СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексный (многоаспектный) анализ текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексный (многоаспектный) анализ

– анализ содержательной, стилистической, языковой сторон текста – рассматривает текст в единстве содержания и способов языкового выражения этого содержания. Вопросы орфографии, пунктуации, а также виды разбора дополняют анализ текста.

Просмотр содержимого документа
«Комплексный (многоаспектный) анализ текста»

это мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека Вильгельм Гумбольдт

это мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека

Вильгельм Гумбольдт

 Слово, как посредник между миром внутренним и миром внешним, т.е. будучи амфибией, живущею и там, и тут, устанавливает, очевидно, нити своего рода между тем и другим миром, и нити эти, какими бы они ни были малоприметными взору позитивиста, суть, однако, то, ради чего существует самое слово, или по крайней мере суть перво-основа всех дальнейших функций слова. Эта перво-основа, очевидно, имеет направленность двустороннюю, во-первых, от говорящего – наружу, как деятельность, вторгающаяся из говорящего во внешний мир, а во-вторых, от внешнего мира к говорящему, внутрь его, как восприятие, получаемое говорящим. Иначе говоря, словом преобразуется жизнь, и словом же жизнь усвояется духу. Или, ещё иначе говоря, слово магично и слово мистично. Павел Флоренский

Слово, как посредник между миром внутренним и миром внешним, т.е. будучи амфибией, живущею и там, и тут, устанавливает, очевидно, нити своего рода между тем и другим миром, и нити эти, какими бы они ни были малоприметными взору позитивиста, суть, однако, то, ради чего существует самое слово, или по крайней мере суть перво-основа всех дальнейших функций слова. Эта перво-основа, очевидно, имеет направленность двустороннюю, во-первых, от говорящего – наружу, как деятельность, вторгающаяся из говорящего во внешний мир, а во-вторых, от внешнего мира к говорящему, внутрь его, как восприятие, получаемое говорящим. Иначе говоря, словом преобразуется жизнь, и словом же жизнь усвояется духу. Или, ещё иначе говоря, слово магично и слово мистично.

Павел Флоренский

– анализ содержательной, стилистической, языковой сторон текста – рассматривает текст в единстве содержания и способов языкового выражения этого содержания. Вопросы орфографии, пунктуации, а также виды разбора дополняют анализ текста.

анализ содержательной, стилистической, языковой сторон текста рассматривает текст в единстве содержания и способов языкового выражения этого содержания. Вопросы орфографии, пунктуации, а также виды разбора дополняют анализ текста.

 Примерные вопросы для комплексного анализа текста   Выразительно прочитайте текст (подготовьтесь к выразительному чтению с помощью специальных вопросов и заданий, которые могут быть сформулированы отдельно). Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова темы, идеи. Объясните смысл заглавия: на что указывает заглавие – на тему или на основную мысль текста? Определите стиль текста, докажите своё мнение.

Примерные вопросы для комплексного анализа текста

  • Выразительно прочитайте текст (подготовьтесь к выразительному чтению с помощью специальных вопросов и заданий, которые могут быть сформулированы отдельно).
  • Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова темы, идеи.
  • Объясните смысл заглавия: на что указывает заглавие – на тему или на основную мысль текста?
  • Определите стиль текста, докажите своё мнение.
Каким типом речи является данный текст? Докажите. Какова композиция текста (особенности композиции )? Какой способ связи между предложениями (частями текста ) в этом тексте? Какие средства связи между предложениями (абзацами) используются в тексте (абзаце)?
  • Каким типом речи является данный текст? Докажите.
  • Какова композиция текста (особенности композиции )?
  • Какой способ связи между предложениями (частями текста ) в этом тексте?
  • Какие средства связи между предложениями (абзацами) используются в тексте (абзаце)?
Связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов Л.В. Щерба Цепная связь - самостоятельно первое предложение, остальные по цепочке связаны с первым и друг с другом, ни одно предложение нельзя изъять без ущерба для содержания и формы Параллельная связь – все предложения самостоятельны, они сопоставляются или противопоставляются, предложения можно изъять Комбинированная связь - комбинация связей при ведущей цепной или параллельной

Связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов

Л.В. Щерба

  • Цепная связь - самостоятельно первое предложение, остальные по цепочке связаны с первым и друг с другом, ни одно предложение нельзя изъять без ущерба для содержания и формы
  • Параллельная связь – все предложения самостоятельны, они сопоставляются или противопоставляются, предложения можно изъять
  • Комбинированная связь - комбинация связей при ведущей цепной или параллельной
с цепной связью Д 1 – Н 1      Д 2 – Н 2      Д 3 - Н 3  с параллельной связью  Д 1 - Н 1     Д 2 – Н 2      Д 3 – Н 3

с цепной связью

Д 1 – Н 1

Д 2 – Н 2

Д 3 - Н 3

с параллельной связью

Д 1 - Н 1

Д 2 – Н 2

Д 3 – Н 3

Лексические лексические повторы Ф(композиционный стык) тематические группы слов синонимы, антонимы, в том числе контекстуальные Ф (антитеза) родовидовые слова описательный оборот лексическая сочетаемость слов семантические связи, ассоциации Морфологические использование местоимений использование союзов видовременная соотнесённость глагольных форм, в том числе необычное употребление роль частей речи

Лексические

  • лексические повторы Ф(композиционный стык)
  • тематические группы слов
  • синонимы, антонимы, в том числе контекстуальные

Ф (антитеза)

  • родовидовые слова
  • описательный оборот
  • лексическая сочетаемость слов
  • семантические связи, ассоциации

Морфологические

  • использование местоимений
  • использование союзов
  • видовременная соотнесённость глагольных форм, в том числе необычное употребление
  • роль частей речи
Синтаксические заглавие порядок предложений в тексте, порядок слов в предложении Ф инверсия – преднамеренное нарушение прямого порядка слов Ф риторический вопрос Ф именительный темы или представления обращение  однотипные синтаксические Интонационные вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы вводные слова, обращения и др.

Синтаксические

  • заглавие
  • порядок предложений в тексте, порядок слов в предложении

Ф инверсия – преднамеренное нарушение прямого порядка слов

  • Ф риторический вопрос
  • Ф именительный темы или представления
  • обращение
  • однотипные синтаксические

Интонационные

  • вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы
  • вводные слова, обращения и др.
выявление фонетико-интонационных особенностей текста анализ экспрессивных средств словообразования анализ лексических образных средств анализ средств грамматики: морфологии и синтаксиса особенности графического оформления текста
  • выявление фонетико-интонационных особенностей текста
  • анализ экспрессивных средств словообразования
  • анализ лексических образных средств
  • анализ средств грамматики: морфологии и синтаксиса
  • особенности графического оформления текста
связные тексты схемы текст таблицы памятки-инструкции формулировки заданий к упражнениям словарные статьи оглавление учебника планы (текста, устного высказывания, языкового разбора) афоризмы эпиграфы к главам и параграфам учебника

связные тексты

схемы

текст

таблицы

памятки-инструкции

формулировки заданий к упражнениям

словарные статьи

оглавление учебника

планы (текста, устного высказывания, языкового разбора)

афоризмы

эпиграфы к главам и параграфам учебника

  В уставшем от зимней тяготы лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки ещё не дали поросль, но уже плачут, когда мёртвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви не шевелят, а лишь потихоньку трогают друг друга, - неожиданно донёсся запах подснежника! Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни, и поэтому он трепетно-радостный, хотя почти и не ощутим. Смотрю вокруг – оказалось, он рядом. Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья… И для каждого – и счастливого, и несчастливого – он сейчас – украшение жизни. Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себе всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. (по Г. Троепольскому)

В уставшем от зимней тяготы лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки ещё не дали поросль, но уже плачут, когда мёртвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви не шевелят, а лишь потихоньку трогают друг друга, - неожиданно донёсся запах подснежника! Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни, и поэтому он трепетно-радостный, хотя почти и не ощутим. Смотрю вокруг – оказалось, он рядом. Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья… И для каждого – и счастливого, и несчастливого – он сейчас – украшение жизни. Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себе всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие.

(по Г. Троепольскому)

Рассказ напечатан в журнале «Будильник» за подписью Брат моего брата

Рассказ напечатан в журнале «Будильник» за подписью Брат моего брата

Моя «она»  Она , как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё , - связь, стало быть, крепкая, прочная… За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом… По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она , ненасытная! Я ненавижу её , презираю… Давно пора развестись с ней , но не развёлся я до сих пор потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у нас пока нет… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилию, Лелю, Нелли…

Моя «она»

Она , как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё , - связь, стало быть, крепкая, прочная… За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом… По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она , ненасытная! Я ненавижу её , презираю… Давно пора развестись с ней , но не развёлся я до сих пор потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у нас пока нет… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилию, Лелю, Нелли…

Её зовут –

Её зовут –