[email protected]
e-mail: [email protected]
Всероссийский конкурс «Я - классный руководитель!»
Конкурс для классных руководителей «Мудрая сова»
Конкурс для учителей «Я — классный руководитель!»
3.3. Комплект материалов для оценки сформированности
общих и профессиональных компетенций по ВПД
ПМ.03. Классное руководство
с использованием портфолио
Тип портфолио:
смешанный
Общие компетенции, для проверки которых используется портфолио:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
Профессиональные компетенции, для проверки которых используется портфолио:
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.
ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.
ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учётом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Состав портфолио
Группы ПК и ОК | Портфолио документов | Портфолио «Коллектор» | Портфолио работ |
ПК 3.1 ОК 2, 4, 5 | Аттестационные листы по учебной и производственной практике. | | Набор диагностических методик классного руководителя и вожатого детского оздоровительного лагеря (на выявление индивидуальных особенностей младшего школьника, трудновоспитуемости, на определение уровня воспитанности, уровня адаптации первоклассника, стадии развития детского коллектива) (9); план изучения семьи. |
ПК 3.2 ПК 4.1 ОК 2, 4, 5, 7, 9, 10 | | | Конспекты внеурочных занятий с младшими школьниками по разным видам деятельности, разработанных самим студентом с использованием различных источников информации (10); план работы с социально-неадаптированными детьми; разработки конспектов воспитательных мероприятий с отрядом и общелагерных дел в ДОЛ (10); план работы вожатого на день и на смену; игры, упражнения (не ограниченно), конспекты воспитательных дел для успешной адаптации детей (3). |
ПК 3.3 ОК 1, 2, 7, 9, 11 | Дневники учебной и производственной практики; аттестационные листы по учебной и производственной практике. | Требования Сан ПиН к помещению, где проводится воспитательная работа с детьми; конспекты документов о правах ребёнка (3); примерная должностная инструкция классного руководителя. | |
ПК 3.4 ОК 8 | Аттестационные листы по учебной и производственной практике. | Схема анализа классного внеурочного занятия; схема самоанализа внеклассного мероприятия; образцы отчётной документации классного руководителя. | |
ПК 3.5 ОК 2, 9, 11 | | Конспекты родительских собраний в классе (4); план работы с родителями (лицами, их заменяющими) с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей. |
ПК 3.6 ПК 4.4 ОК 4, 5 | | Реферат по проблемам работы школы с семьёй. |
ПК 3.8 ОК 6, 11 | Аттестационные листы по учебной и производственной практике. | | Набор памяток «Культура делового общения», «Как общаться с детьми», «Как общаться с коллегами по работе», «Как разговаривать с родителями ученика». |
ПК 4.1 ОК 4, 5, 7, 9 | | Программы деятельности ДОЛ (2). | Сообщения о методах и формах воспитательной работы, о воспитательных системах классов, школ нашей страны, о современных технологиях воспитания (3); медиапрезентация «Воспитательная система начальной школы»; фрагмент программы организации смены в ДОЛ с учётом особенностей ОУ и детей. |
ПК 4.2 ОК 2, 10 | | | Проект по созданию предметно-развивающей среды на отрядном месте в ДОЛ. |
ПК 4.3 ПК 4.4 ОК 4, 5, 8, 9 | Сертификаты международных российских, региональных и институциональных олимпиад, конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций, проектов, иных мероприятий; грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма за высокие учебные достижения, отражающие сформированность ПК и ОК по профессиональному модулю. - Журнальные, газетные, фотодокументы и иные документы, свидетельствующие об успехах по овладению видом профессиональной деятельности. | | Сообщения о работе с социально неадаптированными детьми; сообщения, медиа-презентация по теме «Общение»; реферат «Формы организации различных видов деятельности младших школьников». |
ПК 4.5 ОК 3, 6, 8, 9 | | | Проект воспитательной системы класса; модель ученического самоуправления в начальной школе; модель ученического самоуправления в отряде в условиях ДОЛ. |
Рефлексивный портфолио
Группы ПК и ОК | Состав портфолио |
ПК 3.4, 3.7, 3.8 ОК 2, 6, 8, 11 | Отчёт о прохождении учебной и производственной практики. Самоанализ выполненных работ. |
Портфолио отзывов
Группы ПК и ОК | Состав портфолио |
ПК 3.3 ОК 1, 2, 7, 9, 11 | Характеристика с места прохождения производственной практики. Рецензии на научно-исследовательские работы. Отзывы о творческих работах. |
Критерии оценки портфолио студента по ПМ.03. Классное руководство
Коды и наименования проверяемых компетенций или их сочетаний | Вид работы | Показатели оценки результата | Оценка (да / нет) |
Портфолио документов ПК 3.1 ПК 3.3 ПК 3.4 ПК 3.5 ПК 3.6 ПК 3.8 ПК 4.3 – 4.5 ОК 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11 | Аттестационные листы по учебной и производственной практике; зачетная книжка; дневники учебной и производственной практик; сертификаты международных российских, региональных и институциональных олимпиад, конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций, проектов, иных мероприятий; грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма за высокие учебные достижения, отражающие сформированность ПК и ОК по профессиональному модулю; журнальные, газетные, фотодокументы и иные документы, свидетельствующие об успехах по овладению видом профессиональной деятельности. | Убедительность материалов, достоверность предъявляемых сведений. Уровни участия студента в мероприятиях (институциональный, районный, областной, всероссийский). | |
Портфолио «Коллектор»
ПК 3.3 ПК 3.4 ПК 4.1 ОК 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 11 | Требования Сан ПиН к помещению, где проводится воспитательная работа с детьми; конспекты документов о правах ребёнка; примерная должностная инструкция классного руководителя. Схема анализа классного внеурочного занятия; схема самоанализа внеклассного мероприятия; образцы отчётной документации классного руководителя. Программы деятельности ДОЛ. | Полнота представленных материалов. Разнообразие программ по направленности содержания. | |
Портфолио работ | | Полнота и разнообразие материалов. Качество и культура оформления представленных работ. Оригинальность представленных материалов, креативный характер портфолио. | |
ПК 3.1 ОК 2, 4, 5 | Набор диагностических методик классного руководителя и вожатого детского оздоровительного лагеря (на выявление индивидуальных особенностей младшего школьника, трудновоспитуемости, на определение уровня воспитанности, уровня адаптации первоклассника, стадии развития детского коллектива); план изучения семьи. | Полнота, самостоятельность, результативность в подборе диагностического инструментария. | |
ПК 3.2 ПК 4.1 ОК 2, 4, 5, 7, 9, 10
| Конспекты внеурочных занятий с младшими школьниками по разным видам деятельности, разработанных самим студентом с использованием различных источников информации; план работы с социально-неадаптированными детьми; разработки конспектов воспитательных мероприятий с отрядом и общелагерных дел в ДОЛ; план работы вожатого на день и на смену; игры, упражнения, (не ограниченно) конспекты воспитательных дел для успешной адаптации детей. | Соответствие плана воспитательной работы требованиям к планированию. Соответствие конспектов внеурочных занятий возрасту обучающихся и санитарно-гигиеническим нормам, требованиям к оформлению согласно ФГОС НОО. | |
ПК 3.5 ОК 2, 9, 11 | Конспекты родительских собраний в классе; план работы с родителями (лицами, их заменяющими) с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей. | Соответствие конспектов родительских собраний, плана работы с родителями требованиям к планированию. | |
ПК 3.6 ПК 4.4 ОК 4, 5 | Реферат по проблемам работы школы с семьёй. | Актуальность темы реферата. Полнота, оптимальность, самостоятельность поиска, анализа и оценки информации. Соответствие реферата требованиям к содержанию, оформлению. | |
ПК 3.8 ОК 6, 11 | Набор памяток: «Культура делового общения», «Как общаться с детьми», «Как общаться с коллегами по работе», «Как разговаривать с родителями ученика». | Глубина мыслительных процедур (гибкость, рациональность). Самостоятельность и креативность. | |
ПК 4.1 ОК 4, 5, 7, 9 | Сообщения о методах и формах воспитательной работы, о воспитательных системах классов школ нашей страны, о современных технологиях воспитания; медиа-презентация «Воспитательная система начальной школы»; фрагмент программы организации смены в ДОЛ с учётом особенностей ОУ и детей. | Актуальность тем сообщений. Соответствие содержания теме. Самостоятельность поиска информации. Соответствие медиапрезентации требованиям к содержанию, оформлению. Соответствие программы формальным требованиям к структуре и оформлению, особенностям учащихся. | |
ПК 4.2 ОК 2, 10 | Проект по созданию предметно-развивающей среды на отрядном месте в ДОЛ. | Соответствие условиям ДОЛ и требованиям техники безопасности и охраны труда детей. Креативность в выполнении работы. | |
ПК 4.3 ПК 4.4 ОК 4, 5, 8, 9 | Сообщения о работе с социально неадаптированными детьми; сообщения, медиа-презентация по теме «Общение»; реферат «Формы организации различных видов деятельности младших школьников». | Актуальность тем сообщений. Соответствие содержания теме. Самостоятельность поиска информации. Использование различных источников информации. Соответствие реферата, медиапрезентации требованиям к содержанию, оформлению. | |
ПК 4.5 ОК 3, 6, 8, 9 | Проект воспитательной системы класса; модель ученического самоуправления в начальной школе; модель ученического самоуправления в отряде в условиях ДОЛ | Проявление самостоятельности, инициативы, креативности в процессе проектной деятельности. Соответствие моделей самоуправления возрасту детей, условиям их жизнедеятельности. | |
Портфолио отзывов ПК 3.3 ОК 1, 2, 7, 9, 11 | Характеристика с места прохождения производственной практики. | Достоверность предъявляемых сведений | |
Рефлексивный портфолио ПК 3.4 ПК 3.7 ПК 3.8 ОК 2, 6, 8, 11 | Отчёт о прохождении учебной и производственной практики. | Наличие рефлексии собственной деятельности, сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, способность студента адекватно оценивать собственные достижения, компетенции, умение определять ближайшие и перспективные цели, направления самосовершенствования и др.). | |