Ф
УДК
ормирование этнокультурной компетентности младших школьников
Т.В. Батуева
Научный руководитель: З.Б. Лопсонова, к.п.н., доц.
Бурятский государственный университет
аннотация
Этнокультурная компетентность как составляющая общего начального образования обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников позитивных национальных ценностей. Отмечается необходимостью разработки программы по реализации этнокультурного образования.
Ключевые слова: этнокультурная компетентность, базовые направления, младший школьник.
Сегодня, в условиях кризиса межнациональных отношений, исключительно остро встает вопрос о поликультурном и этнокультурном образовании. Особая роль здесь отводится этнокультурному образованию.
Важность решения проблемы этнокультурного образования школьников отмечается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования: «Стандарт направлен на обеспечение:
… сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, …овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России …» [10]. Так, во 2-м разделе относительно личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представлены требования в необходимости активизировать процесс патриотического воспитания и формирование основ российской гражданской идентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности, а также уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Так, портрет выпускника начальной школы включает такие личностные характеристики, как уважающий ценности семьи и общества, чувства гордости за свой край и свою Родину; любознательность, активность.
В реализации целей и задач поликультурного воспитания особого внимания заслуживает начальная ступень общего образования, так как она является, важнейшей ступенью формирования гражданской идентичности личности, именно она закладывает основы всестороннего развития детей; именно здесь начинается работа по воспитанию культуры, формированию сознательного отношения к людям, развитию коммуникативных навыков. По мнению Л. И. Божович, младший школьный возраст - это наиболее важный этап в этнической социализации ребенка, когда наиболее активно идут процессы формирования его национального характера, норм поведения, вкусов и культурных традиций своего народа. В этом возрасте дети открыты и для взаимодействия с другими народами, легко усваивают их языки и национальные особенности. Задача школы закрепить эти природные качества ребенка и создать прочную основу для их дальнейшего развития [3].
Концептуальное осмысление данной проблемы выделило ведущие понятия исследования «компетентность», «этнокультурная компетентность». Начнем с рассмотрения понятия «компетентность». На этот счет существует различные подходы. Рассмотрим существующие трактовки данных понятий.
По мнению И.С. Сергеева, В.И. Блинова: «…Компетентность – это готовность к выполнению определённых функций..» [8, с.9].
Е.О. Иванова: «Мы понимаем компетентность как владение соответствующей компетенцией, т.е. совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков и отношений, связанных с предметом учения, позволяющих выполнять целенаправленные и результативные действия с ним» [5, с.11]. Как видим, «компетентность» в большей мере соответствует общей цели образования - подготовке гражданина, способного к активной социальной адаптации, самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.
М.А. Чошанов считает, что компетентность — это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, т.е. владение оперативными и мобильными знаниями; это гибкость и критичность мышления, подразумевающая способность выбирать наиболее оптимальные и эффективные решения и отвергать ложные [11].
И.А. Зимняя трактует компетентность «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека» [4].
На основе анализа психолого-педагогической литературы (А.К. Маркова, В.Н. Куницына, Г.Э. Белицкая, JI.И. Берестова, В.И. Байденко, А.В. Хуторской, Н.А. Гришанова и др.) компетентность представляется нами как интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретаются в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельную и конструктивную деятельность в изменяющихся социальных условиях [13].
Перейдем к рассмотрению понятия «этнокультурная компетентность». Данное понятие рассматривалось рядом отечественных авторов. Так, А.Н. Некрасова под этнокультурной компетентностью понимает определенное социально-психологическое свойство личности, обладающей определенным уровнем подготовленности к вступлению в межэтническое общение, т.е. осведомленность, которая позволяет личности легко и раскованно включаться в национально окрашенные ситуации общения, обеспечивает различную степень оптимизации взаимоотношений с представителями иных этнокультурных традиций [7].
Этнокультурную компетентность в виде системы знаний, понятий, представлений о человеке как члене этнической группы, рассматривает Л.И. Боровиков [12].
Наиболее близок к нашему пониманию этнокультурной компетентности подход В.Н. Галяпиной и Т.В. Поштаревой. Они этнокультурную компетентность рассматривают как свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию [9].
Таким образом, обладать этнокультурной компетентностью – значит признавать мультикультурализм, обладать глубокими знаниями об этнических общностях и их культуре, осознавать их различия. При этом хотелось бы отметить, что знания не рассматривается, как некая сумма обладания информацией о той или иной этнической общности, а как деятельностные основания, реализуемые для достижения эффективного межэтнического взаимопонимания и взаимодействия [6].
В настоящее время образовательном пространстве выдвигаются противоречия между: богатством национальных культур, в том числе народного педагогического опыта обучения, воспитания и социализации детей и внедрением его в систему образования; имеющимся в поликультурной среде образовательным потенциалом и его недостаточным использованием в деятельности образовательных учреждений в контексте формирования этнокультурной компетентности учащихся; общей теорией содержания образования и слабой разработанностью механизмов реализации содержания полиэтнического образования; необходимостью формирования этнокультурной компетентности учащихся и недостаточной разработанностью педагогических технологий для решения этой проблемы [2].
Для решения данных вопросов предполагаем рассмотреть содержание этнокультурного образования на уровне учебного предмета посредством:
а) расширения этнокультурного компонента в предметах базисного
учебного плана;
б) реализации принципа междисциплинарного взаимодействия;
в) возможного введения специального предмета этнокультурологической направленности;
г) введением и расширением этнокультурологического содержания в
вариативно дополнительные формы внеучебной образовательной деятельности [1].
На практике школ Республики Бурятии развитие и признания этнокультурного образования в начальной школе недостаточно внедрена в систему образования. В федеральном компоненте федерального базисного учебного плана определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Соотношение распределения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения по ступеням общего образования и учебным годам отводится не менее 20 процентов. Но существующая система школьного образования ориентирована главным образом на сдаче единого государственного экзамена, а не на получение системного образования.
Таким образом, направленность образовательного процесса в начальной школе на формирование у обучающихся этнокультурной компетентности будет способствовать комплексному развитию личности – его духовно-нравственных, социальных, общекультурных и общеинтеллектуальных качеств, отвечающих требованиям современного общества.
Литература:
Афанасьева А. Б. Содержание этнокультурного образования в современной поликультурной среде [Электронный ресурс] / А. Б. Афанасьева. – Режим доступа : http://school2100.com/upload/iblock/4f1/4f1d5fa7fe257d9c93292b004b9ed2e4.pdf
Бережицкая М. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся начальной школы [Электронный ресурс] / М. В. Бережицкая. – Режим доступа : http://www.scienceforum.ru/2013/151/2187
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Москва : Просвещение, 1990. - 464с.
Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования [Электронный ресурс]. / И. А. Зимняя. – Режим доступа : http://quality.petrsu.ru/file/74/%EA%EB%FE%F7%E5%E2%FB%E5%20%EA%EE%EC%EF%E5%F2%E5%ED%F6%E8%E8.doc
Иванова Е. О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево ориентированным и культурологическим [Электронный ресурс]. / Е.О. Иванова. – Режим доступа : http://www.eidos.ru
Морозов И. А. Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения / Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — с. 49-52.
Некрасова А. Н. Культура межнационального общения в молодежной среде: состояние и формирование: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук / А. Н. Некрасова ; Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. - Москва, 1992. - 30 с.
Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / И.С. Сергеев, В.И. Блинов. – Москва : АРКТИ, 2007.
Урусова З. М., Джанибекова Э. Х. Этнокультурная компетентность педагога / Журнал Вестник Майкопского государственного технологического университета / З. М 13. Урусова, Э. Х. Джанибекова. – Майкоп, 2014.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод. пособие. – Москва, 1996.
Шаповалов В. К. Этнокультурная направленность российского образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / В. К. Шаповалов ; Ставропольский государственный технический университет. - Ставрополь, 1997. - 36 с.