления представления ребенка о живом, об особенностях понимания ребенком ценности природных объектов, представление о нормах отношения к живому. При проведении диагностики используются методы наблюдения, методики «Живая - неживая природа», «Лес благодарит и сердится», «Экологические знаки», «Экологический светофор», «Забота о природе».
II. Этап реализации (12 часов)
Второй этап направлен на осуществление коррекционной работы по следующим разделам (часов):
«Введение в экологию» - 3 часа;
«Доктора природы» - 4 часа;
«Человек – часть природы» - 4 часа.
Каждый из разделов представляет собой цикл занятий. Общий объем по трем разделам 24 занятия. Продолжительность каждого занятия 30 минут.
Блок №1 «Введение в экологию» (3 часа)
1.1. «Наша планета Земля»
Теоретическая часть. Организационный момент. Рассказ воспитателя о бабочках. Рассказ воспитателя о появлении Земли. Видеоролик «Планета Земля».
Практическая часть. Двигательная гимнастика со словами. Этажи леса. Рассматривание карты звездного неба. Игра «Угадай, кто это?».
1.2. «Мир вокруг нас»
Теоретическая часть. Сюрпризный момент «Живая книга». Беседа по страницам книги. Правила поведения в природе.
Практическая часть. Упражнение «Дорисуй рисунок». Игра «Чей это дом».
1.3. «Мы — друзья природы»
Теоретическая часть. Чтение стихотворения В. Орлова «Друзья природы», слушание диска пение птиц.
Практическая часть. Игра «Ромашка». Игра-загадка «Найди ошибку». Игра «Прилетели птицы», исполнение песни «Улыбка».
1.4. «Экология в картинках»
Теоретическая часть. Сюрпризный момент «Приход Колобка». Книга «Экология в картинках».
Практическая часть. Путешествие по страницам книг. Первая страница «Живая и неживая природа». Дидактическая игра «Живое — неживое». Вторая страница «Человек и природа». Физкультминутка. Третья страница «Панорама добрых дел». Четвертая страница «Чудо – дерево».
1.5. «Через добрые дела можно стать юным экологом»
Теоретическая часть. Приветствие «Здравствуй, солнце золотое». Загадка. Беседа: «Планета земля». Видеофильм «Живое — неживое».
Практическая часть. Опыт с водой. Посадка семечки. Физкультминутка. Игра: «Оживим дерево».
1.6. «Явления в природе»
Теоретическая часть. Рассказ воспитателя «Природные явления». Просмотр презентации «Явления природы».
Практическая часть. Рисование «Явления природы». Видео физминутка «Краб».
1.7.«Ядовитые грибы и ягоды»
Теоретическая часть. Рассказ воспитателя «Грибы да ягоды». Загадки по теме. Просмотр презентации «Ядовитые грибы и ягоды».
Практическая часть. Игра «Доскажи словечко». Физминутка «Дождик». Загадки по теме. Подвижная игра «У медведя во бору».
1.8. «Удивительный мир насекомых»
Теоретическая часть. Рассказ воспитателя о насекомых в природе. Чтение рассказа «Четыре бабочки». Презинтация «Насекомые»
Практическая часть. Игра «Угадай – ка»! Игра «Насекомые на полянке». Игра «Кто как звучит». Игра «Четвертый лишний».
Блок №2 «Доктора природы» (4 часа)
2.1. «По тропинке в лес пойдем»
Теоретическая часть. Рассматривание картинки «Лес». Письмо «Просьба лесника».
Практическая часть. Загадка о лесе. Загадки о деревьях. Игра «Узнай, какого дерева лист». Беседа «Какие грибы вы знаете?». Рисование «Экологические знаки».
2.2.«Таинственный мир лекарственных трав»
Теоретическая часть. Беседа «Лекарственные растения».
Практическая часть. Игра «Отгадай загадку». Физминутка. Рассматривание иллюстраций «Одуванчик, крапива, ромашка».
2.3. «Друг земли – дождевой червяк»
Теоретическая часть. Чтение сказки Н.Павловой «Большое чудо». Чтение «Письмо дождевого червяка».
Практическая часть. Динамическая пауза. Игра «Деревья и червяки». Проведение исследовательской деятельности.
2.4. «Муравьи – санитары леса»
Теоретическая часть. Стихотворение о муравьях. Просмотр видеосюжета «Муравьи – санитары леса».
Практическая часть. Физминутка «Липы». Проводится игра: «Кто скорее соберет гусениц». Проводится игра: «Муравейник». Этапы лепки муравья. Самостоятельная лепка муравья.
2.5. «Птицы – целители леса!»
Теоретическая часть. Стихотворение «Дятел», «Скворец», «Глухарь». Беседа о прочитанном.
Практическая часть. Загадки о птицах. Просмотр презентации «Птицы». Физминутка.
2.6. «Эти удивительные птицы»
Теоретическая часть. Беседа «Птицы Кубани»
Практическая часть. Упражнение «Цепочка доброты». Упражнение с артикуляционной гимнастикой. Загадки. Задание «Собери птичку». Игра «Кого, чем угостим». Физкультминутка «Снегири». Упражнение «Будь внимательным». Гимнастика для глаз «Сорока».
2.7. Экологическая акция «Поможем птицам!»
Теоретическая часть. Загадка о птице. Беседа «Как помочь птицам?», презентация «Как помочь птицам».
Практическая часть. Изготовление кормушки. Обсуждение работы.
2.8 «Лесные звери»
Теоретическая часть. Просмотр видео ролика «Лесные звери» и «Голоса диких животных».
Практическая часть. Игра «Что вы слышите?» Игра «Вокруг себя обернись, в лесного зверя превратись». Физминутка «Лесной тропой». Игра «Я начну, а ты продолжи».
Блок №3 «Человек – часть природы» (4 часа)
3.1. «Человек – часть природы»
Теоретическая часть. Вводная беседа «Органы зрения». Стихотворение «Уши» Э. Мошковской. Беседа «Человек, как и природа».
Практическая часть. Гимнастика для глаз. Опыт. Загадка о зубах. Физкультминутка «Дети по лесу гуляли». Игра «Органы зрения, слуха…». Игра «Свет мой зеркальце скажи…».
3.2. «Труд лесника»
Теоретическая часть. Беседа о профессии. Рассказ воспитателя о профессии лесника. Чтение стихотворения Л. Зеленовской «Лесник».
Практическая часть. Игра с мячом «Образуй профессию». Загадка о профессии лесника. Опыт «Определим воздух». Пословицы о лесе. Задания лесника.
3.3. «Экологическая безопасность»
Теоретическая часть. Просмотр презентации «Экология». Чтение памятки: «Правила поведения во время грозы». Сообщение об опасных растениях. Сообщение о клеще и гадюке. Беседа «Безопасность – это защита от опасности». Беседа «Цепь загрязнения».
Практическая часть. Физминутка. Игра «Правила поведения в природе».
3.4. «Охрана животных и растений. Отношение человека к природе»
Теоретическая часть. Беседа «Что такое экология?». Основные правила охраны природы.
Практическая часть. Разминка «Пантомима». Разгадывание кроссворда. Игра «Угадай, кто это?
3.5. «Красная книга»
Теоретическая часть. Сюрпризный момент: телеграмма от Лесовичка. Беседа «Красная книга».
Практическая часть. Игра «Добрый лес». Психологическая гимнастика. Игровое упражнение «Разрешается – запрещается». Физминутка. Игровое упражнение «Логические цепочки».
3.6. «Знатоки природы»
Теоретическая часть. Объяснение правил игры. Просмотр презентации.
Практическая часть. Приветствие команд. Игры «Бывает – не бывает», «Собери пазл», «Вопрос – ответ», Игра «Болото».
3.7 «Берегите и любите природу»
Теоретическая часть. Чтение стихотворения «Если я сорву цветок». Просмотр видео ролика «Береги природу».
Практическая часть. Игра «Волшебный мешочек». Игра «Летает, плавает, бегает». Игра «Кого чем угостили».
3.8 «Экологический калейдоскоп»
Теоретическая часть. Вступительное слово воспитателя. Просмотр презентации «Экология».
Практическая часть. Загадки о птицах. Игры: «Угадай мелодию», «Птицы в сказке», «Зимующие и перелетные птицы», «Собери картинку», «Кто как кричит».
III. Аналитический этап (30 мин)
На третьем, аналитическом этапе реализации программы проводится заключительная диагностика (используются диагностические методики, которые применялись на 1 этапе), направленная на анализ достигнутых результатов, сравнение их с первоначальной диагностикой (приложение №3)
Показателем эффективности программы являются результаты мониторинга.
Методическое обеспечение программы
Комплекс организационно – педагогических условий
Условия реализации программы
- Материально техническое обеспечение: помещение для занятий, отвечающее требованиям СанПиН.
- Перечень оборудования: музыкальный проигрыватель для организации динамических пауз; копировальная техника, для размножения раздаточных материалов, листы бумаги А4; ручки; карандаши.
- Информационное обеспечение: аудио-, видео-, фото-, интернет источники.
- Кадровое обеспечение: воспитатель отделения диагностики и социальной реабилитации №1.
Форма аттестации
Эффективность реализации программы оценивается путем проведения мониторинговых исследований. Технология мониторинга заключается в оценке диагностических данных в сравнении со стандартами социализации несовершеннолетних на момент включения в программу, а также по итогам участия в программе. Мониторинговые исследования представлены в виде таблиц, диаграмм (Приложение № 3).
Оценочные материалы
Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения несовершеннолетними планируемых результатов (Приложение № 4).
Методические материалы
Организация процесса обучения должна подчиняться определённым педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально – психологического климата в коллективе.
Для освоения программы воспитанниками используются:
Методы организации занятий:
- словесные методы (объяснение, беседа, разъяснение), способствующие развитию навыков: ставить вопросы, наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свое мнение;
- наглядные методы (приемы: демонстрация, использование ИКТ), которые позволяют достичь большего воспитательного эффекта, создают благоприятные возможности для развития абстрактного мышления несовершеннолетних;
- практические методы (приемы: групповая работа, мозговой штурм, кейс - технологии), способствующие процессам самопознания и самораскрытия;
- проблемно-поисковые методы (приемы: проблемная ситуация, организация коллективного обсуждения), которые способствуют поиску наиболее рациональных вариантов разрешения проблемных ситуаций;
- репродуктивный метод, в ходе использования которого происходит синтез подражательных и самостоятельных действий, на которые влияют жизненные и специально созданные проигрываемые ситуации;
- дискуссия, развивающая умение отстаивать свою точку зрения, коммуникативные навыки общения.
Конспекты занятий (Приложение№5).