СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование естественнонаучной грамотности в начальной школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представление опыта работы по формированию естественнонаучной грамотности в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Формирование естественнонаучной грамотности в начальной школе»

Формирование естественнонаучной грамотности в начальной школе

Формирование естественнонаучной грамотности в начальной школе

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
  • Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; понимать основные особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
  • Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; понимать основные особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Основные способы действий, которые должны быть сформированы в курсе «Окружающий мир» Наблюдать (видеть, а не только смотреть) Анализировать свои наблюдения Экспериментировать Читать и понимать информационный текст Пользоваться таблицами, графиками, диаграммами, картосхемами, простейшими схемами Пользоваться моделями (глобус, интерактивные исследовательские модели…)

Основные способы действий, которые должны быть сформированы в курсе «Окружающий мир»

  • Наблюдать (видеть, а не только смотреть)
  • Анализировать свои наблюдения
  • Экспериментировать
  • Читать и понимать информационный текст
  • Пользоваться таблицами, графиками, диаграммами, картосхемами, простейшими схемами
  • Пользоваться моделями (глобус, интерактивные исследовательские модели…)
Для обеспечения эффективности формирования естественнонаучной грамотности школьников педагогам необходимо применять методы и приемы активного обучения, которые побуждают учащихся к активной исследовательской деятельности в процессе овладения учебным материалом.
  • Для обеспечения эффективности формирования естественнонаучной грамотности школьников педагогам необходимо применять методы и приемы активного обучения, которые побуждают учащихся к активной исследовательской деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Эффективные способы формирования естественнонаучной грамотности Метод проблемного обучения – создание проблемной ситуации. Ситуационные задачи являются важнейшим методическим ресурсом для обучения школьников решению жизненных задач (проблем) с   помощью предметных знаний.

Эффективные способы формирования естественнонаучной грамотности

  • Метод проблемного обучения

создание проблемной ситуации.

Ситуационные задачи являются важнейшим методическим ресурсом для обучения школьников решению жизненных задач (проблем) с   помощью предметных знаний.

Проектно-исследовательская деятельность   - создает условия для развития личности учащегося, его индивидуальности, творческих способностей, формирует потребности учиться на протяжении всей жизни, приобретения опыта практической деятельности в различных сферах, самоопределения самореализации.

Проектно-исследовательская деятельность

- создает условия для развития личности учащегося, его индивидуальности, творческих способностей, формирует потребности учиться на протяжении всей жизни, приобретения опыта практической деятельности в различных сферах, самоопределения самореализации.

Использование ТРКМ (технология развития критического мышления)

Использование ТРКМ (технология развития критического мышления)

Прием РАФТ   Определим параметры будущего текста: Р-роль (любой человек нашей планеты) А-аудитория (кому вы будете писать) (жителям Марса) Ф-форма – рассказ Т- тема («Насекомые) Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке, но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты. Рассказ будет предназначен для жителей планеты Марс.

Прием РАФТ

Определим параметры будущего текста:

  • Р-роль (любой человек нашей планеты)
  • А-аудитория (кому вы будете писать) (жителям Марса)
  • Ф-форма – рассказ
  • Т- тема («Насекомые)

Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке, но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты. Рассказ будет предназначен для жителей планеты Марс.

«Древо решений»   Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Ученикам дается задание. Например: Проблема нехватки питьевой воды в некоторых районах. Задача: найти варианты ее решения, определить преимущества и недостатки каждого варианта. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем дереве. Группы или по очереди рассказывают о путях решения данной проблемы или меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

«Древо решений»

  • Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Ученикам дается задание.

Например: Проблема нехватки питьевой воды в некоторых районах.

  • Задача: найти варианты ее решения, определить преимущества и недостатки каждого варианта. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем дереве. Группы или по очереди рассказывают о путях решения данной проблемы или меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
Прием «Кластер» предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.
  • Прием «Кластер» предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.
Приём «Корзина идей» – это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Приём «Корзина идей»

– это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока

  • На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Приём «Да-нет»   Учитель загадывает географический объект. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами:

Приём «Да-нет»

  • Учитель загадывает географический объект. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет".
Решение творческих учебных задач Учебник «Окружающий мир»

Решение творческих учебных задач

  • Учебник «Окружающий мир»
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!