муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Павловская основная общеобразовательная школа
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ
УЧИТЕЛЯ НЕМЕЦКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ
АМИРБЕКОВОЙ ТАТЬЯНЫ ИВАНОВНЫ
2019-2020 уч. год
Анализ работы по самообразованию учителя иностранных языков МБОУ Павловская ООШ Амирбековой Т. И. за 2018-2019 учебный год
В 2018-19 учебном году велась работа над темой «Развитие учебной мотивации школьника в процессе обучения иностранным языкам в свете требований ФГОС».
Передо мною, как перед учителем иностранных языков встал вопрос: Как вообще должно строиться обучение иностранным языкам, чтобы не пропадал интерес учащихся к его изучению? И, на мой взгляд, здесь очень важно и необходимо вести активную просветительскую работу среди родителей, которые, в силу устойчивой тенденции к вытеснению английским языком других иностранных языков, рассматривают английский язык как более престижный, относясь к немецкому языку как к второсортному. Поэтому важным этапом практического решения вопроса мотивации при обучении немецкому языку в условиях средней школы является продуманная пропагандистская работа с родителями и учащимися с целью разъяснения роли разных иностранных языков с учетом местных условий. В своей работе считаю необходимым разъяснять родителям культурные процессы, происходящие сегодня в мире, а также принципы современной языковой политики Европы, направленные на языковой плюрализм.
И второй момент важности такого аспекта как мотивация. Опыт показывает, что происходит её снижение от класса к классу. До момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке, декламировать стихотворения, петь песни, читать. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие интереса у них к его предмету, так как этот интерес является главной движущей силой познавательной деятельности учащихся. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления “строительного материала”, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. Уже к 5 классу становится очевидным, что стремление изучать иностранный язык у учащихся значительно ослабевает. В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию. А впоследствии, уже будучи взрослыми, сожалеют по поводу упущенного, возникает недовольство не только собой, но главным образом постановкой обучения иностранному языку.
Нужно расценивать мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, при этом иметь в виду следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и представлениями, осознаваемыми им потребностями. Учитель должен представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации и их резервы. Тогда можно будет точно соотнести содержание учебного процесса на всём его протяжении с соответствующими типами мотивации. Ребёнок способен быть неравнодушным, когда ему интересно, когда он успешен, пусть даже в малом. Он пойдет за учителем, если тот умеет вести за собой.
Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, которая в свою очередь определяет выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей, т.е. мотивация обозначает систему факторов, определяющих поведение человека.
Приступая к работе над данной темой я ставила перед собой следующие цели:
уметь видеть проблемы к прогнозированию, к использованию интерактивных технологий в образовательном процессе, к внедрению и широкому применению инновационных технологий,
обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, воплощение идей и творческого замысла,
использовать ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности для повышения мотивации к предмету и качества образования,
развивать учебно-познавательную компетенцию учащихся через совершенствование общих и специальных учебных умений,
знакомить учащихся со способами самостоятельной работы в изучении немецкого и английского языков,
формировать способность учащихся к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.
Я планировала достичь следующих результатов:
повышение уровня обученности учащихся и мотивации к изучению предмета;
повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
разработать и апробировать дидактические материалы, тесты, электронные и мультимедийные комплекты педагогических разработок;
разработать и провести открытые уроки, внеклассные мероприятия, обобщить опыт по исследуемой теме;
подготовить доклады, выступления на заседаниях РМО, участвовать в дистанционных конкурсах и олимпиадах в свете реализации требований ФГОС.
Мною была проделана следующая работа:
1. в профессиональном направлении:
знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет;
прошла дистанционные курсы повышения квалификации для учителей немецкого языка;
работала в группе проблемного диалога, готовила выступления по проблемам ФГОС;
2. в психолого-педагогическом направлении:
совершенствовала свои знания в области классической и современной психологии и педагогики;
3. в методическом направлении:
совершенствовала знания современного содержания образования учащихся;
знакомилась с новыми технологиями, формами, методами и приёмами обучения;
принимала активное участие в работе РМО;
организовала работу с одарёнными детьми, которые принимали участие в конкурсах творческих работ, олимпиадах ( в районном конкурсе ученица 8 класса стала победителем);
изучала опыт работы лучших учителей страны через Интернет;
периодически проводила самоанализ профессиональной деятельности;
создала собственную базу лучших сценариев уроков, презентаций, интересных приемов и находок на уроке;
работала в качестве члена жюри и экспертной комиссии по оценке профессиональных работ коллег в сети Интернет;
4. в направлении ИКТ:
изучала ИКТ и внедряла их в учебный процесс;
систематически проводила обзор в Интернете информации по немецкому и английскому языкам, педагогике и психологии;
пополняла персональный сайт ;
использовала электронную почту для контакта с единомышленниками;
пополняла созданную библиотеку электронных и Интернет-ресурсов, используемых в работе;
5. в направлении охраны здоровья:
внедряла в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
Систематизация материала по теме самообразования учителя:
подобран и оформлен материала по теме “Meine Schule”;
разработан материал по теме «Зима» для 3 класса;
разработан урок иностранного языка в 8 классе «Путешествие за границу» «Современный урок с использованием ИКТ»;
подобран и оформлен материала по теме «Сказки на английском языке»;
разработан урок иностранного языка в 7 классе “Сельскохозяйственные работы в деревне” «Современный урок с использованием ИКТ» (+ презентация);
проведена «Неделя иностранного языка»;
в конце каждой четверти и по окончании учебного года проводилось мониторинговое отслеживание результатов деятельности учащихся.
Использование игровых технологий, музыкального сопровождения, компьютерных и Интернет-технологий в преподавании иностранного языка являются одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т. к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.
ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:
«Формирование положительной мотивации у обучающихся на уроках иностранного языка средствами игровых технологий».
«Всякое настоящее образование добывается только самообразованием» Э. Берк
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Для реализации требований ФГОС современной школе требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно –образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания.
В последние годы возросли требования государства и общества к школе.
Одно из главных требований – повышение качества и эффективности образовательного процесса. Для достижения этой цели учитель должен быть всесторонне образованным, должен уметь применять инновационные образовательные технологии, должен шагать в ногу со временем, обладать высоким профессионализмом. С целью повышения профессиональной компетентности и психолого-педагогической культуры необходимо систематически проходить курсы повышения квалификации по предмету и дополнительному образованию. Кроме того, требуется заниматься самообразованием по индивидуальной программе развития.
Цели:
рассмотрение использования игр и игровых ситуаций на уроках иностранного языка в начальной и общеобразовательной школе и умение использовать только в том случае, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока;
развитие интереса, творческой активности учащихся для дальнейшей коммуникативной деятельности школьников, формирование положительного отношения к уроку и мотивации к изучаемому языку при помощи внедрения игровых форм обучения.
Задачи:
рассмотреть понятие «игра и игровая ситуация на уроке»;
изучить методическую и учебную литературу по теме «Игра и игровая ситуация в учебной деятельности учащихся»;
освоить приемы игр;
изучить опыты работы по игровой методике;
разработать открытые уроки и мероприятия с использованием игр, игровых ситуаций;
изучить роль игры в процессе обучения;
выявить формы и способы игровой деятельности, влияющие на тот или иной аспект процесса познания.
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет - ресурсы; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, заочные экскурсии в театры, на выставки, в музеи.
Методы процесса самообразования:
Изучение проектирования универсальных учебных действий.
Практическое применение ОУД в процессе образования на основе методологии проектирования концепции развития ОУД.
Участие в Интернет - форумах по заявленной проблеме.
Сбор и систематизация информационного материала по теме самообразования.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности районного методического объединения учителей иностранного языка, а также через участие в жизни школы.
Литература, которую необходимо изучить:
Самойлова, Т. А. Игры на уроках английского языка: метод. пособие / Т.А. Самойлова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2005.
О. А. Зайкова. Увлекательный английский. Волгоград.2011
Г. Н. Федорова. Игры на уроках английского языка. ИЦ «МАРТ», 2005.
Е.И. Пассов – Коммуникативное иноязычное образование. Минск
«Лексис» 2003.
Н. Д. Гальскова – Современная методика обучения иностранным языкам. Москва 2000.
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru
НАПРАВЛЕНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации | Отметка о выполнении |
Профессиональное | 1. Изучить программы и учебники, уяснить их особенности и требования: немецкий язык - Примерная программа по иностранным языкам. Немецкий язык (базовый уровень). Основное общее образование, размещённой на сайте Минобрнауки России http://www. Mon.gov.ru. - Авторская программа общеобразовательных учреждений по немецкому языку для 5-9 классов И. Л. Бим (М.: Просвещение, 2014) английский язык - Примерная программа по иностранным языкам. Английский язык (базовый уровень). Начальное общее образование, размещённой на сайте Минобрнауки России http://www. Mon.gov.ru. - Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4!е изд., дораб | август | + + |
2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. | постоянно | |
3. Повышать квалификацию на дистанционных курсах для учителей английского и немецкого языков. | раз в 3 года | |
4. Работа в группе проблемного диалога, подготовка выступлений по проблемам ФГОС. | Текущий учебный год | |
| 5. Участвовать в профессиональных и творческих конкурсах и олимпиадах разного уровня для учителей иностранных языков. | Текущий учебный год | |
Психолого-педагогические | Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | Текущий учебный год | |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся. | Текущий учебный год | |
2.Знакомиться с новыми технологиями, формами, методами и приёмами обучения. | Регулярно | + + |
3. Принимать активное участие в работе РМО. | 2019-2020 уч. год |
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах творческих работ, олимпиадах. | Текущий учебный год | + |
5. Изучать опыт работы лучших учителей страны через Интернет. | постоянно | + |
6. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. | 1 раз в год | |
7. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, презентаций, интересных приемов и находок на уроке. | в течение учебного года | |
8. Работать в качестве члена жюри и экспертной комиссии по оценке профессиональных работ коллег в сети Интернет. | в течение учебного года | + |
| 9. Регулярно заниматься с учащимися, отстающими в обучении ИЯ | | |
Информационно-коммуникационные технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. | Регулярно | + |
2.Обзор в Интернете информации по немецкому и английскому языкам, педагогике и психологии. | регулярно | + |
3.Пополнять персональный сайт | Регулярно | + |
4.Использовать электронную почту для контакта с единомышленниками. | Регулярно | + |
5. Пополнять созданную библиотеку электронных и Интернет-ресурсов, используемых в работе. | в течение учебного года | |
Охрана здоровья | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. | Регулярно | + |
Психологическое | 1.Ознакомиться с новыми формами мониторинга в образовательном процессе. 2. Ознакомиться с формами профилактики профессионального выгорания. | Регулярно | |
РАЗРАБОТКА УРОКОВ И МЕРОПРИЯТИЙ:
№ | Название, тема | Срок выполнения | Отметка о выполнении |
1. | Оформление папки «Из опыта работы» | Весь год | |
2. | Оформление материала «Грамматические игры » для 2-3кл | Весь год | |
3. | Подборка и оформление материала по теме «Страноведение» | Весь год | |
4. | Сбор материала для библиотеки Интернет- ресурсов | Весь год | |
5. | Систематизация материала по теме самообразования учителя. | апрель | |
6. | Подборка и оформление дополнительного материала по подготовке учащихся к предметным олимпиадам. | Весь год | + |
7. | Проведение «Недели иностранного языка» | март, 2016 | |
8. | Разработка рабочих программ (немецкий язык 4-9 классы) к УМК И.Л. Бим. Разработка рабочих программ (английский язык 2 – 3 классы) к УМК Быковой | Август | + |
9. | Оформление постоянной и временной экспозиции кабинета | весь год | + |
10. | Мониторинговое отслеживание результатов деятельности учащихся | в конце каждой четверти | + |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета средствами современных игровых технологий;
повышение своего теоретического и научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности, качества преподавания предметов;
разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, создание электронных и мультимедийных комплектов педагогических разработок с применением новых игровых технологий;
разработка и проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, обобщение опыта по исследуемой теме;
доклады, выступления на заседаниях РМО, участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах различного уровня в свете реализации требований ФГОС.