СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Геометрическая резьба о дереву

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественную резьбу по дереву начинают с разметки рисунка. Разметку ведут с помощью линейки, циркуля....

Просмотр содержимого документа
«Геометрическая резьба о дереву»

МОБУ ООШ с. Старотураево муниципального района

Ермекеевский район Республики Башкортостан



Разработка урока

по технологии




Элементы соединения деталей


Соединение брусков







Учитель технологии: Минигалимов И.Р.





2017



Элементы соединения деталей . Соединение брусков.


Цель: научить учащихся выполнению элементов соединения детали из

дерева.

Оборудование и инструменты: столярный верстак, ножовка, стамеска,

киянка, рейсмус.

Ход урока

I. Вводная часть.

1. Какие размеры проставляются на чертеже призматической формы?

2. Какие размеры проставляются на чертеже детали, имеющей ось вращения?

3. Какие чертежи называют сборочными?

II. Изложение нового программного материала.

При изготовлении многих изделий часто приходится выполнять соединение деталей.

Рассмотрим несколько видов соединения.


Соединения в половину толщины бруска: а-по длине; б и в- под прямым углом; г - размеры соединения.

Соединение брусков:

- по длине;

- под прямым углом;

- на концах брусков;

- на серединных участках.


Все эти соединения называют врезкой, которая применяется при соединении брусков в рамках, стендах, подставках и др.

При соединении брусков под прямым углом длина вырезаемого участка должна равняться ширине присоединяемой детали.

При соединении по длине вырезанные и выступающие участки должны быть равны.

Выполнение соединения начинается с разметки.

Разметка брусков под соединение врезкой:

а - поперечная под угольник; б - продольная рейсмусом: 1 - ножка, 2 - клин, 3 - колодка.

Разметка выполняется с помощью рейсмуса и угольника. Вырезаемые участки после разметки помечаются знаком X. Перед вырезкой брусок закрепляется в заднем зажиме верстака. Выполняется вырезание мелкозубой пилой.


Выпиливание кусков древесины: а - продольное; б - поперечное.

При вырезании участка на середине бруса заготовка крепится в зажиме верстака и пропиливается участок через 10-15 мм. Затем вырезают куски стамеской.



Срезание надпиленных кусков древесины стамеской:

1 -брусок; 2 - надпиленные куски; 3- клин (упор) верстака; 4- задний зажим верстака; 5 - стамеска.

Вырезанные участки зачищаются стамеской. Соединяемые поверхности намазываются клеем, и собирается изделие.

Для обеспечения прочности соединения его дополнительно скрепляют:

гвоздями;

шурупами;

шкантами.


Склеивание и обработка брусков: а-упрочнение склеен­ных брусков шкантами; б - зажим клеевого соединения в струбцине;, в - расположение шкантов; г - спиливание выступающих торцов.

Собранное изделие зажимают в струбцинах, и оно остается в струбцине до полного высыхания клея, после чего место склеивания обрабатывается рубанком, напильником, наждачной шкуркой.

Самое важное при выполнении соединения - разметка.

Разновидностью соединений с запиливанием деталей служат со­единения для изготовления рамок, ящиков, перегородок и др.

Изделия с запиленными брусками и досками:

а - рамка; б-ящик: 1,2- стенка, 3 - перегородка, 4 - дно.


III. Практическая часть.

Перед тем как раздать учащимся задания, учитель напоминает о правилах безопасности.

1. Надежно закреплять заготовку в зажимах верстака, тисках, струбцинах. V

2. Быть осторожным со стамеской.

3. Запиливать бруски плавно без рывков.

Учащимся предлагается подобрать бруски и выполнить соеди­нение по заданию учителя, соблюдая последовательность вы­полнения соединения.

Обход рабочих мест, ока­зание помощи; текущий контроль.


IV. Заключительная часть.

Оценка выполненного соединения, анализ ошибок ,их причин

Задание на дом - стр.

Уборка рабочих мест и мастерской.


МОБУ ООШ с. Старотураево муниципального района

Ермекеевский район Республики Башкортостан



Разработка урока

по технологии




Древесина как природный конструкционный материал.

Пороки древесины.






Учитель технологии: Минигалимов И.Р.





2017


Тема: Древесина как природный конструкционный материал.

Пороки древесины.


Цели: Ознакомить уч-ся с основными видами порок древесины;

Развивать представление о древесных материалах;

Воспитать трудолюбие.


Оборудование: образцы пиломатериалов; плакаты

Ход урока.

Вводная часть.

1. Ознакомление уч-ся с устройством дерева

2. Породы древесины.

3.Пороки древесины

Изложение нового программного материала

Дерево и древесина

Много различных деревьев в лесу: здесь и стройные смолистые сосны, и островерхие ели, и белоствольные березы, и могучие развесистые дубы. Дерево — основной «житель» леса.

Какими бы разнообразными ни были деревья, все они имеют одинаковое строение. Каждое дерево состоит из трех частей (рис. 3): корней, ствола и кроны. Все части дерева используются в промышленности: из ветвей получают щепу, лаки, смолу, шелк, кинопленку; из корней добывают • скипидар и канифоль; стволы используют для изготовления пиломатериалов, столбов, шпал, различных деревянных конструкций и др.

Плотный материал, из которого в основном состоят корни, ствол и ветви, называется древесиной. Больше всего древесины в стволах. Она получила название деловой древесины. Ее заготавливают из спиленных и очищенных от ветвей и сучьев стволов деревьев — хлыстов


Части дерева Хлысты


Древесина пихты смолистая, поэтому имеет характерный запах смолы. Текстура ее не отличается особой красотой. У сосны видны крупные линии волокон, у ели — линии тоньше и расположены гуще, по древесине разбросано множество сучков. Древесина лиственных пород не пропитана смолой. Текстура ее более разнообразная.

1. Породы древесины


1 Сосна. 2ель, 3дуб, 4береза, 5ольха, 6липа, 7осина.

Характеристика, применение

1.1 Мягкая. Сильно пропитана смолистыми вещест­вами, имеет небольшое количество сучков. Цвет красноватый. Широко применяется для изготов­ления оконных переплетов, дверей, полов, мебели, ящиков, в строительстве мостов, вагонов, судов

2.1 Мягкая. Имеет меньше смолистых веществ, чем сосна, сучковатая. Цвет белый с желтоватым оттенком. Применяется для изготовления музы­кальных инструментов, строительных деталей, по­лучения упаковочной стружки

3.1 Твердая. Цвет светло-желтый с коричнево-серым оттенком. Применяется для изготовления и от­делки мебели, а также изделий, на которые дей­ствуют большие нагрузки (паркет, конструкции мостов, вагонов)

4.1 Твердая. Цвет белый с буроватым оттенком. Применяется для изготовления фанеры, спортив­ного инвентаря, мебели, посуды, шкатулок, ручек для инструментов, шахмат, ружейных лож

5.1 Мягкая. Цвет белый, на воздухе быстро краснеет. Применяется для изготовления фанеры, ящиков, долбленой посуды и др.

6.1 Мягкая. Цвет белый с нежно-розовым оттенком. Применяется для изготовления чертежных досок, карандашей, посуды, получения стружки для упаковки, парфюмерии, как материал для ху­дожественной резьбы

7.1 Мягкая. Легкая, склонна к загниванию. Цвет белый с зеленоватым оттенком. Применяется для изготовления спичек, игрушек, посуды, получения упаковочной стружки


Вырастить дерево — дело непростое. Этим занимаются лесово­ды. Вначале они заготавливают и высевают семена деревьев, затем высаживают маленькие растения там, где раньше были спилены другие деревья, и постоянно ухаживают за саженцами.

Бережно относитесь к деревьям у школы, во дворе, в перке и в лесу, не ломайте их!

Практическая работа. Распознавание пород древесины

1. Рассмотрите продольные разрезы (с корой) образцов хвойных пород древесины (сосна, ель); лиственных пород (дуб, ольха, береза, липа, осина). Сравните их с рисунком на настенной таблице и в учебнике (см. табл. 1).

2. Результаты наблюдений запишите в тетрадь по форме:

Порода древесины

Характерные признаки

цвет

текстура

запах

"




I





Пороки древесины





Ложное ядро. ; а - трещины; б - смоляные кармашки.




а - рак; б - гниль. . Червоточины.

Пороки снижают качество изделий из древесины. Разметку дре­весных материалов проводят так, чтобы изделия не имели больших пороков.

Практическая часть.

Практическая часть

1. Учащиеся разрезают обычным ножом брусок древесины мягкой породы (сосна, липа) вдоль и поперек волокон. В результате выполнения этой операции они приходят к выводу, что древесина лег­ко расщепляется вдоль волокон при небольшом усилии, а поперек -невозможно, даже приложив большое усилие.

2. Учащиеся пробуют определить породы древесины по образ­цам, рассматривают образцы пиломатериалов, фанеры, ДСП и ДВП. Проверяют, легко ли обрабатываются образцы каким-либо инструмен­том (напильником, ножовкой и другими).

Заключительная часть

Проверка закрепления заготовок, указание на недочеты.

Уборка рабочих мест, инструментов, помещения мастерских.

Задание на дом-стр.8-9.