Картотека игр по финансовой
грамотности для детей старшего
возраста группы «Мелевше»
Игра «Размен»
Цель: научить считать деньги.
Материалы: монеты и купюры разных номиналов.
Количество участников:1-6 человек
Ход игры:
Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.
Игра «Кто кем работает?»
Цель:На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о
профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий,
уважение к человеку-труженику.
Материал: рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.
Ход игры:
Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.
Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам -с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки, и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.
Организуйте постепенный переход к сюжетно –ролевым игр на эту тему. Можно провестии беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).
Игра «Кто как работает?»
Цель:Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.
Материал: Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: «Алтын бащнен-хыяр баш, «Золушка», Буратино, Кот в сапогах, Золотая Рыбка, Наф -Наф, Лисичка-сестричка и др.
Ход игры:
Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше -трудолюбивых или ленивых?
С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя. Затем знакомьте с правилами игры:
Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора. Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:
«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».
«Хочешь, есть калачи -не лежи на печи».
Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После
окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям
сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.
Игра «Груша-яблоко».
Цель:Научить считать деньги и ресурсы.
Материалы:бумага, карандаши, ножницы.
Ход игры:
Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.
Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите
вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что,
конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально
хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.
Так и с деньгами:их нужно планировать заранее.
«Кто что делает?»
Цель:Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать
интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Материал:Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир,
художник, банкир).
Трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует,
беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)
Содержание:Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит
соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.
Вариант.
Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для
работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.
«Назови профессии»
Цель: Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.
Материал:
Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.
Содержание:Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию.
«Кто трудится, кто играет»
Цель:
Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой –нетрудовой).
Материал:Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.
Содержание:У каждого ребенка –набор парных карточек (трудовая –игровая
деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик
чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т.д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).
«Какие бывают доходы?»
Цель:
Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах;
усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов
(основные и не основные).
Материал:Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход –заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.
Содержание:Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых,
полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.
«Товарный поезд»
Цель:Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать
товар по месту производства.
Материал:
Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.
Содержание: Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты–продукция мясокомбината, молочные продукты –продукция молокозавода и т. д.
Вариант.
Дети группируют предметы по месту производства: мебель–мебельная фабрика, посуда –фаянсовый завод, игрушки –фабрика игрушек и т.д.
«Маршруты товаров»
Цель:Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.)
Материал:Картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки,
таблички с названием магазинов:«Одежда», «Мебель», «Бытовая техника»,
«Сельхозпродукты» и т. д.
Содержание:Каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина.
«Собери вместе»
Цель:Расширить представления детей о товарах; научить группировать их по
разным признакам.
Материал: Карта (панно) с изображением различных товаров.
Содержание: У каждого ребенка –карта, на которой
нарисованы разные предметы. Используя круги (диаграммы) Эйлера-Венна, дети объединяют предметы по различным признакам: съедобные –несъедобные; игрушки –орудия труда; товары, обязательные для каждого –
необязательные, и т. д.
«Угадай, где продаются»
Цель:
Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем
продаются; развить умение обобщать группы предметов.
Материал: Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д
Содержание: «Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т. д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.
«Магазин игрушек»
Цель:Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).
Материал:Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
Содержание:Прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет
материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.). Место производства (где, и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
«Что быстрее купят?»
Цель:Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его
ценой (стоимостью) и спросом на него.
Материал:Карточки с изображением качественных и некачественных товаров
(платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-
игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка).
Содержание:
Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят
быстрее, и объясняет причину своего выбора.
«Что и когда лучше продавать?»
Цель:
Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности
(времени года) на реальный спрос.
Материал:
Карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное
время года (летом, зимой и т. д.); мелкие карточки с изображением сезонных
товаров.
Содержание:
Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном.
Например: панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др. -в «летний» магазин.
Шубу, шапки, варежки –в «зимний».
«Домино»
Цель:
Закрепить знания о названии, достоинстве монет; развить внимание, память.
Материал:Карточки домино, на которых нарисованы
монеты разного достоинства и в разном наборе.
Содержание:
Правила игры –общие для домино. Один из детей выставляет
карточку домино, следующий ребенок слева или справа, кладет карточку с
соответствующим «набором» монет. По окончании игры осуществляется проверка, станавливается, правильно ли подобраны карточки....
Вариант.
На карточках домино изображены денежные знаки разных стран.
«Что дешевле»
Цель:
Сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать
ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения.
Материал:Карточки с изображением разных предметов, ценники.
Содержание:Сначала дети подбирают предметы товаров от предмета самого
дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.
«Назови монету»
Цель:
Расширить представления детей о разнообразии названий денег в
художественных произведениях.
Материал:
Сказки «Малыш и Карлсон», «Приключения Пиноккио», «Али-Баба и сорок разбойников» и др. «Портреты» сказочных героев.
Содержание:
Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают содержание сказок.
Через игровую ситуацию определяют название денег, которыми пользуются герои сказок. Например, Карлсон покупает Малышу щенка, имея несколько эре. Буратино (Пиноккио) покупает билет в театр на четыре сольдо. Али
-
Баба и сорок разбойников владеютдинарами и т. д.
«Кому что подарим?»
Цель:
Развить умение правильно подбирать подарок, обосновывая свой выбор.
Материал: Карточки -картинки на которых изображены: машины, куклы, мяч,
щенок, котенок, шапка, шляпка, костюм, платье, ботиночки, туфельки, значок,
бантик и др.
Содержание:Воспитатель выставляет картинки с
изображением мальчика и девочки. Предлагает рассмотреть карточки –
картинки, на которых нарисованы разные предметы, вещи, украшения, выбрать понравившиеся и подарить … и … Дети подбирают карточки и рассказывают, кому, что и зачем они дарят.
Вариант.
Дети дарят подарки героям мультфильмов, сказок.
«Какое слово лишнее?»
Цель:
Развить умение определять «лишний» предмет, выделяя общий признак других.
Материал:Карточки с изображением четырех предметов, из которых один
лишний.
Рубль, Франк, марка (в монетах), рубль (банкнота).
Кофта, машина, кольцо, солнце.Магазин, ларек, палатка (рыночная), жилой дом.Цена, товар, деньги, ночь.
Содержание:
Ребенку предлагаются четыре картинки с изображенными на них
определенными предметами. Чтобы найти лишний предмет, ребенок объединяет три предмета по какому-
либо признаку. Назвав лишний предмет, ребенок объясняет свой выбор.
«Наоборот»
Цель:
Научить самостоятельно, находить (подбирать) противоположные по
смыслу слова.Материал:Подбор слов (дорого –дешево, ленивый –трудолюбивый, экспорт –импорт, много –мало, покупатель –продавец и т. д.)
Содержание:
Воспитатель называет слово, а ребята называют противоположное.
Выигрывает тот, кто быстро и правильно находит нужное слово. Затем ведущим становится ребенок.
«Продолжи предложение»
Цель:
Развить умение выполнять ранее принятые условия при составлении
рассказа.
Материал:Картинки экономического содержания; покупка товара в магазине, на рынке, изготовление товара и т. д.
Содержание:Взрослый сообщает условия игры. В каждом предложении «живут экослова: покупатель, продавец, деньги, покупка, цена, товар, рынок, обмен и др. Ребенок рассматривает картинки и продолжает рассказ, начатый взрослым:-Мне понравилась игрушка в магазине....-Муха-цокотуха покупала на рынке самовар..