СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глагол как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен сценарий открытого урока по теме "Глагол как часть речи" в 5 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Глагол как часть речи»

Комитет образования

администрации Балаковского муниципального района

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18

имени Героя Социалистического Труда Александра Ивановича Максакова»

г. Балаково Саратовской области









Открытый урок в рамках муниципального проекта «Час открытого урока»

по русскому языку в 5Б классе «Глагол как часть речи»













Учитель

Есина Валерия Юрьевна

















Балаково, 2023


Технологическая карта урока русского языка


Учитель: Есина Валерия Юрьевна

Дата: 15.02.2023г.

Класс: 5Б

Тема урока: Глагол как часть речи.

Тип: урок систематизации ЗУН

Цель деятельности учителя: систематизировать знания учащихся о глаголе, особенностях функционирования глаголов в речи, отработать умения правильно писать личные окончания глаголов; совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола; уметь находить глаголы в тексте, определять и синтаксическую роль в предложении, определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием; различать по вопросу личную и неопределённую форму глагола

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; контроль, коррекция, оценка действий партнёра (при работе в парах)

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, составление плана и последовательности действий, предвосхищение результата и уровня усвоения, оценка своих достижений.

Методы: наблюдение над языком; эвристический метод

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы: http://www.uroki.net; http://www.zavuch.info; http://www.festival.september.ru


Ход урока/этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД (на каждом этапе урока)

I Организационный момент


- Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, жёлтая, синяя, зелёная. Посмотрите на них и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

Демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

(2 мин.)

Л: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

П: осознают учебно-познавательную задачу.

II Речевая разминка


Эпиграф: "Глаголы- это слова, оживляющие всё, к чему они приложены" Александр Матвеевич Пешковский. русский и советский учёный, лингвист

Читают эпиграф, осознают его.

(1 мин.)

Л: мотивация, смыслообразование

III Актуализация знаний




Вызов




Ребята, давайте проведём интересную зарядку для мозгов «Кто что делает?»

Повар - …, врач - …, учитель - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - , ветер - …, гром - …, молния - …, трава - …, дождь - …, огонь - …, солнце - …, вода - …

- Слова, какой части речи вы называли?

- Сформулируйте тему урока.

- Поставьте цели на сегодняшний урок

Формулируют тему: «Глагол. Систематизация ранее изученного» цель: «Вспомнить, что знаем о глаголе. Объединить всю информацию в блок-схему»

Записывают тему урока в тетрадь.

(4 мин.)

Л: имеют мотивацию к учебной деятельности

П: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

IV Самоопределение к деятельности


Верные/неверные утверждения:

1. Глагол обозначает действие предмета.

2. В начальной форме глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?

3. Ко второму спряжению относятся глаголы на –ить и 11 глаголов-исключений.


Ставят знаки «+», если согласны с утверждением и «-», если не согласны.

(2 мин.) 1 человек у доски.

Л: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

П: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Р: осознают недостаточность своих знаний

V Работа по теме урока




Осмысление


На доске таблица. Она заполнена частично.

- Какова наша задача?

- Правильно. Наша задача - заполнить таблицу.

- Где мы добудем информацию?

- Верно, в учебнике на стр. 97-98. Прочитаем правило.
- Работаем в парах (приложение 1)

Глагол – это часть речи, которая обозначает _______________

Отвечает на вопросы __________________________________

Время

Число

Лицо

Род (ед.ч)


I спряжение

Е





И

Н

+



спряжение

Н.Ф.

Б


+








Брить, стелить

- ить

4 на –ать





7 на –еть








П



+


не_видеть

Т?СЯ

– умываТЬСЯ

Что делает? -


- Проверьте, что у вас получилось (полная таблица на доске)

- Обсудим получившиеся таблицы.


Читают материал учебника под условными знаками. Делают вывод о том, что необходимо заполнить таблицу.

Отвечают на вопросы.

Заполняют таблицу. Обсуждают (10 мин.)

Выполняют задания на карточках. Проверка.

(5 мин.)

П: извлекают нужную информацию, самостоятельно находят ее в материал учебника; учатся преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

К: осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы; формулируют собственные мысли.

Л: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относятся к учению, познавательной деятельности, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Р: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки

VI Физкультминутка


Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

(1 мин.)


VII Продолжение работы по

теме урока


- Посмотрите на доску. Как вы думаете, что написано на доске? (Пословицы).


Составьте пословицы из левой и правой части. Каждой команде по две пословицы.


Труд кормит поговорим ладком


Смелый находит тот много знает


Сядем рядком лень портит


Терпенье и труд робкий теряет


Кто много видел и слышал всё перетрут


Добрая слава лежит, а плохая бежит.


Найдите в них глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. Запишите их в три столбика (задание выполняется на доске).


Самостоятельная работа для проверки

1 вариант

1.Глагол – это самостоятельная часть речи, которая

обозначает

1) признак предмета

2) предмет в широком смысле слова

3) действие или состояние предмета

4) количество предметов

2. Окончание I спряжения имеют глаголы

1) терп..т, довер..т 3) дыш..т, рассмотр..т

2) слуша..т, маш..т 4) корм..т, поджар..т

3. Укажи ряд, в котором во всех словах на месте пропусков пишется буква Ь

1) легко наносит..ся, учит..ся в институте

2) нужно встретит..ся, занимат..ся спортом

3) комната освещает..ся, книга пригодит..ся

4) скоро поправят..ся, боит..ся темноты

2 вариант

1.Укажи признаки, присущие глаголу как части речи

1) время, спряжение, число

2) склонение, род, число

3) краткая форма, падеж

4) полная форма, сравнительная степень

2. Окончание I спряжения имеют глаголы

1) мы стро..м и нос..м 3) мы пиш..м и реша..м

2) колыш..тся, легко дыш..тся 4) кле..шь, ненавид..шь

3. Укажи ряд, в котором во всех словах на месте пропусков пишется буква Ь

1) девочка причёсывает..ся, скоро отправят..ся

2) нужно вернут..ся, обещали встретит..ся

3) дети умывают..ся, гроза надвигает..ся

4) кто-то стучит..ся, быстро поправит..ся



Выполняют задания самостоятельно. (3 мин.)

Выполняют индивидуальную работу (4 мин.)

Л: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий

П: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Р: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

К: формулируют собственные мысли ,высказывают и обосновывают свою точку зрения.

VIII Рефлексия




Рефлексия


Составьте синквейн. Тема «Глагол»

1.Глагол

2. Живой, нужный

3. Работает, знает, обозначает.

4. Обозначает действие предмета

5. Действие

Составляют синквейн. (3 мин.)

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

IX Подведение итогов


Вопросы:

1. Вспомните цель, которую мы ставили вначале урока. Как вам кажется, достигли вы этой цели?

2. Назовите признаки глагола, как части речи.

3. Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? Выберите полоску соответствующего цвета.

Д.З. Стр. 97-98, учить правило, упр. 606 ИЛИ Составить сказку о глаголе.


Отвечают на вопросы (5 мин.)

К: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют и аргументируют свое мнение

Р: оценка и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения



Приложение 1

Глагол – это часть речи, которая обозначает _______________
Отвечает на вопросы __________________________________

Время

Число

Лицо

Род (ед.ч)


I спряжение

Е

II спряжение

И

Настоящее

+

+


спряжение

Н.Ф.

Будущее

+

+


-еть, -оть, -ать, -ять

Брить, стелить

- ить

4 на –ать

Гнать, держать, дышать и слышать

7 на –еть

Смотреть, видеть, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть

Прошедшее



+


не_видеть

Т ? СЯ

что делать? – умываТЬСЯ

Что делает? - умываеТСЯ