СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электронные таблицы. Условная и логическая функция.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока. Для подготовки к ГИА-2022. Задание № 14.

Просмотр содержимого документа
«Электронные таблицы. Условная и логическая функция.»

Титаренко Алексей Анатольевич


Ход урока.

  1. Актуализация субъектного опыта учащихся.

Учитель

Предположительные ответы обучающихся

Сегодня мы продолжаем изучение темы «Электронные таблицы. Функции в электронных таблицах» и так как новый материал связан с материалом предыдущих уроков давайте вспомним, что мы уже изучили. (слайд по функциям)

Изучили понятия электронная таблица, табличный процессор, адрес ячейки, статистические функции и т.д., функции =Если(), =СчетЕсли(), =СуммЕсли(), =И(), =ИЛИ(), =Не(), расчетная задача, режим отображения данных, режим отображения формул и т.д.

Учитель повторяет с учащимися технику безопасности при работе за компьютером на уроке.

Учитель просит называть по одному правилу ТБ, повторяться нельзя. (1 УУ)

(слайд по ТБ)



















Примерный план ответа учащимися:

1. Без разрешения учителя в класс не входить.

2. На перемене всем выходить из кабинета.

3. С булочками, фруктами в класс не входить.

4. Садиться строго на отведенное место.

5. Запрещается трогать руками разъемы, экран и тыльную сторону ПК.

6. Приступать к работе на компьютере только с разрешения учителя.

7. Не ремонтировать ПК самостоятельно.

8. Немедленно прекратить работу при поломке ПК.

9. Сидеть на расстоянии от экрана не менее 60-70 см

Учитель организует проведение контроля над уровнем усвоения предыдущего учебного материала.

Электронный тест. (1 УУ). (слайд с именем теста)


Используем электронный тест «Электронная таблица. Функции MS Excel». Учитель результаты контроля записывает себе на листочке, одновременно ведется протокол ответов учеников, который сохраняется в отдельном файле .

Учащиеся самостоятельно работают с контролирующей программой на ПК, используя программу минитест.

Каждый получает оценку. И видит правильные ответы и ошибки, на экране ПК и протоколе, сохраненном в отдельном файле.









































  1. Мотивация.

Учитель

Предположительные ответы обучающихся

Учитель мотивирует


Мотивация у учащихся на уроке формируется:

- в результате обсуждения многообразия сфер деятельности человека, в которых полезно знать и использовать возможности ЭТ Microsoft Excel - применимость получаемых знаний в практической деятельности;

- ссылки на то, что приобретаемые на уроке знания и умения понадобятся при изучении последующего материала, в том числе при сдаче ОГЭ по информатике (задания взяты из 2 части ОГЭ);

- создания проблемной ситуации;

- создания ситуации успеха для учащихся различного уровня подготовки (дифференцированность практических заданий).

Учащиеся высказываются в результате обсуждения.




















  1. Выявление проблемы. Разработка гипотезы.


Учитель

Предположительные ответы обучающихся

Учитель выводит на экран доски файл электронной таблицы к задаче № 1: (Слайд ЭТ задача №1)

На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.

1. Сколько продуктов в таблице содержат меньше 10 г жиров и меньше 10 г углеводов? Запишите число этих продуктов в ячейку Н2 таблицы.

2. Какова средняя калорийность продуктов с содержанием белков менее 1 г? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку НЗ таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.



Я предлагаю автоматизировать процесс решения задачи.


Для этого чтобы электронная таблица сама отвечала на поставленные вопросы необходимо внести несколько формул. Какие формулы надо знать и уметь задавать ?


Создана проблемная ситуация, для преодоления которой ребятам необходимы новые знания.


Предлагают пути решения. Вплоть до ручного подсчета – без использования специальных функций.
















Учащиеся – Если(), И(), СУММ(), СуммЕсли(), СчетЕсли()




















  1. Постановка цели. Формулировка темы урока.



Учитель

Предположительные ответы обучающихся

Учитель подводит к формулировки учащимися целей урока.

- Что нам необходимо для преодоления данной проблемы?












Учитель подводит учащихся к новой теме урока.

- Исходя из поставленных нами целей урока - сформулируйте тему урока ?

- какие вопросы по теме мы должны изучить, чтобы практически приступить к решению задач?

Учащиеся варианты ответов:

- знать и уметь работать с условной и логической функцией и т.д.

- научиться применять условную и логические функции в ТП Excel.

- отработать умения использования условной и логической функции при решении задач практического характера в Excel

Учащиеся формулируют цели урока:

Обучиться умению решать задачи в ЭТ с использованием условной и логической функции.




Звучат варианты темы урока.


"Решение задач с использованием условной и логической функции".

Учитель, обобщая высказанное учащимися, формулирует тему и цель урока.

Показывает на доске тему и цель урока. (слайд № )














  1. Объяснение нового материала. Разработка алгоритма решения.


Учитель

Предположительные ответы и действия учащихся

Учитель возвращается к первой задаче, которую рассматривали выше для создания проблемной ситуации. И решает ее совместно с учащимися. (слайд Задача № 1)

Задача № 1 (9)

На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.

1. Сколько продуктов в таблице содержат меньше 10 г жиров и меньше 10 г углеводов? Запишите число этих продуктов в ячейку Н2 таблицы.

2. Какова средняя калорийность продуктов с содержанием белков менее 1 г? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку НЗ таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.


План решения:

1. Запишем в ячейку G2 следующую формулу =ЕСЛИ(И(B2

2. Запишем в ячейку J2 следующее выражение: =СУММЕСЛИ(C2:C1001;"


Ответ: 1) 354; 2) 125,41.


Учитель какими функциями мы воспользовались?


Учитель, обобщает высказанное учащимися, формулирует алгоритм решения задачи.

Итак, запишем в тетрадях алгоритм решения задачи


Обобщенный алгоритм решения задачи


  1. Определить диапазоны поиска.

  2. Определить количество диапазонов поиска.

  3. Определить критерии поиска.

  4. Определить логику связи критериев поиска.

  5. Определить исходя из п.1-4 формулу (формулы), которыми будем пользоваться.

  6. Определить ячейки для ввода формул.

  7. Ввести формулы в определенные ячейки.


Учитель просит заучить алгоритм. И нескольких учеников просит его повторить по памяти.(1 УУ).

На доску выводится план решения задачи и обобщенный алгоритм решения подобных задач.

(слайд плана решения задачи и алгоритм)


















Учащиеся записывают план решения себе в тетрадь.









Учащиеся – Если(), И(), СУММ(), СуммЕсли(), СчетЕсли











Учащиеся записывают себе в тетрадь обобщенный алгоритм решения подобных задач.














Несколько учеников воспроизводят обобщенный алгоритм.





























  1. Первичная проверка понимания изученного.


Учитель

Предположительные ответы обучающихся

1. Учитель просит учащихся решить задачу № 1. (2 УУ) (файлы с данными для решения предварительно установлены на ПК учащихся)

2. Учитель осуществляет контроль

выполнения работ.

Учащиеся решают задачу по плану (алгоритму), предварительно открыв нужный файл ЭТ с данными. Под контролем учителя.



  1. Физкультминутка.

Учитель

Ученики

Проводим физкультминутку. (Здоровьесберегающие технологии)


1.Взгляд направить влево – вправо, прямо, вниз, вверх. Повторить 5 раз.

2. Закрыть глаза на счет «раз - два», открыть глаза и посмотреть на кончик носа, на счет «три - четыре». Повторить 2 раза.

3. Вращаем глаза влево и вправо по 5 раз

4. Сильна зажмурить глаза и не разжимать 20 секунд.


(слайд упражнения)



Ученики выполняют упражнения для галаз
















  1. Применение изученного. Практическая работа.

Учитель

Предположительные ответы обучающихся

1. Учитель просит учащихся самостоятельно решить вторую, третью и четвертую задачи. Тем самым применить и отработать алгоритм решения подобных задач. (2 УУ)


2. Учитель осуществляет контроль

выполнения работ.

Задача № 2 (18)

Задача № 3 (19)

Задача № 4 (28)


При необходимости выводит задачи на экран.

(Слайд задачи)

Учащиеся самостоятельно выполняют задания на своем рабочем ПК, предварительно открыв нужный файл ЭТ с данными.

(Задачи находятся в рабочих папках учащихся на их учебных Пк)








































  1. Контроль и самоконтроль

Учитель

Предположительные ответы обучающихся

Учитель организует индивидуальный контроль каждого учащегося.


А также создает возможность для самоконтроля каждого учащегося.


Учащиеся после выполнения работы получают пароль для доступа к анализу правильного решения предложенных им задач и верным ответам.

И на основании этого сами выставляют себе оценку.

































  1. Рефлексия и подведение итогов.

Учитель

Предположительные ответы обучающихся

  1. Ваша самооценка усвоения нового материала?

  2. За что ты себя можешь похвалить?



  1. Чему вы научились на уроке? Свой работой я доволен потому что …

  2. На ваш взгляд достигли ли мы поставленной цели урока?









(слайд по подведению итогов)

- я удовлетворен своей работой на уроке

- за усидчивость, за трудолюбие, за внимательность и т.д.

- знаем алгоритм решения подобных задач;

- умеем решать подобные задачи

- умеем решать практические задча с помощью условной и логической функции в среде ЭТ.

- обучились умению (научились) решать задачи в ЭТ с использованием условной и логической функции.




















  1. Домашнее задание.

Дифференцированные карточки с задачами (2 УУ, 3 УУ)



Приложение № 1 Задачи к самостоятельной работе. (отдельно в файле)