3
Исследовательская деятельность студентов СПО:
от теории к практике
Тимченко Галина Владимировна, преподаватель математических дисциплин,
г. Новосибирск, ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж№2»
e-mail: marnikova.galina@yandex.ru
В науке в достаточной степени, раскрыты вопросы организации исследовательской деятельности студентов такими учеными дидактами как Н.С. Амелиной, В.Б. Бондаревским, И.М. Грушко, Л.Г. Квиткина, В.И. Крутов и др.
Роль исследовательской деятельности студентов СПО в профессиональной подготовке студентов освещалась в работах Д.В. Вилькеева, М.А. Данилова, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистова, др.
Формирование исследовательских умений и навыков студентов как процесс описан в работах О.А. Абдуллиной, С.И. Архангельского, Т.И. Ерофеевой, Н.В. Кузьминой, О.И. Митрош, Н.М. Яковлевой и др.
Вопросами подготовки студентов к исследовательской деятельности в учреждениях СПО занимались такие ученые как М.П. Гурьянова, Л.П. Козлова, Н.В. Матолыгина, Н.П. Меньшикова, О.И. Митрош и др.
В педагогической литературе приводятся рекомендации по использованию исследовательского метода на уроках при изучении программного материала. Так, И.П. Подласый раскрывает сущность исследовательского метода обучения следующим образом:
«1) учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;
знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно побывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результатов также определяют сами учащиеся;
деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;
учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью».
И.П. Подласый отмечает такие особенности исследовательского метода обучения как творческое усвоение знаний, значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся, требование высокой квалификации учителя.
Основными формами исследовательской работы студентов СПО, по мнению Бережновой Е.В. и Краевским В.В. являются: участие в работе научного студенческого общества, в работе педагогических мастерских; групповое и индивидуальное выполнение в период практики опытных, экспериментальных и теоретических исследовательских заданий; написание курсовых и выпускных квалификационных работ.
В свою очередь формами представления студентами исследовательской работы являются: выпускная квалификационная работа; курсовая работа; учебно-исследовательский проект; доклад; сообщение по теме; дневник педагогических наблюдений; алгоритм решения конкретной задачи; конструкция дидактического средства; аннотированный библиографический список; терминологический словарь; реферат; аннотация; план решения проблемы (простой или сложный) [1].
Анализируя психолого-педагогическую литературу можно сделать вывод о необходимости исследовательского компонента в системе подготовки конкурентоспособного специалиста в любой сфере экономики.
Целью организации исследовательской работы студентов учреждений СПО является повышение качества подготовки специалиста, способного к самостоятельному творческому участию в инновационных процессах, развертывающихся в различных образовательных учреждениях.
Основными задачами научно-исследовательской работы студентов являются:
овладение студентами научным методом познания, углубленное и творческое освоение учебного материала;
обучение методологии и средствам самостоятельного решения научных задач;
привитие навыков работы в научных коллективах, ознакомление с методами и приемами организации НИР.
Научно-исследовательская работа студентов подразделяется на научно-исследовательскую работу, включаемую в учебный процесс и выполняемую во внеучебное время.
Исследовательская работа организуется в ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №2» с целью обеспечения более осознанного и глубокого усвоения учебного материал приобретения студентами навыков исследовательской работы. В колледже сложилась система включения студентов в исследовательскую деятельность, начиная с первого года обучения, которая, как правило, включает написание и защиту рефератов, курсовой работы и выпускной квалификационной работы, выполнение исследовательских заданий в рамках изучаемых дисциплин и производственной практики, участие в работе студенческого научного общества.
В колледже проводятся конкурсы исследовательских работ, начиная с первого года обучения; организуется публичная защита исследовательских работ; выступления студентов на конференциях различного уровня, в том числе и международном; публикация в сборниках; участие в городских и областных конкурсах исследовательских работ и проектов.
В ходе моей работы над темой я предприняла попытку схематичного изображения взаимосвязи изучаемых процессов.
ТВОРЧЕСТВО
(созидательная потребность)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(познавательная потребность)
Позиция исследователя включает в себя внешнюю и внутреннюю готовность к творчеству. Внешняя готовность подразумевает под собой состояние личности, связанное с социальными отношениями. Накопленный обществом исторический, научный, культурный, духовный опыт предоставляет личности неограниченное пространство для исследований и творческой деятельности.
Внутренняя готовность к творчеству создает уникальную ситуацию, заключающуюся в том, что в силу индивидуальной особенности, каждая личность избирает свой путь, которым продвигается в исследовании.
Таким образом, исследовательская работа студентов является важным средством повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса.
Исследовательская деятельность стимулирует студентов на рефлексивное восприятие материала, формирует умение ставить проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий, ставить и решать профессиональные задачи, что отвечает требованиям подготовки современного специалиста.
Литература
Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст] / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - М.: Академия, 2005. - С. 128.
Братенникова, А.Н. Обучающе-исследовательский принцип как средство реализации преемственности при формировании адаптивных компетенций специалиста [Текст]: мат. межд. конф. / А.Н. Братенникова, Е.И. Василевская, Ф.Ф. Лахвич //Адаптация к профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема. - Барановичи: БГВПК, 2001. - Ч. 2. - С. 29-33.
Дубовик, И.М. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся [Текст] / И.М. Дубовик. - Гомель, 2005.
Казанцева, Е. С. Личностно-ориентированный подход к организации учебно-исследовательской деятельности студентов вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. С.Казанцева. Нижний Новгород, 2006. – 21с.
Педагогический словарь под редакцией Каирова И.А. и других, в 2-ух томах, М.: Издательство Академии педагогических наук. 1970. - т.II. - 765 с.
Полонский, В. М. Оценка качества науч.-пед. исследований, М., 1987; Краевский В. В., Полонский В. М.
Шихова, А.Л. Организация исследовательской деятельности студентов колледжа / А.Л. Шихова //Сборник материалов по итогам областного студенческого форума: сб.ст./ под общ. ред. М.Ю. Козловой. – Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2012.-114