СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека игр по финансовой грамотности для детей старшего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека предназначена для работы воспитателей с детьми старшего дошкольного возраста. Включает в себя игры, с помощью которых ребенок без труда осваивает финансовую грамотность.

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр по финансовой грамотности для детей старшего возраста»

Картотека игр по финансовой

грамотности для детей старшего

возраста группы «Мелевше»

Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

Материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников:1-6 человек

Ход игры:

Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

Игра «Кто кем работает?»

Цель:На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о

профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий,

уважение к человеку-труженику.

Материал: рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.

Ход игры:

Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.

Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам -с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки, и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.

Организуйте постепенный переход к сюжетно –ролевым игр на эту тему. Можно провестии беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).

Игра «Кто как работает?»

Цель:Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.

Материал: Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: «Алтын бащнен-хыяр баш, «Золушка», Буратино, Кот в сапогах, Золотая Рыбка, Наф -Наф, Лисичка-сестричка и др.

Ход игры:

Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше -трудолюбивых или ленивых?

С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя. Затем знакомьте с правилами игры:

Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора. Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:

«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».

«Хочешь, есть калачи -не лежи на печи».

Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После

окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям

сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

Игра «Груша-яблоко».

Цель:Научить считать деньги и ресурсы.

Материалы:бумага, карандаши, ножницы.

Ход игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите

вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что,

конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально

хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.

Так и с деньгами:их нужно планировать заранее.

«Кто что делает?»

Цель:Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать

интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Материал:Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир,

художник, банкир).

Трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует,

беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)

Содержание:Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит

соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.

Вариант.

Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для

работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

«Назови профессии»

Цель: Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.

Материал:

Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.

Содержание:Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию.

«Кто трудится, кто играет»

Цель:

Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой –нетрудовой).

Материал:Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.

Содержание:У каждого ребенка –набор парных карточек (трудовая –игровая

деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик

чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т.д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).

«Какие бывают доходы?»

Цель:

Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах;

усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов

(основные и не основные).

Материал:Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход –заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.

Содержание:Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых,

полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

«Товарный поезд»

Цель:Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать

товар по месту производства.

Материал:

Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.

Содержание: Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты–продукция мясокомбината, молочные продукты –продукция молокозавода и т. д.

Вариант.

Дети группируют предметы по месту производства: мебель–мебельная фабрика, посуда –фаянсовый завод, игрушки –фабрика игрушек и т.д.

«Маршруты товаров»

Цель:Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.)

Материал:Картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки,

таблички с названием магазинов:«Одежда», «Мебель», «Бытовая техника»,

«Сельхозпродукты» и т. д.

Содержание:Каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина.

«Собери вместе»

Цель:Расширить представления детей о товарах; научить группировать их по

разным признакам.

Материал: Карта (панно) с изображением различных товаров.

Содержание: У каждого ребенка –карта, на которой

нарисованы разные предметы. Используя круги (диаграммы) Эйлера-Венна, дети объединяют предметы по различным признакам: съедобные –несъедобные; игрушки –орудия труда; товары, обязательные для каждого –

необязательные, и т. д.

«Угадай, где продаются»

Цель:

Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем

продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Материал: Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д

Содержание: «Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т. д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

«Магазин игрушек»

Цель:Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Материал:Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Содержание:Прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет

материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.). Место производства (где, и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

«Что быстрее купят?»

Цель:Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его

ценой (стоимостью) и спросом на него.

Материал:Карточки с изображением качественных и некачественных товаров

(платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-

игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка).

Содержание:

Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят

быстрее, и объясняет причину своего выбора.

«Что и когда лучше продавать?»

Цель:

Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности

(времени года) на реальный спрос.

Материал:

Карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное

время года (летом, зимой и т. д.); мелкие карточки с изображением сезонных

товаров.

Содержание:

Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном.

Например: панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др. -в «летний» магазин.

Шубу, шапки, варежки –в «зимний».

«Домино»

Цель:

Закрепить знания о названии, достоинстве монет; развить внимание, память.

Материал:Карточки домино, на которых нарисованы

монеты разного достоинства и в разном наборе.

Содержание:

Правила игры –общие для домино. Один из детей выставляет

карточку домино, следующий ребенок слева или справа, кладет карточку с

соответствующим «набором» монет. По окончании игры осуществляется проверка, станавливается, правильно ли подобраны карточки....

Вариант.

На карточках домино изображены денежные знаки разных стран.

«Что дешевле»

Цель:

Сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать

ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения.

Материал:Карточки с изображением разных предметов, ценники.

Содержание:Сначала дети подбирают предметы товаров от предмета самого

дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.

«Назови монету»

Цель:

Расширить представления детей о разнообразии названий денег в

художественных произведениях.

Материал:

Сказки «Малыш и Карлсон», «Приключения Пиноккио», «Али-Баба и сорок разбойников» и др. «Портреты» сказочных героев.

Содержание:

Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают содержание сказок.

Через игровую ситуацию определяют название денег, которыми пользуются герои сказок. Например, Карлсон покупает Малышу щенка, имея несколько эре. Буратино (Пиноккио) покупает билет в театр на четыре сольдо. Али

-

Баба и сорок разбойников владеютдинарами и т. д.

«Кому что подарим?»

Цель:

Развить умение правильно подбирать подарок, обосновывая свой выбор.

Материал: Карточки -картинки на которых изображены: машины, куклы, мяч,

щенок, котенок, шапка, шляпка, костюм, платье, ботиночки, туфельки, значок,

бантик и др.

Содержание:Воспитатель выставляет картинки с

изображением мальчика и девочки. Предлагает рассмотреть карточки –

картинки, на которых нарисованы разные предметы, вещи, украшения, выбрать понравившиеся и подарить … и … Дети подбирают карточки и рассказывают, кому, что и зачем они дарят.

Вариант.

Дети дарят подарки героям мультфильмов, сказок.

«Какое слово лишнее?»

Цель:

Развить умение определять «лишний» предмет, выделяя общий признак других.

Материал:Карточки с изображением четырех предметов, из которых один

лишний.

Рубль, Франк, марка (в монетах), рубль (банкнота).

Кофта, машина, кольцо, солнце.Магазин, ларек, палатка (рыночная), жилой дом.Цена, товар, деньги, ночь.

Содержание:

Ребенку предлагаются четыре картинки с изображенными на них

определенными предметами. Чтобы найти лишний предмет, ребенок объединяет три предмета по какому-

либо признаку. Назвав лишний предмет, ребенок объясняет свой выбор.

«Наоборот»

Цель:

Научить самостоятельно, находить (подбирать) противоположные по

смыслу слова.Материал:Подбор слов (дорого –дешево, ленивый –трудолюбивый, экспорт –импорт, много –мало, покупатель –продавец и т. д.)

Содержание:

Воспитатель называет слово, а ребята называют противоположное.

Выигрывает тот, кто быстро и правильно находит нужное слово. Затем ведущим становится ребенок.

«Продолжи предложение»

Цель:

Развить умение выполнять ранее принятые условия при составлении

рассказа.

Материал:Картинки экономического содержания; покупка товара в магазине, на рынке, изготовление товара и т. д.

Содержание:Взрослый сообщает условия игры. В каждом предложении «живут экослова: покупатель, продавец, деньги, покупка, цена, товар, рынок, обмен и др. Ребенок рассматривает картинки и продолжает рассказ, начатый взрослым:-Мне понравилась игрушка в магазине....-Муха-цокотуха покупала на рынке самовар..