Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол №1 от 28.08.2022 Руководитель МО ____________ Л.В. Литвинцева | Согласовано Зам. директора по УВР _________ Г.П. Литвинова | Согласовано на заседании Методического Совета МБОУ «Гимназия №1» Протокол № 1 от 30.08.2022 Председатель МС ___________ Е.А. Левченко | «Утверждаю» Директор МБОУ «Гимназия№1» __________ О.П. Козлова Протокол №1 Педагогического Совета от 31.08.2022 приказ № 348 от 31.08.2022 г |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
факультатив «Я – читатель»
1а, 1б, 1в, 1г
на 2022 – 2023 учебный год
Составила: Курбанова З.М учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
г. Нижневартовск
2022 г.
Оглавление
1.Пояснительная записка 2
2. Содержание курса внеурочной деятельности « Я – читатель» 4
3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности « Я – читатель» 5
4. Тематическое планирование 7
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Я - читатель» общекультурного направления составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН Российской Федерации № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), письма Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ», на основе Программы интегрированного курса «Чтение с увлечением. Живые страницы истории» (литературное чтение + окружающий мир) авторы М.В. Буряк, Е.Н. Карышевой.
Актуальность программы обуславливается потребностью общества в развитии духовно – нравственных качеств человека: формирование социально активной личности, способной понимать общечеловеческие ценности с помощью произведений об историческом прошлом нашей Родины. Произведения имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они помогают усвоить высокие нравственные принципы людей.
Новизна программы состоит в том, что данный курс «Я -читатель» способствует формированию читательской компетентности четвероклассников, развивает их образное мышление, обогащает речь. Содержание занятий расширит знания об истории нашего Отечества.
Основными целями изучения интегрированного курса являются:
формирование у детей нравственных качеств личности, оценивание героев произведения, размышление над мотивами, обстоятельствами, следствиями поступков персонажей освоение идеи произведения;
формирование познавательного интереса к предметам литературного чтения и окружающего мира;
создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся.
Программа определяет ряд задач:
совершенствовать навыки чтения обучающихся;
развивать устойчивый и осознанный интерес к чтению детских произведений;
знакомить учащихся с детской книгой, как явлением культуры;
вырабатывать привычку к осознанному чтению;
способствовать формированию информационной культуры обучающихся через разные виды заданий работы с текстами;
развивать устную и письменную речь младших школьников;
совершенствовать коммуникативные навыки;
создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
формировать стремление ребёнка к рассуждению и поиску.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности литературоведческих знаний, а также личностную заинтересованность в их расширении.
Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю. Продолжительность курса определена из расчета 33 часа в год.
2. Содержание курса внеурочной деятельности « Я – читатель»
Программа курса составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Круг чтения составляют художественные произведения и научно-популярные статьи. К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Учащимся предлагаются литературные произведения разных стран и народов, бо́льшую часть которых составляют произведения русской литературы. Прежде всего, это фольклорные и литературные художественные произведения разных жанров, традиционно входящие в чтение учащихся младшего школьного возраста и познавательные тексты (очерки).В программу входят произведения о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательности, жадности и щедрости, хвастливости и скромности, трудолюбии и лени), о забавах детей, о родине, о подвигах, о природе (о растениях и животных, о временах года).
На занятиях учащиеся знакомятся с разными видами справочной литературы: детскими энциклопедиями («Почемучка», «Я познаю мир»…), детскими словарями (толковыми, орфографическими, словообразовательными), со словарями синонимов, антонимов и т.д. Акцент делаем на освоение рациональных способов поиска, фиксации, преобразования и представления необходимой информации.
1. «Лето с героями любимых книг» 1 час
Книги, прочитанные детьми летом.
2. «Обо всем на свете» 8 часов
Знакомство с малыми жанрами фольклора (считалки, заклички, потешки, пословицы, загадки, скороговорки, короткие стихи про буквы)
3. «Сказка мудростью богата...»10 часов
Русские народные сказки: «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и заяц», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Снегурочка».
Литературные сказки:
Сказки К.И. Чуковского;
4. «Что такое хорошо и что такое плохо» 6 часов
Л. Н. Толстой. Рассказы и басни для детей: «Косточка», «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Отец и сыновья», «Лев и мышь», «Кто прав?», «Два раза не умирать», «Два товарища»;
В. А. Осеева «Сыновья», «Все вместе», «Хорошее», «Волшебное слово», «Заплатка»;
5. «Ребятам о зверятах»
Бианки В.В. «Мишка-башка», «Лесные домишки», «Лесная газета», «Приключение Муравьишки» и др.
; Чарушин Е.И. «Тюпа, Томка и сорока» и др.; Н. Сладков «Почему год круглый?»
3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности « Я – читатель»
Предметные результаты
воспринимает на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
осмысленно, правильно читает (переход на чтение целыми словами);
отвечает на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
пересказывает текст;
составляет устный рассказ по картинке;
заучивает наизусть небольшие стихотворения;
соотносит автора, название и героев прочитанных произведений;
различает рассказ и стихотворение
осознанно, правильно, выразительно читает целыми словами;
понимает смысл заглавия произведения; самостоятельно озаглавливает текст;
выбирает наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и выборочно пересказывает текст;
составляет устный рассказ о герое произведения по плану;
размышляет о характере и поступках героя;
различает народную и литературную (авторскую) сказку;
соотносит автора, название и героев прочитанных произведений
проявляет устойчивый интерес к чтению книг
Предполагает приобретение школьниками новых знаний о жанровом разнообразии художественной литературы, фольклорных произведений, стихотворений, рассказов, повестей-сказок; расширение познаний учащихся произведениями писателей XIX-XX вв; опыта решения учебных задач по различным направлениям.
Личностные результаты
оценивает (как хорошие или плохие) поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
эмоционально «проживает» текст, выражать свои эмоции;
понимает эмоции других людей, сочувствует, сопереживает;
высказывает своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
определяет и формулирует цель собственной деятельности с помощью учителя;
проговаривает последовательность действий на уроке;
учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
учится работать по предложенному учителем плану;
учится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса
Познавательные УУД
ориентируется в книге(на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делает выводы в результате совместной работы учащихся и учителя;
преобразовывает информацию из одной формы в другую: подробно пересказывает небольшие тексты.
Коммуникативные УУД
оформляет свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушает и понимает речь других;
выразительно читает и пересказывает текст (его отрывок);
договаривается с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учится работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
4. Тематическое планирование
4.1. Сетка часов
№ п/п | Тема раздела | Воспитательные задачи | Количество часов | Цифровой ресурс |
1 | Лето с героями любимых книг | Формирование чувства осознания ребенком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества | 1 | https://infourok.ru/urok-vneklassnogo-chteniya-samye-interesnye-knigi-prochitannye-letom-4548279.html https://mishka-knizhka.ru/audioskazki-dlya-detej-6-7-8-let/ https://academikstar.blogspot.com/2019/05/online-libraries-40-best-free-digital-libraries.html https://dlyarazvitiya.ru/audio-rasskazy-charushina/ |
2 | «Обо всем на свете» | Воспитание у обучающихся доброты, отзывчивости, сострадания, умения прийти на помощь нуждающимся в ней. Воспитывать чувство ответственности за сказанное. | 8 |
3 | Сказка мудростью богата | Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу | 10 |
4 | Что такое хорошо и что такое плохо | Воспитание сознательного отношения к процессу обучения. Привлечение внимания к работе в паре, уважения к мнению своего товарища. Воспитание культуры общения. | 6 |
| «Ребятам о зверятах» | Воспитание любви к природе, бережного отношения к ней, как среде обитания человека и животных. Оценивание взаимоотношений человека и природы. | 8 |
Итого: | | 33 | |
4.2. Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности, факультатив «Я - читатель»
№ | Учебная неделя | Тема раздела | Кол-во часов раздела | Тема урока | Форма занятия | Содержание | Планируемый результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | 1 неделя | Лето с героями любимых книг | 1 ч | Книги, прочитанные детьми летом. | Беседа | Составление устного рассказа о книгах, прочитанных летом, знание авторов произведений. | Предметные результаты: – отвечает на вопросы учителя по содержанию прочитанного; –пересказывает текст; Личностные результаты – оценивает (как хорошие или плохие) поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; – эмоционально «проживает» текст, выражать свои эмоции; – понимает эмоции других людей, сочувствует, сопереживает; – высказывает своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Метапредметные результаты Регулятивные УУД учится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса Познавательные УУД – делает выводы в результате совместной работы учащихся и учителя; – подробно пересказывает небольшие тексты. Коммуникативные УУД оформляет свои мысли в устной – слушает и понимает речь других; |
2 | 2 неделя | «Обо всем на свете» | 8 ч | Считалки | Урок-игра | Знать: жанры фольклора; несколько народных песен, игр, считалок, загадок, поговорок, пословиц, Учащийся должен уметь: выразительно петь простейшие песенки; применять пословицы, считалки, скороговорки, прибаутки Разучивание загадок, изготовление книжек – малышек с загадками. Проведение конкурса на самую интересную загадку. Сочинение загадок. Заучивание стишков на определенную букву | Предметные результаты – воспринимает на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся; осмысленно, правильно читает (переход на чтение целыми словами); – отвечает на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – заучивает наизусть небольшие стихотворения; – осознанно, правильно, выразительно читает целыми словами; -проявляет устойчивый интерес к чтению книг Личностные результаты – эмоционально «проживает» текст, выражать свои эмоции; – понимает эмоции других людей, сочувствует, сопереживает; Метапредметные результаты Регулятивные УУД -определяет и формулирует цель собственной деятельности с помощью учителя; учится совместно с учителем и другими учениками даватьэмоциональную оценку деятельности класса Познавательные УУД ориентируется в книге(на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); – делает выводы в результате совместной работы учащихся и учителя; Коммуникативные УУД – слушает и понимает речь других; – выразительно читает и пересказывает текст (его отрывок); – договаривается с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; |
3 | 3 неделя | Потешки, заклички | Практическое занятие |
4 | 4 неделя | Загадки | Урок-викторина |
5 | 5 неделя | Скороговорки, чистоговорки | Практическое занятие |
6 | 6 неделя | Пословицы и поговорки | Урок-игра |
7 | 7 неделя | Стихи про буквы | Практическое занятие |
8 | 8 неделя | Стихи про буквы | Конкурс |
9 | 9 неделя | | Стихи про буквы | Конкурс |
10 | 10 неделя | Сказка мудростью богата | 10 ч | Русская народная сказка « Три медведя» | Практическое занятие | Знакомство с русскими народными и авторскими сказками. Рассматривание иллюстраций художников к сказкам. Пересказ прочитанных произведений. Рисование иллюстраций к сказкам. Лепка героев и сюжетов сказок. Инсценировки сказок, игры-драматизации. Викторина «Ах, уж эти сказки! ». | Предметные результаты – воспринимает на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся; – отвечает на вопросы учителя по содержанию прочитанного; –пересказывает текст; – составляет устный рассказ по картинке; – различает рассказ и стихотворение – осознанно, правильно, выразительно читает целыми словами; – понимает смысл заглавия произведения; самостоятельно озаглавливает текст; – выбирает наиболее точную - различает народную и литературную (авторскую) сказку; – соотносит автора, название и героев прочитанных произведений - проявляет устойчивый интерес к чтению книг Личностные результаты – оценивает (как хорошие или плохие) поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; – эмоционально «проживает» текст, выражать свои эмоции; – понимает эмоции других людей, сочувствует, сопереживает; – высказывает своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Метапредметные результаты Регулятивные УУД -определяет и формулирует цель собственной деятельности с помощью учителя; учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; Познавательные УУД ориентируется в книге(на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); – находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делает выводы в результате совместной работы учащихся и учителя; Коммуникативные УУД – слушает и понимает речь других; – выразительно читает и пересказывает текст (его отрывок); – договаривается с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учится работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). |
11 | 11 неделя | Русская народная сказка « Гуси- Лебеди» | Практическое занятие |
12 | 12 неделя | Русская народная сказка « Волк и семеро козлят» | Урок-путешествие |
13 | 13 неделя | Русская народная сказка « Лиса и заяц» | Урок -викторина |
14 | 14 неделя | Русская народная сказка « Снегурочка» | Практическое занятие |
15 | 15 неделя | Русская народная сказка « Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Практическое занятие |
16 | 16 неделя | Русская народная сказка « Пузырь, соломинка и лапоть» | Урок-путешествие |
17 | 17 неделя | | | К. Чуковский «Мойдодыр» | Урок-викторина |
18 | 18 неделя | К. Чуковский «Телефон» | Практическое занятие |
19 | 19 неделя | К. Чуковский « Федорино горе» | Практическое занятие |
20 | 20 неделя | Что такое хорошо и что такое плохо | 6 ч | Л. Н. Толстой. «Косточка», «Старый дед и внучек» | Практическое занятие | Особенности басни: а) мораль; б) аллегорический (иносказательный) смысл; в) типичность описываемой ситуации характеры – персонажи; д) осмеяние человеческих пороков и недостатков. Различие и сходство жанров рассказа и басни | Предметные результаты – воспринимает на слух художественный текст осмысленно, правильно читает – отвечает на вопросы учителя по содержанию прочитанного; –пересказывает текст; – соотносит автора, название и героев прочитанных произведений; – различает рассказ и басню – понимает смысл заглавия произведения; самостоятельно озаглавливает текст; – выбирает наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; – размышляет о характере и поступках героя; - проявляет устойчивый интерес к чтению книг Личностные результаты – оценивает (как хорошие или плохие) поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; – эмоционально «проживает» текст, выражать свои эмоции; – понимает эмоции других людей, сочувствует, сопереживает; – высказывает своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Метапредметные результаты Регулятивные УУД -определяет и формулирует цель собственной деятельности с помощью учителя; -проговаривает последовательность действий на уроке; Познавательные УУД ориентируется в книге(на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); – находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делает выводы в результате совместной работы учащихся и учителя; – преобразовывает информацию из одной формы в другую: подробно пересказывает небольшие тексты. Коммуникативные УУД оформляет свои мысли в устной фрме; – слушает и понимает речь других; – договаривается с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учится работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). |
21 | 21 неделя | Л.Н. Толстой «Правда всего дороже», «Отец и сыновья» | Практическое занятие |
22 | 22 неделя | Л.Н. Толстой «Лев и мышь», «Кто прав?» | Урок-игра |
23 | 23 неделя | Л.Н. Толстой «Два раза не умирать», «Два товарища» | Практическое занятие |
24 | 24 неделя | В. А. Осеева «Сыновья», «Все вместе» | Урок-викторина |
25 | 25 неделя | В. А. Осеева «Волшебное слово», «Заплатка» | Практическое занятие |
26 | 26 неделя | «Ребятам о зверятах» | 8 ч | Бианки В.В. «Мишка-башка», «Лесные домишки; | Урок-викторина | Чтение и пересказывание рассказов о животных. Понятие « сказки-несказки» Инсценирование произведений Подбор загадок к рассказам о животных Иллюстрирование рассказов | Предметные результаты – воспринимает на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся; осмысленно, правильно читает (переход на чтение целыми словами); – отвечает на вопросы учителя по содержанию прочитанного; –пересказывает текст; – составляет устный рассказ по картинке; – соотносит автора, название и героев прочитанных произведений; – различает рассказ и стихотворение – осознанно, правильно, выразительно читает целыми словами; – понимает смысл заглавия произведения; самостоятельно озаглавливает текст; – выбирает наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; – составляет устный рассказ о герое произведения по плану; -проявляет устойчивый интерес к чтению книг Личностные результаты – эмоционально «проживает» текст, выражать свои эмоции; – понимает эмоции других людей, сочувствует, сопереживает; Метапредметные результаты Регулятивные УУД -определяет и формулирует цель собственной деятельности с помощью учителя; -учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; - учится работать по предложенному учителем плану; учится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса Познавательные УУД ориентируется в книге(на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); – находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делает выводы в результате совместной работы учащихся и учителя; Коммуникативные УУД – слушает и понимает речь других; – выразительно читает и пересказывает текст (его отрывок); – договаривается с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, и следовать им; – учится работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). |
27 | 27 неделя | В. Бианки «Лесная газета» | Практическое занятие |
28 | 28 неделя | В. Бианки «Приключение Муравьишки» | Урок-путешествие |
29 | 29 неделя | В. Бианки « Музыкант» | Практическое занятие |
30 | 30 неделя | В. Бианки « Моржиха» | Практическое занятие |
31 | 31 неделя | Чарушин Е.И. « Медведица и медвежата» | Урок-викторина |
32 | 32 неделя | Чарушин Е.И. «Тюпа, Томка и сорока»; | Практическое занятие |
33 | 33 неделя | Н. Сладков «Почему год круглый?»; | Практическое занятие |