СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игр в учебно- воспитательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я  рассказала какие игры использую в учебно- воспитательном процессе

Просмотр содержимого документа
«Использование игр в учебно- воспитательном процессе»

Использование игр и игровых элементов в учебно-воспитательном процессе

Игра – это одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игре как воспитательному средству придавал А.С.Макаренко. Он говорил: « Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. »

Игра как форма деятельности ребёнка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Игра – это средство, которое снимает неприятные или запретные для личности учащегося переживания. Поэтому учебный процесс должен быть организован так, чтобы он выступал как свободная форма активности обучающегося, а такой формой является –игра.

Для учащихся начальных классов учение – это новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школой игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой детей. Она позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младших школьников страх неизвестности.

Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность обучающихся, снимает усталость, позволяет учителю удерживать внимание на уроке. При использовании игрового метода обучения необходимо помнить, что игровая задача должна совпадать по содержанию с учебной задачей урока. По мере того как у школьников формируются познавательные интересы, и они овладевают элементами учебной деятельности, игра постепенно должна усложняться.

В настоящее время всё больше внимания уделяется использованию игр и игровых ситуаций в учебно-воспитательном процессе. Создание игровых ситуаций способствует активизации процесса обучения и воспитания младших школьников. Особое внимание надо уделить загадкам. Они необходимы детям, как математическая задача, так как учат их познанию окружающего мира. В загадках отражены явления, окружающие современного ребёнка, природа, знакомый ребёнку мир. Она учит задумываться над закономерностями, которые происходят в природе, приучает к наблюдательности, развивает художественный вкус. Загадки учат детей говорить ярко, образно, просто. Они развивают память, мышление, сообразительность, воображение. Я их использую на разных этапах уроков. Особенно интересны народные загадки, загадки на смекалку. Уроки с использованием загадок проходят очень интересно и не утомляют детей. Они доставляют им полезные упражнения для ума.

Работа с загадками ведётся при объяснении нового материала и закреплении изученного, самостоятельной и выборочной работе, но в любом виде работы загадки оказывают эмоциональное воздействие на развитие познавательных способностей учащихся, что положительно отражается на их знаниях, умениях, навыках.

Загадки расширяют кругозор детей, развивают любознательность, тренируют внимание, память, мышление, обобщают речь обучающихся.

Загадки-шутки – это особая разновидность загадок. Они отличаются тем, что не подсказывают ответ, не подводят к нему, а заставляют мысль работать в неверном направлении. Суть таких загадок – в ловушке или в игре слов. Они остроумны, поражают неожиданностью ответа. Отгадать загадку-шутку очень трудно. Но это и не обязательно. Учащиеся удовлетворяются ответом, который получают от учителя, но потом сами охотно загадывают их другим и радуются возможности сообщить им ответ.

Игра, игровые ситуации в учебно-воспитательном процессе при умелом руководстве учителя способны творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумного – умельцем.

Игры помогают сплотить детский коллектив, включают в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей. В них воспитывается сознательная дисциплина, учащиеся приучаются к соблюдению правил, умению контролировать свои поступки, правильно оценивать поступки других детей.

Игры для детей – это важное средство самовыражения, проба своих сил. В них учитель может лучше узнать своих воспитанников, их привычки, характер, организаторские способности, творческие возможности. Это позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. Игры сближают учителя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

В своей практике я использую различный занимательный материал: дидактические, логические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, загадки, кроссворды, скороговорки, викторины.

Занимательный материал не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, кругозор, мышление, инициативу учащихся, приучает их считаться с интересами и желаниями товарищей.

Увлечённые игрой, дети быстрее и легче усваивают изучаемый программный материал, приобретают определённые знания, умения и навыки.

Используя в учебно-воспитательном процессе игры, игровые ситуации и моменты, я могу с уверенностью сказать, что ученики моего класса стали активнее на уроках, у них появился больший интерес к учёбе, они с радостью идут в школу.

Я считаю, что включение игр, игровых ситуаций в урок, делают учебный процесс обучения более интересным и доступным, создают у обучающихся бодрое настроение, способствуют преодолению трудностей в усвоении материала, снимают утомляемость, поддерживают внимание.

Игра затрагивает все стороны личности ребёнка – его ум, волю, воображение, чувства.

Игра для детей – это сама жизнь со всеми её прелестями, волнениями, тревогами, удачами и огорчениями.

А результат игры – это их достижение, доставляющее не только удовольствие, но и чувство гордости, достоинства и уверенности в своих силах.

Мамедова Л.Ф.

Учитель начальных классов

МБОУ «Щёлкинская СОШ №2»