№ | № | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
Введение - 1 час |
1 | 1 | Многообразие материалов, их практическое применение в жизни. Инструменты. Технологическая карта. | Обобщить знания о материалах и их свойствах, инструментах и правилах работы с ними, пройденными в предыдущих классах; планировать деятельность по выполнению изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты; познакомиться с критериями оценки качества выполнения изделий для осуществления самоконтроля и самооценки; создавать условные обозначения производств (пиктограммы), наносить на контурную карту России в рабочей тетради | |
Человек и земля – 9 часов |
2 | 1 | Знакомство с историей развития железных дорог. Самостоятельное построение чертежа развертки вагона. | Находить и отбирать информацию об истории развития ж/д транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательности их сборки из текстов учебника и других источников; выбирать информацию, необходимую для выполнения изделия; объяснять новые понятия; овладевать основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи линейки и циркуля, раскрой деталей при помощи ножниц, соблюдать правила безопасного использования этих инструментов; создавать разные виды вагонов, используя объёмные геометрические тела (параллелепипед, цилиндр, конус); выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделия; применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности; с помощью учителя заполнять технологическую карту, анализировать её структуру, сопоставлять технологическую карту с планом изготовления изделия, алгоритмом построения деятельности в проекте и соотносить её с «Вопросами юного технолога» и слайдовым и текстовым планом; организовывать рабочее место; рационально использовать материалы при разметке и раскрое изделия; распределять роли и обязанности при выполнении проекта; помогать участникам группы при изготовлении изделия; проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать свою деятельность; составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации | |
3 | 2 | Знакомство с производственным циклом изготовления вагона Создание модели вагона. | |
4 | 3 | Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи. Изготовление модели буровой вышки. | Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей ископаемых посредством бурения и поиском полезных ископаемых, из материалов учебника и других источников; находить и обозначать на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа; выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия; анализировать конструкцию реального объекта (буровой вышки) и определять основные элементы конструкции; соотносить детали конструкции и способы соединения башни с деталями конструктора, выбирать необходимые для выполнения виды соединений (подвижное и неподвижное); выбирать и заменять материалы и инструменты при изготовлении изделия; применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности; составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, заполнять технологическую карту и соотносить её с «Вопросами юного технолога»; соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвёртки, гаечного ключа); самостоятельно собирать буровую вышку; распределять роли и обязанности при выполнении проекта; помогать участникам группы при изготовлении изделия; проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия; составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации | |
5 | 4 | Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора. Проектная работа. |
6 | 5 | Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики. Малахитовая шкатулка. | Находить и отбирать информацию о создании изделий из поделочных камней и технологии выполнения «русская мозаика» из текстов учебника и других источников; выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия; овладевать технологией лепки слоями для создания имитации рисунка малахита; смешивать пластилин близких и противоположных оттенков для создания нового оттенка цвета; использовать приёмы работы с пластилином; выбирать и заменять материалы и инструменты при изготовлении изделия; выполнять соединение деталей, подбирая цвет и рисунок «малахитовых кусочков»; применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности; на основании текста учебника определять способ создания изделий при помощи техники «русская мозаика», заполнять технологическую карту и соотносить её с «»Вопросами юного технолога» и слайдовым планом; сопоставлять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте; рационально использовать материалы при выполнении имитации малахита; распределять роли и обязанности при выполнении проекта; помогать участникам группы при изготовлении изделия; проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать свою деятельность; составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации | |
7 | 6 | Знакомство с производственным циклом создания автомобиля. Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. | Находить и отбирать информацию о развитии автомобилестроения в России, видах, назначении и конструкции автомобиля «КамАЗ» и технологическом процессе сборки на конвейере из материалов учебника и других источников. Находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. Выбирать информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия. Анализировать конструкцию реального объекта (автомобиля «КамАЗ») и определять основные элементы конструкции. Соотносить детали конструкции и способы соединения башни с деталями конструкции, выбирать необходимые для выполнения виды соединений (подвижное или неподвижное), пользоваться гаечным ключом и отвёрткой. Составлять план изготовления изделия, заполнять технологическую карту. Соблюдать правила безопасного пользования инструментов. | |
8 | 7 | Приём - тиснение по фольге. Совершенствовать умение заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой – фольгой. | Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материалов учебника и других источников. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Сравнивать стороны медали, объяснять особенности их оформления в зависимости от назначения. Выполнять эскиз сторон медали на основе образца, приведённого в учебнике, переносить эскиз на фольгу при помощи кальки. Осваивать правила тиснения фольги. Соединять детали изделия при помощи пластилина. | |
|
9-10 | 8-9 | Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Отделка изделия. Совершенствование умений работать пластилином. | Находить и отбирать информацию и технологии создания изделий из фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника и других источников. Использовать элементы, нанесенные на посуду, для определения фабрики изготовителя. Находить и отмечать на карте России города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий. Анализировать технологию изделия фаянсовых изделий и определять технологические этапы, которые возможно выполнить в классе. Выполнять эскиз декора вазы. Использовать приёмы и способы работы с пластичными материалами. | |
|
Человек и вода – 3 часа |
11 | 1 | Выстраивание последовательности технологических операций. Моделирование изделия по рисунку. Фильтр для очистки воды. | Находить и отбирать информацию об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. Использовать иллюстрации для составления рассказа о системе водоснабжения города и значения очистки воды для человека. Делать выводы о необходимости экономного расходования воды. Осваивать способ очистки воды в бытовых условиях. Заполнять технологическую карту. Проводить эксперимент по очистки воды, составлять отчет на основе наблюдений. Изготовить струеметр и исследовать количество воды, которое расходуется человеком за 1 минуту при разном напоре водяной струи. | |
12 | 2 | Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного. Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами. Канатная лестница. | Находить и отбирать информацию о работе и устройстве порта, о профессии людей, работающих в порту. Находить и отмечать на карте крупнейшие порты России. Анализировать способы вязания морских узлов, освоить способы вязания простого и прямого узла. Осознать, где можно на практике или в быту применять свои знания. На основе технического рисунка составлять план изготовления изделия. С помощью учителя заполнять технологическую карту. Соединять детали лестницы, самостоятельно оформлять изделие. Использовать морские узлы для крепления ступенек канатной лестницы. | |
13 | 3 | Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме». Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Браслет. | Находить и отбирать информацию об истории развития узелкового плетения и макраме из материалов учебника и других источников. Освоить приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приемы крепления нити в начале выполнения работы. Сравнивать способы вязания морских узлов в стиле «макраме». Составлять план изготовления изделия. С помощью учителя заполнять технологическую карту. Определять размеры деталей изделия, закреплять нити для начала вязания изделия в технике «макраме». Изготавливать изделие, оформлять изделие бусинами. | |
Человек и земля (продолжение) – 13 часов |
14 | 1 | Текстильные материалы. Разметка с помощью циркуля, лекала. Выполнение отделки. Прихватка. | Находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Находить и отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие швейные производства. Использовать текст учебника для определения последовательности снятия мерок. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров | |
15 16 17 | 2 3 4 | Освоение технологии создания мягкой игрушки. Освоение технологии создания мягкой игрушки. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем. Контрольная работа по итогам I полугодия Освоение технологии создания мягкой игрушки. Разметка. Формообразование деталей. Птичка. | Находить и отбирать информацию о видах изделий, производимых на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Использовать материалы учебника для знакомства с технологическим процессом изготовления мягкой игрушки. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. Использовать для соединения деталей строчку прямых стежков, косых стежков. Самостоятельно декорировать изделие, использовать приёмы декорирования для создания разных видов изделий. Соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем. Составлять план изготовления изделия, сравнивать план с технологической картой. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | |
18 | 5 | Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Модель детской летней обуви. | Находить и отбирать информацию технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве, из материалов учебника и других источников. Находить и отмечать на карте города, в которых расположены крупнейшие обувные производства. Использовать текст учебника для определения последовательности снятия мерок. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви. Объяснять новые понятия, используя текст учебника, выделять и сравнивать виды обуви по их назначению. Соотносить назначение обуви с материалами, необходимыми для её изготовления. Анализировать технологию изготовления обуви, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе. Определять размер деталей и переносить их на бумагу. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. Использовать при изготовлении изделия навыки работы с бумагой. Соблюдать правила работы с ножницами и клеем. Составлять план изготовления изделия, самостоятельно заполнять технологическую карту, соотносить её с технологическим процессом создания обуви. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | |
19 | 6 | |
20 | 7 | Знакомство с новым материалом – древесиной. Инструменты и приспособления для обработки древесины. Изготовление изделия из реек. Проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений, изменений. | Находить и отбирать информацию о древесине, ее свойствах, технологии производства пиломатериалов. Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материалы учебника. Анализировать последовательность изготовления изделий из древесины, определять технологические этапы, которые возможно произвести в классе. Осваивать правила работы со столярным ножом и использовать их при подготовке деталей. Соблюдать правила безопасности работы с ножом. Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия столярным клеем. Составлять план изготовления, заполнять технологическую карту с помощью учителя, соотносить её с последовательностью изготовления изделий из древесины. Соотносить размеры лесенки-опоры с размерами растения и корректировать размеры лесенки-опоры при необходимости. Декорировать изделие по собственному замыслу, использовать различные материалы. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | |
21 | 8 | |
22 | 9 | Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий. Правила поведения при приготовлении пищи. Анализировать рецепты пирожного «картошка» и шоколадного печенья, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Правила пользования газовой плитой. | Находить и отбирать информацию о технологии производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве. Отмечать на карте города, где находятся крупнейшие кондитерские фабрики. Анализировать технологию изготовления шоколада, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе, определять и выделять ингредиенты, из которых изготовлен шоколад. Анализировать рецепты пирожного «картошка» и шоколадного печенья, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Определять необходимые для приготовления блюд инвентарь, принадлежности и кухонную посуду. Составлять план приготовления блюда. Соблюдать правила гигиены, правила приготовления блюд и правила пользования газовой плитой. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | |
23 | 10 | |
24 | 11 | Знакомство с понятием «бытовая техника» и её значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареи. Освоение приёмов работы в технике «витраж». Абажур/плафон для настольной лампы. | Находить и отбирать информацию о бытовой технике, ее видах и назначении. Находить и отмечать на карте России города, где находятся крупнейшие производства бытовой техники. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Определять последовательность сборки простой электрической цепи по схеме и рисунку и соотносить условные обозначения с реальными предметами (батарейкой, проводами, лампочкой). Анализировать правила пользования электрическим чайником, осмысливание их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования бытовыми электроприборами. Собирать модель лампы на основе простой электрической цепи. Составлять план изготовления изделия, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Изготавливать абажур для настольной лампы в технике «витраж». Использовать правила выполнения имитации витража для самостоятельного составления плана выполнения работы и заполнения технологической карты. Выполнять разметку изделия при помощи линейки, раскрой при помощи ножниц и ножа. Использовать при изготовлении изделия навыки работы с бумагой. Соблюдать правила работы с ножницами, ножом, клеем. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. | |
25 | 12 | |
|
26 | 13 | Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. | Находить и отбирать информацию о видах и конструкциях теплиц, их значение для обеспечения жизнедеятельности человека. Использовать текст учебника для определения технологии выращивания растений в теплицах. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Анализировать информацию на пакетике с семенами, характеризовать семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания. Соотносить информацию о семенах и условиях их выращивания с планом в учебнике, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Подготавливать почву для выращивания рассады, высаживать семена цветов (бархатцы), ухаживать за посевами, соблюдать технологию ухода за рассадой, создавать мини-теплицу из бытовых материалов для создания микроклимата. Проводить наблюдения за всходами и записывать их в таблицу. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. Данная работа является долгосрочным проектом. | |
Человек и воздух – 3 часа |
27 | 1 | Первоначальные сведения о самолётостроении, о функциях самолётов и космических ракет, конструкция самолёта и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолёта из конструктора. | Находить и отбирать информацию об истории самолетостроения, о видах и назначении самолетов. Находить и отмечать на карте России города, в котором находятся крупнейшие заводы, производящие самолеты. Объяснять конструктивные особенности самолётов, их назначение и области использования различных видов летательных аппаратов. Сравнивать различные виды летательных аппаратов (ракета, самолёт) на основе иллюстраций учебника. Осуществлять поиск информации о профессиях создателей летательных аппаратов. На основе слайдов определять последовательность сборки модели самолёта из конструктора, количество и виды деталей, необходимых для изготовления изделия, а также виды соединений. Использовать приёмы и правила работы с отвёрткой и гаечным ключом. Заполнять технологическую карту. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | |
28 | 2 | Закрепление основных знаний о самолётостроении, о конструкции самолёта и ракеты. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история. Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа. | Осмысливать конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнять технологическую карту. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия по чертежу. Трансформировать лист бумаги в объёмные геометрические тела – конус, цилиндр. Использовать правила сгибания бумаги для изготовления изделия. Соблюдать правила работы с ножницами. Соединять детали изделия с помощью клея. Самостоятельно декорировать изделие. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | |
29 | 3 | Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному замыслу. | Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. Объяснять конструктивные особенности воздушных змеев, используя текст учебника. Осваивать правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием. На основе слайдового плана определять последовательность выполнения работы, материалы и инструменты, необходимые для её выполнения и виды соединения деталей. Использовать приём работы шилом, ножницами, изготавливать уздечку и хвост из ниток. Заполнять технологическую карту. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | |
Человек и информация – 5 часов |
30 | 1 | Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использовании её особенностей при издании. Титульный лист. | Находить и отбирать информацию о технологическом процессе издания книги, о профессии людей, участвующих в ее создании. Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей, участвующих в ее создании. Определять этапы технологического процесса издания книги, которые можно воспроизвести в классе. Использовать полученные знания для составления рассказа об истории книгопечатания и видах печатной продукции. Находить и называть, используя текст учебника и иллюстративный материал, основные элементы книги, объяснять их назначение. Находить информацию об издательстве, выпустившем книгу, и специалистах, участвующих в процессе её создания. Определять, какие элементы книги необходимы для создания книги «Дневник путешественника». Находить и определять особенности оформления титульного листа. Использовать в практической работе знания о текстовом редакторе Microsoft Word. Применять правила работы на компьютере. Отбирать информацию для создания текста и подбирать иллюстративный материал. Создавать титульный лист для книги «Дневник путешественника». Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, заполнять технологическую карту с помощью учителя, соотносить её с технологическим процессом создания книги. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | |
31 | 2 | Работа с таблицами: преобразование, создание, сохранение, удаление. Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word. | Закрепить знание и умение работы на компьютере. Освоить набор текста, последовательность и особенности работы в текстовом редакторе Microsoft Word. Определять и устанавливать число строк и столбцов, вводить текст в ячейку таблицы, форматировать текст в таблице. Создавать на компьютере произвольную таблицу. Соблюдать правила работы на компьютере. | |
32 | 3 | Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word, Power Point. Создание содержания книги. Контрольная работа по итогам года | Объяснить значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги. Использовать в практической деятельности знания программы Microsoft Word. Применять на практике правила создания таблицы для оформления содержания книги «Дневник путешественника». Закреплять умение сохранять и распечатывать текст. Анализировать темы учебника и соотносить их с содержанием для «Дневника путешественника». | |
33 | 4 | Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов, шитьё блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу. Контрольная работа по итогам года | Находить и отбирать информацию о видах выполнения переплетных работ. Объяснить значение различных элементов (форзац, переплетная крышка) книги. Использовать правила работы шилом, ножницами, клеем. Создать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематикой. Применять умения работать с бумагой. Составлять план изготовления изделия и соотносить его с текстовым и слайдовым планом. С помощью учителя заполнять технологическую карту. Определять размеры деталей изделия, выполнять разметку деталей на бумаге, выполнять шитьё блоков нитками втачку (в пять проколов). Оформлять изделие в соответствии с собственным замыслом. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | |
|
34 | 5 | Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ | Организовать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы, объяснять их достоинства, способ изготовления, практическое использование. Использовать в презентации критерии оценки качества выполнения работ. Оценивать свои и чужие работы, определять, аргументировать достоинства и недостатки. Выявлять победителей по разным номинациям. | |