Формирование основ глобальных компетенций в начальной школе.
«Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.»
(Н.И. Пирогов)
Глобальные компетенции – это ценностно- интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование учебных навыков.
Структура глобальной
компетентности
Умения
Знания
Ценности
Отношения
Особенности направления «глобальные компетенции» в рамках функциональной грамотности.
- Отсутствие предмета «Глобальные компетенции», метапредметное содержание включено в предметы география, обществознание, литературное чтение, окружающий мир, история.
- В процессе формирования глобальных компетенций достигаются личностные образовательные результаты («soft skills»)
- Интегративность, которая проявляется на уровне содержания ряда школьных предметов, на уровне социально-значимых ценностей, на организационном уровне. В начальной школе это окружающий мир, литературное чтение, внеурочная деятельность, воспитательный потенциал классного часа.
- Необходимость создания комплексных заданий, учитывающих отечественный опыт и особенности российского социума, которые позволят формировать глобальные компетенции в российских школах.
- Непосредственная ориентация на «soft skills», связь с воспитательной работой школы, с воспитанием в семье и самовоспитанием.
Роль школы в формировании у учеников глобальной компетентности
...для овладения знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества
...для того, чтобы школьники осознали собственную культурную идентичность и понимали культурное многообразие мира
Создание условий…
...для освоения опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия
..для формирования аналитического и критического мышления школьников
В чем смысл глобальной компетентности?
Локальное Глобальное
Глобальные компетенции не формируются без видения локальных проблем. Способность «собирать пазл» о глобальном с малого и есть основная задача начальной школы.
или
Содержательные аспекты заданий по «глобальным компетенциям» в начальной школе
Знание глобальных проблем
- Причины возникновения и возможности разрешения глобальных проблем
- Взаимосвязь глобальных проблем. Проявление глобальных проблем в локальных ситуациях.
- Изменение климата;
- Мировой океан, вода;
- Здоровьесбережение, питание;
- Права человека, образование.
Знания в области межкультурных взаимодействий
- Передача социального опыта
- Воспитание и самовоспитание
- Патриотическое образование
Как именно мы можем формировать глобальные компетенции в рамках урока в начальной школе?
Задача начальной школы – научить сотрудничать, научить коммуникации. Для того, чтобы сплотить коллектив, настроить детей на совместную работу, перед началом урока , им можно предложить такие вопросы:
-Каковы твои ближайшие цели и шаги?
-Какие вопросы в этой теме тебе наиболее интересны?
- Что тебе кажется самым важным в этой теме? и т.д.
Сегодня ученик и учитель выступают в роли партнеров. Учитель не оратор, не источник информации. Он организатор деятельности, организатор обсуждения, а ученики, в свою очередь включаются в этот процесс, учатся искать информацию, оценивать результат.
Педагоги должны обладать умением превращать учебный материал в направления проектной деятельности, организовывать диспуты, споры, применять нетрадиционные формы работы с детьми. В начальных классах это реализуется на уроках окружающего мира, литературного чтения, внеурочной деятельности и классных часах.
Примеры заданий по формированию основ глобальных компетенций в начальной школе можно найти в учебниках УМК «Школа России»: «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, «Окружающий мир» А.А. Плешаков
Окружающий мир . Раздел Земля и человечество. Темы: «Мир глазами эколога», «Сокровища Земли под охраной человечества». Раздел Природа России. Темы «Моря, озера и реки России», «Лес и человек», Раздел Родной край – часть большой страны. Темы «Водные богатства нашего края», «Наши подземные богатства», «Земля – кормилица». Проектная деятельность: «Мы помним», «Города России», «Родословная».
Примеры заданий и упражнений.
- Придумай рисунки-символы, представь свою работу классу (после знакомства с экологическими проблемами).
- Най д и в И н т е рне т е и н фо р м ацию о ра б о те м е ж д у н а р о д н ых э к о ло г и ч е ск и х о р га н и з аци й . П о д г о т овь сообщение. Домашнее задание совместно с родителями.
- Диспут на тему «Виноват ли человек в загрязнении природы». Первый ряд отстаивает позицию, что виноват,
второй ряд приводит доводы невиновности человека, третий ряд выступает как жюри.
- Составьте рассказ про животное, насекомое или рыбу, которая обращается к людям с призывом беречь природу.
- Прочитай в книге «Великан на поляне» рассказ «Бутылочная почта». Проанализируй свое поведение в природе. Были ли поступки, за которые тебе было стыдно? Поговори на эту тему со своими товарищами.
Литературное чтение так же дает простор для мысли, подводит к размышлениям, учит ставить себя на место другого.
1. Л.Н. Толстой «Филипок»
- Составить тонкие и толстые вопросы к рассказу.
- Выб р а ть на иб о лее у д а чн ы е в оп р о сы, з а п и с а ть
и х ле п е ст к а х :
на красных - тонкие, на желтых - толстые.
Т онкие в оп р о сы пр о с т о п о с о д е ржан и ю , т о лс т ые раскры в а ю т
глубину произведения. Примеры вопросов: образованным?»
«П о чему т ак в аж н о д л я ч ел о ве к а быть
«Почему в глазах учителя этот маленький мальчик показался таким взрослым?....»
2. А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Проблемные вопросы:
- Почему взрослые слепы?
- Какие чувства у вас вызывает высказывание «Ведут никому не нужные подсчеты звезд, вместо того что бы любоваться ими»?
- Почему взрослым нужно чаще прислушиваться к детям?
- Почему так важно в жизни любить и нести ответственность?
3 . В произведениях М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина так же раскрывается важность любви к природе, поднимается тема ответственности за свои поступки не только перед людьми, но и перед братьями нашими меньшими.
На примере рассказов «Злая фамилия» «Три подвига» рассматриваем необходимость растить в
себе мужество, отвагу, способность защитить ближнего.
- Можно ли делать выводы о человеке по внешности, одежде или фамилии?
- Нарисуй свои чувства когда читаешь строки о героических поступках.
Внеурочная деятельность позволяет педагогу расширить границы изучаемого материала и заинтересовать ребят.
- Выставки, экскурсии
Классный час
Форма работы с детьми по формированию глобальных компетенций.
«Уроки мира»,
«Курск – город нашей великой победы»,
«Вежливые слова».
Влияние возрастных особенностей на процесс и результат формирования глобальной компетентности
- Возрастные особенности школьников проявляются: в восприятии учащимися содержательных аспектов «глобальных компетенций», в отношении к изучаемым проблемам, в особенностях осознания собственной идентичности, в характере взаимодействия с другими людьми.
- Усложнение познавательной задачи, естественное с точки зрения возраста и психологических особенностей учеников, уровня и содержания образования, влечет за собой возрастание затруднений у обучающихся.
- Необходимо целенаправленно работать над составляющей «знания»; использовать потенциал метапредметного подхода в организации познавательной деятельности учеников.
Формирование глобальной компетентности — это составная часть целостного образовательного процесса, который отражает объективную необходимость, связанную с требованиями времени, и субъективный запрос мотивированных субъектов образовательного процесса - обучающихся, учителей и родителей.
Спасибо за внимание.