МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
МР «Кизилюртовский район»
МКОУ «Зубутли-Миатлинская СОШ»
Исследовательская работа
на тему:
« «Экологическое состояние моего села».
Докладчица: Алимирзаева Зарема Нуцалахаевна
- ученица 8 «а» класса
Адрес: РД, МР «Кизилюртовский район»
с. З-Миатли, ул. Зияудина 15
Паспортные данные: (82 17) 933 621
Тел.: 89286773010
Индекс: 368115
Руководитель: Уцумиева Асият Гаджидадаевна
- учитель географии
Адрес: РД, МР «Кизилюртовский район»
с. З-Миатли, ул. К.Гаджиева, 30
Паспортные данные: (8203) 255667
Тел.: 89285847936
Индекс: 368115
2017год
Оглавление
Введение……………………………………………………………3
Основная часть ………………………………………………..…….4-9
Теоретическая часть
Практическая часть
Заключение ……………………………...………………………..10-11
Список использованной литературы……………………………………………………...12
Приложения………………………………………………………13-18
Введение
Экологическая проблема – это очень важный этап в развитии человечества. Будущее нашей планеты зависит от чистоты экологии.
Чтобы добиться всего этого необходимо, чтобы человек все сам осознал и сделал шаг по охране природы.
Экологическая культура и школа стоят в тесной взаимосвязи . Перед нами стоит задача получить знание по экологии. Чтобы достичь успехов, нужно вести последовательную работу, используя настоящие факты.
Экология, как наука , не включена в школьную учебную программу. Поэтому экологические проблемы приходится изучать на дополнительных занятиях.
Поэтому мы перед собой поставили цель – изучить экологическое состояние территории нашего села. Принять активное участие в улучшении экологической обстановки.
Задачи:
- состояние воздушной среды села.
- определение чистоты питьевой воды.
- определение водородного показателя питьевой воды.
- проблема бытового мусора.
- проанализировать полученные результаты.
- провести социологический опрос с целью изучения общественного мнения об экологии нашего села.
- сформулировать выводы.
Теоретическая часть:
- Что такое экология?
Экология – наука об охране окружающей среды.
Под этим термином, впервые употребленным в 1866 г. немецким биологом Э.Геккелем (1834—1919), понимается наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания.
Этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х годах XX столетия.
Однако сегодня о проблемах экологии мы фактически говорим уже как о социальной экологии — науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.
Мне кажется, что сегодня понятие «экология» ближе всего к изначальному пониманию греческого термина «oikos (обиталище)+ 1оgоs (учение)» как науке о собственном доме, т.е. о биосфере, особенностях её развития и роли человека в этом процессе.
Добавлю от себя: и его поведения в этом доме.
Актуальность исследовательской работы.
Актуальность моего исследования заключается в том , что 2017 год объявлен годом экологии. В нашей стране большое внимание уделяется решению проблем связанных с загрязнением окружающей среды.
Важно, чтобы каждый человек понимал проблемы окружающей среды, старался сделать ее пригодной для своего проживания , нанести ей как можно меньше вреда. Свою тему исследовательской работы я считаю наиболее актуальной в наше время. Современный человек не может сегодня быть полностью освобожденный от природы.
На страницах своей исследовательской работы я старалась рассмотреть и показать проблему окружающей среды в нашем селе , связанные с экологическим неграмотным поведением людей.
Объектом моего исследования стала окружающая среда нашего села (вода, почва, воздух) и как на нее влияет деятельность человека.
В своей работе я использовала следующие методы исследования:
- наблюдение
- определение
- опрос
- подбор и поиск необходимого материала
- анализ
- выводы
Меня заинтересовал вопрос: «Как складывается экологическая ситуация там, где я родилась и живу, в селе Зубутли – Миатли ?» . Поэтому я стала работать над проектом «Экологическое состояние моего села».
Задача моей работы заключается в том , чтобы узнать , есть ли в моем селе экологические проблемы. Если есть , то , какие?
Село Зубутли- Миатли расположена на реке Сулак , в 9 км к северо-западу от города Кизилюрт . Входит в состав Кизилюртовского района . На севере граничит с поселком Новый Сулак . На западе- с селом Гадари. На востоке – с городом Кизилюрт . На юге проходит Федеральная трасса. В настоящее время население села Зубутли- Миатли состоит из 5,5 тысяч человек, насчитывается 1500 хозяйств.
Протяженность села - 3 км, в селе – около 2 тысяч домостроений.
Я, ученица МКОУ «ЗМ СОШ», вместе с остальными учащимися и учителями несколько лет ведем эффективную работу по охране природы: изучаем экологию вокруг нашей школьной территории, нашего села , делаем выводы по проделанной работе, стараемся улучшить окружающую нас среду в лучшую сторону.
Мы с руководителем провели комплексное изучение экологии нашего села выявили направления в исследовании: изучение воздушной среды , определение чистоты питьевой воды и ее водородного показателя, анализ ситуации по утилизации бытового мусора.
По территории села проходит основная автомобильная дорога с твердым покрытием протяженность 3 км. Через село проходит федеральная трасса «Кавказ» и участок Северо – кавказской железной дороги со станции Сулак. С целью выявления автотранспорта на экологию нашего села, мы с руководителем провели следующую практическую работу:
« Определение загрязненности воздуха в районе главной дороги»
Главная дорога проходит между селами Зубутли и Миатли. Один легковой автомобиль в течении суток выбрасывает до 1 кг выхлопных газов, в состав которых входят около 30 г углеродного газа, 6 г оксиды азота, соединения свинца, серы и другие загрязняющие вещества. А грузовые машины выбрасывают в 3 раза больше ядовитых веществ.
Практическая работа.
В течении 1 часа, по нашим наблюдениям , в дневное время по дороге проезжает в среднем около 500 машин. Мы установили, что в течение часа в районе дороги в воздух поступит 20 кг выхлопных газов. Это- в зимнее время, а в летнее время, конечно, эти числовые данные еще увеличиваются . если иметь в виду, что в сутках 24 часа, в году 365 суток, то не трудно представить , сколько ядовитых веществ выбрасывается в воздух . А мы все дышим этим воздухом. Также надо добавить, что 1 автомобиль , который проедет 1000 км , употребит тот воздух, которым 1 человек дышал бы целый год.
Часто жители нашего села наблюдают полет над нашим селом авиатранспорта. Видимо, именно над нашим селом находится авиалинии. Нам стало интересно, могут ли эти полеты влиять на экологию нашего села. В научной литературе мы нашли следующую информацию. Один самолет, который пролетит 1 км, употребит то воздух, которым бы 1000 человек дышали целый год.
Вывод: В с. Зубутли- Миатли наблюдается незначительная тенденция к увеличению концентрации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Определение жесткости питьевой воды.
Мы узнали, жесткость воды – одно из важнейших свойств, имеющее большое значение при водопользовании. Мы взяли пробу воды из Верхнехасавюртовского канала. А в канал вода поступает из реки Сулак.
Побывав на Верхнехасавюртовском канале я убедилась что действительно происходит загрязнение.
Тем более верхней части канала находится фабрика по изготовлению дверей «Новатор» , не смотря на то что установлено очистное сооружение, наблюдаются сбросы в канал, что ведет к загрязнению воды, а вода ведь из этого канала поступает в наши дома.
Вода реки Сулак по химическому составу относится к сульфатному классу кальциево – натриевой группы, с невысокой минерализацией ( до 250 – 800 мгр) и умеренной жесткостью ( 1,0 – 3,5 мг.экв.г)
Отсутствуют водопроводные очистные сооружения. Наиболее распространенными загрязняющими веществами являются сульфаты, хлориды, фосфаты, железо, кальций.
Анализ данных показал, что вода в Верхнехасавюртовском канале относится к категории «загрязненная».
Основными причинами бактериального загрязнения питьевой воды являются: загрязнение источников водоснабжения, отсутствие зон санитарной охраны, очистных сооружений. Крайне низкое содержание йода во внешней среде, в том числе и в воде , обусловливает высокую заболеваемость населения эндемическим зобом.
Дополнительным негативным фактом является эксплуатация скважины «Артезиан Юсупа Акаева». Она расположена прямо в моем селе по улице И.Шамиля . в воде, поступающей из этой скважины, было обнаружено железо в очень высокой концентрации. К нашему исследованию присоединилась учитель по химии Угуева Ару Умаровна. Под ее руководством в школьной лаборатории мы изучили свойства артезианской воды и экспериментально подтвердили ее характеристики. В частности было доказано, что из-за высоких показателей содержания железа вода негативно влияет на окружающую среду и снижает характеристики этой воды как питьевой.
Также проведены исследования химического состава воды, поступающей в дома села из Верхнехасавюртовского канала.
Определение водородного показателя питьевой воды.
Кислотность воды обычно характеризуют значением водородного показателя (pH) , который для питьевых вод обычно имеет значение от 6,5 до 8,5 . мы решили определить, каков показатель в наших пробах. Использовалось следующее оборудование: тест-комплек pH, контрольная шкала образцов окраски растворов для определения pH, пипетка – капельница, пробирки.
1.пробирку сполоснули несколько раз анализируемой водой и налили в нее 5 мл анализируемой воды.
2. добавили пипеткой – капельницей 3 -4 капли раствора универсального индикатора и встряхнули пробирку.
3. окраску раствора сразу же сравнили с контрольной шкалой, выбирая ближайший по характеру окраски образец шкалы. Окраску наблюдали сверху через открытое отверстие пробирки на белом фоне при достаточном освещении.
Вывод: водородные показатели проб соответствуют нормам для питьевых вод.
Проблема бытового мусора.
Так как на территории села проживает 1500 семей, мы провели следующий расчет. Каждая семья ежедневно выбрасывает мусор примерно в 6
, то есть по нашим подсчетам село выбрасывает 3000
мусора в сутки. Его главные составляющие: бумага, органические остатки, пластмасса, остатки средств бытовой химии. Из источников информации я узнала, что бумага не распадаются 2 года, склянки – 90 лет, полиэтилен -200 лет, стекло – 1000лет. Бедная наша природа… Ведь скоро не останется на земле чистого уголка! И эта безответственность не проходит бесследно и для людей. Сколько участилось заболеваний, вызванных отравлениями канцерогенными веществами. Можно сказать , что всего пару десятков лет назад диагноз «рак» не только в нашем селе, но и на всем Кавказе, не встречался.
Здесь я хочу отметить, что бытовым мусором наше село не засорено. Потому что в неделю 1 раз вывозится мусор. Но плохо, что этот мусор скапливается не на заводских складах с целью его последующей переработки, а выкидывается на так называемый мусорный полигон, который расположен в верхней части села за федеральной трассой. В ходе работы я провела соцопрос среди жителей нашего села. Предоставлялось ответить на вопрос: «Какие экологические проблемы существуют в нашем селе?»
В результате соцопроса было выявлено, что состояние окружающей среды беспокоит людей. Мои сельчане считают село экологически нечистым, потому что сами же люди в летнее время года опрыскивают виноградники вредными веществами, ядохимикатами. Население особенно волнуют такие экологические проблемы, как качества питьевой воды. Также жители села поделились иными опасениями. У села Зубутли –Миатли находится отработанный карьер площадью 40 гектар, а рекультивация земель не была проведена. В результате на месте карьера поднимаются грунтовые воды, и близлежащие дома могут разрушиться в результате оседания почвы.
Заключение
Экологические проблемы с каждым годом обостряются. Воздух, которым мы дышим, вода , которую мы пьем, с каждым днем все больше и больше загрязняются. По нашим исследованиям видно , что сильно загрязнен воздух. Проведенные мною исследования показали , что в воде Артезиана Юсупа Акаева , расположенного на улице И.Шамиля, содержит чересчур много железа, а вода Верхнехасавюртовского канала с очень низким содержанием йода .Из- за потребления некачественной воды у людей могут возникнуть различные заболевания, что и обусловливает высокую заболеваемость населения эндемическим зобом.
Большое внимание надо уделить таким экологическим проблемам в селе, как загрязнение канала, низкое качество питьевой воды , отсутствие санитарного ухода за территорией , скопление высокотоксичных отходов на границе с поселением. На этом фоне грустно то, что экологические проблемы не решены, а ситуация углубилась бесконтрольной вырубкой деревьев в центральном сельском парке. Ведь мы знаем , что одно дерево собирает 30 кг пыли . более того, вырублены были тополя. Тополь действительно лучше всех других деревьев задерживает пыль , кроме того он является чемпионом по интенсивности поглощения углекислого газа из воздуха и поэтому незаменим в природных хозяйствах , в санитарных насаждениях и при посадке лесных полос, граничащих с промышленными предприятиями и населенными пунктами. Мне кажется , имеет смысл проводить намного больше мероприятий по озеленению села, особенно на участках, граничащих с федеральной трассой и свалкой мусора.
Мы с моим руководителем думаем, что главное, не сидеть сложа руки, а действовать. На самом деле мы многое можем сделать сами. По мере изучения экологических проблем мы предпринимали шаги по их решению. Весной мы разбили клумбы и цветники перед школой , повесили кормушки для птиц , посадили почти 300 саженцев сливы. И каждый житель села должен нести ответственность за состояние экологии села. Я пришла к выводу , что это не только проблема , которая должна ложиться на плечи ответственных организаций. Но решение экологических проблем должно начинаться с воли обычных людей, с их заботы о зеленых насаждениях о чистоте земли и воды.
Но неужели мы, жители села, только способны создавать проблемы?
Как показатели наблюдения , опрос и собственный опыт , ученики нашей школы и многие жители села осознают , что окружающая среда нуждается в защите и спешат ей на помощь:
- очищают территории школы и села от бытового мусора
- высаживают деревья, цветы и ухаживают за ними
Я и мои друзья тоже стараются принять активное участие в подобных мероприятиях. В ходе исследовательской работы я научилась смотреть на окружающий мир не с точки зрения потребителя, а с точки зрения ее защитника. Стараюсь жить так, чтобы не было стыдно перед природой за себя и свои поступки.
Список использованной литературы:
1.Алексеева. Учебник «Экология»- М, Просвещение,2002 г. – 98 с.
2.Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М.: Агенство "Фаир", 1998. - 320 с.
3.Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. - М.: Просвещение, 1981.- 254 с.
4.http://socfil.narod.ru
5.http://works.tarefer.ru
10