СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глобальные компетенции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глобальные компетенции – это ценностно-  интегративный компонент функциональной  грамотности, имеющий собственное предметное  содержание, ценностную основу и нацеленный на  формирование учебных навыков.

Просмотр содержимого документа
«Глобальные компетенции»

Формирование  основ  глобальных  компетенций  в начальной школе.

Формирование основ глобальных компетенций в начальной школе.

«Школа — это мастерская, где  формируется мысль  подрастающего поколения, надо  крепко держать её в руках, если не  хочешь  выпустить  из  рук  будущее.» (Н.И.  Пирогов)

«Школа это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.»

(Н.И. Пирогов)

Глобальные  компетенции  – это  ценностно-  интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное  содержание,  ценностную  основу и нацеленный  на  формирование  учебных  навыков.

Глобальные компетенции – это ценностно- интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование учебных навыков.

Структура  глобальной компетентности Умения Знания Ценности Отношения

Структура глобальной

компетентности

Умения

Знания

Ценности

Отношения

Особенности направления «глобальные компетенции» в  рамках  функциональной  грамотности. Отсутствие  предмета  «Глобальные  компетенции»,  метапредметное  содержание  включено  в предметы  география, обществознание,  литературное чтение,  окружающий  мир,  история. В процессе  формирования  глобальных  компетенций  достигаются  личностные  образовательные  результаты («soft  skills») Интегративность, которая проявляется на уровне содержания ряда школьных  предметов, на  уровне  социально-значимых  ценностей,  на  организационном уровне.  В  начальной  школе  это окружающий  мир,  литературное  чтение,  внеурочная деятельность,  воспитательный  потенциал  классного  часа.  Необходимость  создания  комплексных заданий,  учитывающих  отечественный  опыт  и особенности  российского социума,  которые  позволят  формировать  глобальные  компетенции  в российских  школах. Непосредственная  ориентация  на  «soft  skills»,  связь  с  воспитательной  работой  школы, с  воспитанием  в семье  и  самовоспитанием.

Особенности направления «глобальные компетенции» в рамках функциональной грамотности.

  • Отсутствие предмета «Глобальные компетенции», метапредметное содержание включено в предметы география, обществознание, литературное чтение, окружающий мир, история.
  • В процессе формирования глобальных компетенций достигаются личностные образовательные результаты («soft skills»)
  • Интегративность, которая проявляется на уровне содержания ряда школьных предметов, на уровне социально-значимых ценностей, на организационном уровне. В начальной школе это окружающий мир, литературное чтение, внеурочная деятельность, воспитательный потенциал классного часа.
  • Необходимость создания комплексных заданий, учитывающих отечественный опыт и особенности российского социума, которые позволят формировать глобальные компетенции в российских школах.
  • Непосредственная ориентация на «soft skills», связь с воспитательной работой школы, с воспитанием в семье и самовоспитанием.
Роль  школы  в  формировании  у учеников  глобальной  компетентности ...для овладения знаниями о процессе глобализации,  его  проявлении во всех  сферах и влиянии на  все  стороны  жизни  человека и  общества ...для  того,  чтобы  школьники  осознали  собственную  культурную  идентичность  и  понимали  культурное  многообразие  мира Создание  условий… ...для освоения опыта отношения к различным  культурам,  основанного  на понимании  ценности  культурного  многообразия ..для формирования аналитического и  критического  мышления  школьников

Роль школы в формировании у учеников глобальной компетентности

...для овладения знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества

...для того, чтобы школьники осознали собственную культурную идентичность и понимали культурное многообразие мира

Создание условий…

...для освоения опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия

..для формирования аналитического и критического мышления школьников

В  чем  смысл  глобальной  компетентности? Локальное  Глобальное Глобальные  компетенции  не формируются  без  видения  локальных  проблем.  Способность  «собирать  пазл» о глобальном  с малого  и  есть  основная  задача  начальной  школы. или

В чем смысл глобальной компетентности?

Локальное Глобальное

Глобальные компетенции не формируются без видения локальных проблем. Способность «собирать пазл» о глобальном с малого и есть основная задача начальной школы.

или

Содержательные  аспекты  заданий по  «глобальным  компетенциям»  в  начальной  школе Знание глобальных  проблем Причины возникновения и  возможности разрешения  глобальных  проблем Взаимосвязь глобальных  проблем.  Проявление  глобальных  проблем  в  локальных  ситуациях. Изменение  климата; Мировой  океан, вода; Здоровьесбережение,  питание; Права  человека,  образование. Знания в области  межкультурных  взаимодействий Традиции  и  обычаи Передача  социального опыта Воспитание  и  самовоспитание Патриотическое  образование Гражданское  воспитание

Содержательные аспекты заданий по «глобальным компетенциям» в начальной школе

Знание глобальных проблем

  • Причины возникновения и возможности разрешения глобальных проблем
  • Взаимосвязь глобальных проблем. Проявление глобальных проблем в локальных ситуациях.
  • Изменение климата;
  • Мировой океан, вода;
  • Здоровьесбережение, питание;
  • Права человека, образование.

Знания в области межкультурных взаимодействий

  • Традиции и обычаи
  • Передача социального опыта
  • Воспитание и самовоспитание
  • Патриотическое образование
  • Гражданское воспитание
Как  именно  мы  можем  формировать  глобальные компетенции  в  рамках  урока  в  начальной  школе? Задача  начальной  школы  –  научить  сотрудничать,  научить коммуникации.  Для  того,  чтобы сплотить коллектив,  настроить детей на  совместную работу,  перед  началом  урока ,  им можно предложить  такие  вопросы: -Каковы  твои  ближайшие  цели  и  шаги? -Какие  вопросы  в этой теме  тебе  наиболее  интересны? -  Что  тебе кажется  самым  важным  в этой  теме?  и  т.д. Сегодня  ученик и  учитель  выступают  в  роли  партнеров.  Учитель  не  оратор,  не  источник  информации. Он организатор деятельности, организатор обсуждения, а ученики, в свою очередь включаются  в  этот  процесс,  учатся  искать  информацию,  оценивать  результат. Педагоги  должны  обладать  умением  превращать учебный  материал  в  направления  проектной  деятельности,  организовывать  диспуты,  споры,  применять  нетрадиционные  формы  работы  с  детьми. В  начальных  классах  это  реализуется  на  уроках  окружающего мира,  литературного  чтения,  внеурочной  деятельности  и  классных  часах.

Как именно мы можем формировать глобальные компетенции в рамках урока в начальной школе?

Задача начальной школы – научить сотрудничать, научить коммуникации. Для того, чтобы сплотить коллектив, настроить детей на совместную работу, перед началом урока , им можно предложить такие вопросы:

-Каковы твои ближайшие цели и шаги?

-Какие вопросы в этой теме тебе наиболее интересны?

- Что тебе кажется самым важным в этой теме? и т.д.

Сегодня ученик и учитель выступают в роли партнеров. Учитель не оратор, не источник информации. Он организатор деятельности, организатор обсуждения, а ученики, в свою очередь включаются в этот процесс, учатся искать информацию, оценивать результат.

Педагоги должны обладать умением превращать учебный материал в направления проектной деятельности, организовывать диспуты, споры, применять нетрадиционные формы работы с детьми. В начальных классах это реализуется на уроках окружающего мира, литературного чтения, внеурочной деятельности и классных часах.

Примеры заданий по формированию основ глобальных компетенций в начальной школе можно найти в учебниках УМК «Школа России»: «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, «Окружающий мир» А.А. Плешаков

Окружающий мир . Раздел Земля и человечество. Темы: «Мир глазами эколога», «Сокровища Земли под охраной человечества». Раздел Природа России. Темы «Моря, озера и реки России», «Лес и человек», Раздел Родной край – часть большой страны. Темы «Водные богатства нашего края», «Наши подземные богатства», «Земля – кормилица». Проектная деятельность: «Мы помним», «Города России», «Родословная».

Примеры заданий и упражнений.

  • Придумай рисунки-символы, представь свою работу классу (после знакомства с экологическими проблемами).
  • Най д и в И н т е рне т е и н фо р м ацию о ра б о те м е ж д у н а р о д н ых э к о ло г и ч е ск и х о р га н и з аци й . П о д г о т овь сообщение. Домашнее задание совместно с родителями.
  • Диспут на тему «Виноват ли человек в загрязнении природы». Первый ряд отстаивает позицию, что виноват,

второй ряд приводит доводы невиновности человека, третий ряд выступает как жюри.

  • Составьте рассказ про животное, насекомое или рыбу, которая обращается к людям с призывом беречь природу.
  • Прочитай в книге «Великан на поляне» рассказ «Бутылочная почта». Проанализируй свое поведение в природе. Были ли поступки, за которые тебе было стыдно? Поговори на эту тему со своими товарищами.
Литературное  чтение  так же  дает  простор для  мысли,  подводит  к  размышлениям, учит  ставить  себя  на  место  другого. 1.  Л.Н.  Толстой  «Филипок» - Составить  тонкие  и  толстые  вопросы  к  рассказу. -  Выб р а ть  на иб о лее  у д а чн ы е  в оп р о сы,  з а п и с а ть и х  ле п е ст к а х : на  красных  -  тонкие,  на  желтых  -  толстые. Т онкие  в оп р о сы  пр о с т о  п о  с о д е ржан и ю ,  т о лс т ые  раскры в а ю т глубину произведения.  Примеры  вопросов:  образованным?» «П о чему  т ак  в аж н о  д л я  ч ел о ве к а  быть «Почему  в  глазах  учителя  этот маленький  мальчик  показался  таким  взрослым?....»

Литературное чтение так же дает простор для мысли, подводит к размышлениям, учит ставить себя на место другого.

1. Л.Н. Толстой «Филипок»

- Составить тонкие и толстые вопросы к рассказу.

- Выб р а ть на иб о лее у д а чн ы е в оп р о сы, з а п и с а ть

и х ле п е ст к а х :

на красных - тонкие, на желтых - толстые.

Т онкие в оп р о сы пр о с т о п о с о д е ржан и ю , т о лс т ые раскры в а ю т

глубину произведения. Примеры вопросов: образованным?»

«П о чему т ак в аж н о д л я ч ел о ве к а быть

«Почему в глазах учителя этот маленький мальчик показался таким взрослым?....»

2.  А.  Сент-Экзюпери  «Маленький  принц» Проблемные  вопросы: -  Почему  взрослые  слепы? Какие чувства у вас вызывает  высказывание  «Ведут  никому  не  нужные  подсчеты  звезд,  вместо  того  что бы  любоваться ими»? Почему  взрослым  нужно  чаще прислушиваться  к  детям? Почему  так  важно в жизни  любить и  нести ответственность?

2. А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Проблемные вопросы:

- Почему взрослые слепы?

  • Какие чувства у вас вызывает высказывание «Ведут никому не нужные подсчеты звезд, вместо того что бы любоваться ими»?
  • Почему взрослым нужно чаще прислушиваться к детям?
  • Почему так важно в жизни любить и нести ответственность?
3 . В  произведениях  М.  Пришвина,  В.  Бианки,  Е.  Чарушина  так  же  раскрывается важность любви к природе, поднимается тема ответственности  за свои поступки не только  перед людьми, но и перед братьями нашими  меньшими.

3 . В произведениях М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина так же раскрывается важность любви к природе, поднимается тема ответственности за свои поступки не только перед людьми, но и перед братьями нашими меньшими.

  На  примере  рассказов  «Злая  фамилия»  «Три  подвига» рассматриваем  необходимость растить  в себе  мужество,  отвагу, способность  защитить  ближнего. -  Можно  ли делать  выводы  о  человеке  по  внешности, одежде  или фамилии? -  Нарисуй  свои  чувства  когда читаешь строки  о героических поступках.

На примере рассказов «Злая фамилия» «Три подвига» рассматриваем необходимость растить в

себе мужество, отвагу, способность защитить ближнего.

- Можно ли делать выводы о человеке по внешности, одежде или фамилии?

- Нарисуй свои чувства когда читаешь строки о героических поступках.

Внеурочная  деятельность  позволяет  педагогу расширить границы  изучаемого  материала и  заинтересовать  ребят. - Выставки, экскурсии Классный  час Форма  работы  с  детьми  по  формированию  глобальных  компетенций. «Уроки  мира», «Курск  –  город нашей  великой  победы», «Вежливые  слова».

Внеурочная деятельность позволяет педагогу расширить границы изучаемого материала и заинтересовать ребят.

- Выставки, экскурсии

Классный час

Форма работы с детьми по формированию глобальных компетенций.

«Уроки мира»,

«Курск – город нашей великой победы»,

«Вежливые слова».

Влияние  возрастных  особенностей  на  процесс  и  результат формирования  глобальной  компетентности Возрастные особенности школьников проявляются: в восприятии учащимися  содержательных  аспектов  «глобальных  компетенций»,  в  отношении к изучаемым  проблемам,  в  особенностях осознания собственной идентичности, в характере взаимодействия с другими  людьми. Усложнение  познавательной  задачи,  естественное  с  точки  зрения  возраста  и  психологических  особенностей учеников,  уровня  и  содержания  образования,  влечет за собой  возрастание  затруднений  у  обучающихся. Необходимо  целенаправленно  работать  над составляющей «знания»;  использовать  потенциал  метапредметного  подхода в организации  познавательной  деятельности  учеников. Формирование глобальной компетентности — это составная часть целостного  образовательного процесса, который отражает объективную необходимость, связанную с  требованиями  времени,  и  субъективный  запрос  мотивированных  субъектов  образовательного  процесса -  обучающихся,  учителей  и родителей.

Влияние возрастных особенностей на процесс и результат формирования глобальной компетентности

  • Возрастные особенности школьников проявляются: в восприятии учащимися содержательных аспектов «глобальных компетенций», в отношении к изучаемым проблемам, в особенностях осознания собственной идентичности, в характере взаимодействия с другими людьми.
  • Усложнение познавательной задачи, естественное с точки зрения возраста и психологических особенностей учеников, уровня и содержания образования, влечет за собой возрастание затруднений у обучающихся.
  • Необходимо целенаправленно работать над составляющей «знания»; использовать потенциал метапредметного подхода в организации познавательной деятельности учеников.

Формирование глобальной компетентности — это составная часть целостного образовательного процесса, который отражает объективную необходимость, связанную с требованиями времени, и субъективный запрос мотивированных субъектов образовательного процесса - обучающихся, учителей и родителей.

Спасибо  за  внимание.

Спасибо за внимание.