СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Искусство Гжели"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для формирования представлений о народных промыслах через организацию совместной продуктивной деятельности и развитие способности к поисковой деятельности

Просмотр содержимого документа
«"Искусство Гжели"»

Конспект урока

с использованием информационных – коммуникационных технологий в образовании.

Предмет: Изобразительное искусство, урок – объяснение нового материала.

Тема: Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Продолжительность: 1 урок - 45 минут.

Класс: 5.

Технологии: компьютер, проектор, экран.                            

Паспорт проектной работы

Название проекта: Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: ИЗО

Учебные дисциплины, близкие к теме предмета:

литературное чтение, история.

Состав учащихся5 класс

Тип урокановые знания

Форма урокаурок – проект

Тип   проекта:

практико-ориентированный;

по продолжительностимини - проект.

Цель проекта: создание гжельской росписи на шаблонах посуды

Цель урока: создать условия для формирования представлений о народных промыслах через организацию совместной продуктивной деятельности и развитие способности к поисковой деятельности:

  • планированию этапов своих действий в соответствии с поставленными задачами;

  • выбору материала и способу действия, через расширение познавательной области детей, что будет являться совершенствованием   уровня накопленных практических навыков:              

  • развитию умения работать с материалами: краской, кистью

  • развитию аккуратности при работе

  • развитию художественного вкуса при оформлении работы, что будет способствовать воспитанию любви к цветам, к труду.

Оборудование: заготовки шаблонов посуды из картона, гуашь, большие и маленькие кисти, акварель, белая бумага, ножницы, экран, ноутбук, проектор, готовые изделия с росписью «Гжель».

Зрительный ряд: таблицы – иллюстрации с изображением гжельской керамики; карточки со словами-терминами; пазлы народных игрушек; фрагмент русской народной сказки «Волшебная птица»; слайды «Гжель»; керамические изделия разных промыслов, среди которых «Гжель».

Музыкальный ряд: народные мелодии.

Продукт проектной деятельностистатуэтки, посуда «Гжель».

Практическая значимость: создание поделки, которую можно использовать  в виде подарка другому человеку или  хранить у себя в комнате на память.

Методы, используемые на уроке:

  • алгоритмический метод – учитель даёт инструкции, а ученики сами выполняют работу в практической работе: декоративное рисование

  • проектный метод, который включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов.

Приёмы, используемые на уроке:

  • словесный (рассказ, беседа)

  • наглядный (презентация, демонстрация)

  • практический (декоративное рисование)

  • Форма организации:

- работа в группах

               

Ход урока.

I. Организационный момент.

Подготовка рабочего места. Проверка готовности ребят к работе в группах.

II. Закрепление ранее изученного материала.

1. Показ отрывка из сказки «Волшебная птица».

- О чём эта сказка?

(О русских умельцах, народных мастерах, прославляющих Русь – матушку своим искусным ремеслом)

- Почему наш урок начался с фрагмента этой сказки?

(Потому что мы на предыдущих уроках знакомились с народными промыслами)

- Какими? (Дымковской, Карпогольской, Филимоновской игрушками).

2. Логическая разминка (работа в группах).

На столе у каждой группы «Смешанные пазлы» Дымковской, Карпогольской, Филимоновской игрушек. Задание: собрать пазлы по промыслам игрушек.

- Что мы должны помнить, собирая пазлы игрушек?

(Особенности росписей Дымковской, Карпогольской, Филимоновской игрушек).

III. Знакомство с новым материалом.

1. Вступительная беседа.

- Из какого материала сделаны эти игрушки?

(Из глины)

- Что можно ещё изготовить из глины?

(Посуду, сувениры)

2. Сообщение темы и задач урока.

Слайд №1.

 Звучит музыка. На фоне музыки учитель начинает урок.

- Сегодня мы продолжаем разговор о народных промыслах, познакомимся с гжельской керамикой, разнообразием её посудных форм, особенностью росписи.

Слайд № 2-3-4.

Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской керамики. Он собрал вокруг себя три десятка близлежащих деревень.

Гжельская волость славилась поделками местных мастеров. Жили здесь мастера гончарного дела. В 17 веке царь Алексей Михайлович издал указ о прииске глины во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов. С тех пор так и повелось: при Петре Великом «приискивали» глину для кирпича, при его дочери – императрице Елизавете – для первого в стране фарфорового завода.

Всякую глину давала земля гжельская умелым рукам – и для гончарного дела, и для майолики.

- Из каких материалов можно сделать посуду? (Дерева, глины …)

Греки назвали глину «керамос». Отсюда и название – керамика.

Но и глина может быть разной: цветной, белой и необыкновенно белой.

3. Толкование слов на доске «художественных понятий».

Посуда, сделанная из цветной глины - майолика.

Посуда, сделанная из белой глины – фаянс.

Посуда, сделанная из необыкновенно белой глины – фарфор.

Майолика, фаянс, фарфор – всё это объединяется одним понятием – керамика.

4. Слайд №5, №6.

На всю Россию славились гжельские мастера своими расписными тарелками, сосудами своеобразной формы (флягами, квасниками, кумганами), украшенными яркими сложными рисунками, выполненными жёлтым, синим, зелёным и коричнево-фиолетовым цветами.

При обжиге в печи глиняная посуда закаливалась, становясь звонкой и прочной. Гжель не всегда была сине – белой. Около двухсот лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому.

Это майолика. Её делают и сейчас.

Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс.

Слайд № 7. (Показ слайда «элементов гжельской росписи»).

 Расписывалась эта посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно - синим, а прозрачная полива приобретала блеск.

Удивительна и роспись гжельской посуды. Самым излюбленным узором считается сказочная роза. Узор цветка выполняется большими и маленькими кистями.

- Почему? (Мазок большой кисти – крупный цветок, маленькой – мелкие цветки)

- Как получить мазок кисти с оттенком? (Нужно чтобы краска на кисти была с одной стороны для оттеночного мазка)

На гжельской посуде можно увидеть пионы, волшебные цветы, пейзажи, тематические картины.

IV. Закрепление изученного материала.

Обратите внимание, перед вами, ребята, глиняные статуэтки, посуда.

(На демонстрационном стенде выставлены изделия разных художественных промыслов, среди которых Гжель)

- Что из этих изделий мы можем отнести к Гжели?

- А что нет?

- Как вы определили? (По цвету, росписи)

- Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься на уроке?

(Да, правильно, будем расписывать гжельскую посуду)

Физкультминутка

А сейчас, а сейчас

Время физкультминутки для вас!

(учащиеся выполняют упражнения за учителем).

По солнышку, по солнышку

 Дорожкой луговой.

 Иду по мягкой травушке

 Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).

И любо мне, и весело,

 Смотрю по сторонам,

 Голубеньким и синеньким

 Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).

V. Постановка художественной задачи.

Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Каждая группа – художественная мастерская фабрики по изготовлению гжельской керамики, в которой должна распределиться работа по изготовлению и росписи гжельской посуды.

Вы – группа, и посуда ваша – группа.

- Посуду, объединённую в группу, как мы будем называть?

Слайд №8 (Сервиз)

Из расписанных предметов вы должны сервировать стол. Вы должны красиво расположить предметы на столе, чтобы ваш стол радовал гостей.

- Красиво расположенные предметы на столе это…? (Композиция)

- Приступайте к работе.

VI. Практическая работа. На шаблонах (в виде посуды) из картона, каждая группа выполняет гжельскую роспись.

Звучит музыка

(Во время работы учитель оказывает индивидуальную помощь ученикам в выборе композиции, при работе с кистью)

VII. Показ композиций на демонстрационной доске.

а) Дети выставляют свои работы и рассказывают приготовленные ими стихи.

1 уч. Чудо с синими цветами,

 Голубыми лепестками,

 Синими цветочками,

 Нежными виточками.

2 уч. На белом фарфоре,

 Как на заснеженном поле,

 Из-под белого снежочка

 Растут синие цветочки.

 Неужели, неужели,

 Вы не слышали о Гжели.

3 уч. У каждого художника есть свой узор любимый.

 И в каждом отражается сторонушка родимая.

 Ее трава шелковая, ее цветы весенние

 И мастерство волшебное достойно восхищения.

И действительно, посмотрите, какая красота родилась под вашей кистью, какие сказочно красивые узоры и это притом, что в росписи используется всего один цвет – синий.

б) Выставление оценок.

При оценке изделий необходимо учитывать верность выполнения “мазка с тенями”, композицию узора, самостоятельность в сочинении узора.

Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными.

VIII. Итог. Слайд №9.

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чем «Гжель» отличается от других художественных промыслов?

IX. Домашнее задание.

- Найти иллюстрации, фотографии с изображением цветов и принести на следующий урок.