СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальное обучение

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Здоровье детей зависит не столько от медицинских работников, сколько от всего комплекса биологических факторов и социально-экономических условий, образа жизни и особенно поведенческих привычек. Ребенку в современных условиях сохранить здоровье непросто. Вследствие этого проблема формирования здорового образа жизни относится к числу глобальных, имеющих важное значение для всего человечества. Формирование здорового образа жизни должно быть в школе, а начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное обучение»


ДОНЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ









ВЫПУСКНАЯ РАБОТА


Здоровьесберегающие технологии в системе коррекционной работы.









Слушатель группы:

1.7.1.


Технологии работы учителя в инклюзивном классе


Чурсина Ольга Николаевна



Учитель французского, английского языка

и зарубежной литературы







Руководитель выпускной работы: К защите

________________________________

________________________________ ____________________________

 (ФИО, должность, науч. степень,

ученое звание) (подпись заведующего кафедрой)






2016 г.


Аннотация

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Здоровье детей зависит не столько от медицинских работников, сколько от всего комплекса биологических факторов и социально-экономических условий, образа жизни и особенно поведенческих привычек. Ребенку в современных условиях сохранить здоровье непросто. Вследствие этого проблема формирования здорового образа жизни относится к числу глобальных, имеющих важное значение для всего человечества. Формирование здорового образа жизни должно быть в школе, а начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.

Формирование здорового образа жизни невозможно без применения здоровьесберегающих технологий. Насущными проблемами в логопедическом направлении современной коррекционной педагогики являются:

  • сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи;

  • нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии;

  • коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи;

  • успешная социализация детей с дефектами речи.

Использование здоровьесберегающей технологии на коррекционных занятиях позволяет решить несколько задач:

  • способствует повышению речевой активности;

  • развивает речевые умения и навыки;

  • снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;

  • активизирует познавательный интерес;

  • улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.






Содержание

  1. Введение……………………………………………………………..4

  2. Основная часть

  1. психолого-педагогические приемы… ………………………4

  2. компоненты здоровья…………………………………………5

  3. используемые здоровьесберегающие технологии…………..6

  4. новизна исследования и ее теоретическая значимость …….8

  5. правильная организация урока………………………………10

  6. Выводы………………………………………………………..11

  1. Список литературы………………………………………………….12

  2. Приложения …………………………………………………………13





































Введение


Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Вступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья обучающихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей и нужно постоянно работать над этой проблемой.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодействие педагога с обучающимися при использовании разнообразных форм, методов и средств обучения с целью наиболее эффективного достижения обучающимися государственного образовательного стандарта при одновременном сохранении и укреплении здоровья.

Наша работа сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования.

«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем, которые можно выделить в три подгруппы:

    • организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

    • психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной

    • работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

    • учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому учителю, логопеду, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю, психологу и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Зачастую , с такими детьми работают учителя-предметники, так как родители принимают решение оставить своего ребенка дома, на домашнем обучении. Следовательно, решению такой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.

Одна из задач дошкольного воспитания – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Статистика утверждает, что здоровье ребенка на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья педагоги повлиять не могут, то другие 50% напрямую зависят

от слаженной работы медицинских работников, педагогов и родителей (Приложение 1).

К сожалению, в ДОУ с каждым годом растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, нарушения в опорно-двигательной и дыхательной системе, имеют различные хронические и соматические заболевания. Это затрудняет восприятие, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности.

Следовательно, одной из основных задач  в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, происходит дальнейшее развитие, но и укрепление здоровья ребенка. Мероприятия выстраиваются в последовательную цепочку и проходят через все виды деятельности. Это здоровьесберегающие технологии. И самое главное правило при их использовании должно быть : «НЕ НАВРЕДИ!».

Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые я использую в своей работе:

1.     Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Динамические паузы. Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение.(Приложение 2)

Релаксация. Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, определяется интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.

Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Снятие напряжения, нагрузки. (Приложение 3)

Гимнастика дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

1.     положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

2.     способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

3.     улучшает дренажную функцию бронхов;

4.     восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

5.     исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.(Приложение 4)

Гимнастика корригирующая. Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.

Корригирующая гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение деформаций опорно-двигательного аппарата. Чтобы корригирующие упражнения были эффективны, то есть могли обеспечить ребенку полноценную тренировку, подбирать их необходимо, учитывая уровень физического развития, подготовленности и состояния здоровья.

Чаще всего это упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки:

1.    Принять правильную осанку, стоя у стены или гимнастической стенки. При этом затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки должны касаться стены.

2.   Принять правильную осанку, отойти от стены на несколько шагов вперед, сохраняя    принятое положение.

3.    Принять правильную осанку у стены, сделать

2-3 шага вперед, присесть(насколько может ребенок), встать. Вновь принять правильную осанку.

4.     И.п. – о. с. У стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами.

1-2 – поднять руки через стороны вверх;

3-4 – вернуться в и. п. (в медленном темпе);

2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия). Могут быть организованы незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

3.     Коррекционные технологии

Арттерапия (лечение искусством. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками, техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка таких как: красочная живопись с помощью пальцев, красочная живопись с помощью ног, живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.), отпечатки рук на прохладном, теплом песке). (Приложение 5)

Технологии музыкального воздействия.

Сказкотерапия.

Технологии воздействия цветом. 

Технологии коррекции поведения.( Проводятся по специальным методикам )

Психогимнастика (Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в само расслаблении. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Фонетическая ритмика. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий – фонетическая грамотная речь без движений.

Очень важно, чтобы каждая из этих технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

. Вопросами сохранения и укрепления здоровья школьников с применением здоровьесберегающих технологий занимались такие авторы как  Ф.Г. Мухаметова,  Е.Н. Дзятковская,  А.Н. Гамаюнова  и др. Но данных исследований явно недостаточно для полного раскрытия данной проблемы, поэтому тема требует глубокого, специального исследования, должна рассматривать систему работы по использованию здоровьесберегающих технологий в специальных коррекционных классах. Научная новизна исследования заключается в том, что разработана система работы педагога  по формированию потребности в здоровом образе жизни  с  использованием здоровьесберегающих технологий. Теоретическая значимость исследования состоит в установлении основ формирования потребности в здоровом образе жизни на основе развития адаптационной системы защиты, направленной на укрепление здоровья младших школьников коррекционного класса, а также на развитие установок отношения к здоровью как к ценности. Практическая ценность исследования заключается в том, что система по формированию потребности в здоровом образе жизни младших школьников  коррекционных классов может быть использована в работе педагогов других учебных учреждений коррекционного вида. Дети коррекционного класса, это такие  дети, которые  требуют особого подхода к себе как в школе, так и дома, поэтому для этого необходимо уметь распознать возможные психологические отклонения в развитии детей и организовать психокоррекционную работу со стороны учителей и со стороны родителей. Что же такое задержка психического развития или ЗПР? Задержка психического развития — это нарушение нормального темпа развития, при котором дети, достигшие школьного возраста, продолжают оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. Понятие задержка подчеркивает временный характер отставания, который с возрастом преодолевается, если создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории. Организация обучения в таких классах или на дому осуществляется в системе коррекционно-развивающего обучения, которая представляет собой форму дифференциации образования, позволяющую решать задачи современной активной помощи детям со стойкими трудностями в обучении. Поэтому способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка – первейшая задача педагога . А в этом большую помощь педагогу окажут так называемые здоровьесберегающие образовательные технологии, которые  занимают почетное  место  среди современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов. Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера образования.

Правильная организация урока в коррекционно-развивающем классе оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и как следствие на работоспособность. Поэтому большое значение имеет правильное построение урока, подразумевающее оптимальное чередование различных видов занятий, неодинаковых по продолжительности, сложности и утомляемости. Структура урока должна быть гибкой, виды деятельности разнообразными. Первые 3–5 минут — фаза вхождения в урок: нагрузка должна быть небольшой. Период устойчивой оптимальной работоспособности детей — 15–20 минут, и нагрузка должна быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, так как развивается утомление. Последние минуты урока, когда наблюдается небольшое повышение работоспособности, соответствующее «конечному порыву», целесообразно посвятить закреплению нового материала, обратить внимание на главные моменты пройденной темы. Сохранить высокую работоспособность на уроке в коррекционном классе  помогает рациональное чередование различных видов деятельности, поэтому важно отметить, что чем однообразнее, монотоннее урок, тем быстрее развивается утомлении у детей. Сами моменты переключения с одного вида деятельности на другой отодвигают развитие утомления. Важную роль в сохранении работоспособности играют валеологические паузы. Они необходимы на каждом уроке. Паузы целесообразно проводить в периоды утомления детей — это на 10–15-й и 25–30-й минутах. Средняя продолжительность пауз 30–60 секунд. Физические упражнения являются небольшой паузой в процессе обучения и положительно влияют на умственную работоспособность детей, поэтому их проведение необходимо.

Обязательно на занятии присутствует физминутка, тесно связанная с темой занятия и являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия.

Основные задачи физминутки – это:

  • снять усталость и напряжение;

  • внести эмоциональный заряд;

  • совершенствовать общую моторику;

  • выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Требования к физкультминуткам:

  • они должны проводиться на начальном этапе утомления, так как более позднее их проведение не дает желаемого эффекта. В первом классе на занятии должно быть две физкультминутки.

  • содержание физминуток может органически сочетаться с программным содержанием занятия, урока;

  • упражнения для физминуток должны быть занимательны, хорошо знакомы детям;

  • необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, результативность.

  • Физминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движения под чтение стихотворений.


Применение всех перечисленных здоровьесберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка. Педагогам дошкольных образовательных организаций необходимо творчески подойти к использованию перечисленных технологий, а также привлечь родителей к их применению в домашних условиях.

























Список литературы

  1. Волошина, Л. А. Организация здоровьесберегающего пространства [Текст] / Л. А. Волошина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 114 – 117.

  2. Дзятковская, Е. Н. Здоровьесберегающие образовательные технологии: новые акценты / Е. Н. Дзятковская // Психология здоровья и личностного роста. - 2010. - № 1. - С. 62 - 93.

  3. Здоровьесберегающая система ДОУ [Текст] / М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. – Волгоград : Учитель, 2008.

  4. Новикова, И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников : Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / И. М. Новикова. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.




























Приложение 1























Приложение 2

Приложение 3



Приложение 4


Приложение 5