Конспект урока по теме: «Доли. Обыкновенные дроби» 5 класс
Тема: Доли. Обыкновенные дроби (первый урок). Учебник: Н.Я Виленкин. Математика 5 класс. Цель урока: научить понимать, что такое доля, дробь. Задачи урока: 1) обучающие: -формирование понятия «доля», «обыкновенная дробь, «числитель», «знаменатель»; -формирование умения читать и записывать обыкновенную дробь. 2) развивающие: - формировать умения анализировать, обобщать факты и понятия; - развивать у учащихся познавательный интерес посредством использования наглядных пособий (живая картинка, мультфильм, презентация); - развивать у учащихся умения сравнивать, выделять закономерности, обобщать (делать выводы); - развивать навыки самостоятельной работы; -развивать у учащихся внимательность. 3) воспитательные: -воспитывать умение выслушивать мнение другого, позитивно принимать новые знания; - воспитывать взаимоуважение друг к другу. Тип урока: урок изучения нового материала. Контроль: взаимопроверка в парах, самооценка. Оборудование урока: презентация, раздаточный материал (цветные кружки, геометрические фигуры, листочки- 1шт. (размер четверть листа тетради на ученика), смайлики для рефлексии, учебник, компьютер, проектор, экран. Формы, применяемые на уроке: парная, индивидуальная, фронтальная, с использованием ИКТ. Методы, используемые на уроке: словесный, наглядный, вовлечение в учебную деятельность, проблемный, частично поисковый, метод контроля, взаимоконтроля, ИКТ. Ход урока. I. Организационный момент (1-2 мин). Повторение пройденного материала (4мин). Целеполагание (5мин). Изучение нового материала (10 мин). Физминутка (2 – 3 мин). Закрепление учебного материала (15мин). Домашняя работа (2мин) Подведение итогов урока (3мин). Рефлексия (1мин) |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Проверьте все ли готово у вас к уроку: дневник, учебник, тетрадь, ручка, цветные карандаши. У каждого на столе лежат конвертики. По мере необходимости вы на уроке их будете использовать. | Учащиеся настраиваются на работу. Дети проверяют. |
II. Повторение пройденного материала. 1.Актуализация знаний. | Перед тем, как приступить к работе вспомним: какие правила мы должны соблюдать на уроке? Учитель выслушивает правила. | Ответы детей: 1. Слушать учителя. 2. Слышать друг друга. 3. Исправлять. 4. Дополнять и помогать. |
2.Мотивация. - Ребята, сегодня на уроке вы должны получить новые знания, но, как вам известно, всё новое связано с тем, что мы уже изучили. Поэтому начнем с повторения. | Что мы изучали на прошлом уроке? С какими познакомились новыми определениями. Назовите их. | На прошлом уроке мы познакомились с окружностью: узнали какой отрезок называется радиусом окружности, какой отрезок –диаметром окружности, что такое окружность? Рассматривали циферблат часов. |
| На сколько делений разделена на циферблате часов вся окружность? | На 60 делений. Каждое деление соответствует одной минуте. Кроме того, циферблат часов разделён на 12 больших делений, каждое из которых соответствует одному часу. Узнать, какую часть составляет один час от суток. |
III.Целеполагание. 1. Чтобы узнать тему нашего урока, проведём устный счёт. | Задания для устной работы предоставлены на слайде. Как звучит тема нашего урока? Действительно, тема нашего урока: «Доли. Обыкновенные дроби». Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока. | Работа с презентацией с целью выведения темы урока. и Доли. Обыкновенные дроби. |
| С какими долями мы уже знакомы с начальной школы? | Половина, четверть, треть. |
2. Парная работа с раздаточным материалом. | В ваших конвертах лежат геометрические фигуры и задания. Выполните эти задания в парах. Продемонстрируйте, пожалуйста, результат вашей работы. Молодцы! Всё сложить в конверт. | Дети должны раскрасить четверть, треть и половину заданной фигуры. Дети поднимают вверх фигуры и показывают учителю. |
IV. Изучение нового материала. 1.Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся. | Чтобы сформулировать цели и задачи урока, мы с вами посмотрим мультфильм. После просмотра мультфильма вы должны ответить на вопросы: - Какой фрукт делили звери? - Из чего он состоит? - А какие дольки в апельсине? Доли это… - Молодцы! -На сколько равных долек разделили апельсин? - На сколько частей надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну? - Какую часть получит каждый? - Вот мы и с вами подошли к цели урока. - Сформулируйте цель урока. Молодцы! Всё правильно, но кроме этого мы должны познакомиться с понятием обыкновенной дроби, дать определение числителя и знаменателя дроби. Научится читать и записывать обыкновенные дроби. | Просмотр ролика мультфильма «Апельсин»: Ответы учащихся: (Звери делили апельсин) (Апельсин состоит из долек) (Дольки апельсина равные) (Доли – это равные части) (Апельсин разделили на пять равных долек) (Апельсин надо разделить на восемь частей) (Каждый получит одну восьмую часть апельсина) Цель урока: научится понимать, что такое доля, дробь. |
V. Физминутка | | Дети выполняют упражнения за учителем. |
2. Первичное усвоение новых знаний. | Работа с учебником. Вопросы к рассмотрению на слайде. Прочитать п. 23 и ответить вопросы. Учитель задаёт вопросы. 1. Что такое доли? Что такое дробь? 2. Как записывают в математике доли. 3. Как эти числа называются? 4. Какое число называется знаменателем дроби? Что это число показывает? 5. Какое число называется числителем дроби? Что показывает числитель дроби? Запишем в тетради: | Дети готовят ответы. Дети отвечают на поставленные вопросы: Доли –это равные части. Дробь- это часть целого. Обыкновенные дроби. Знаменатель показывает, на сколько долей делят. Числитель показывает, сколько таких долей взято. Дети записывают в тетрадь схему, представленную на сайте. |
VI.Закрепление учебного материала. | (Отработка знаний и умений.) | Выполнить задания, записанные на доске. В классе №884 - устно, № 885, 890 –письменно , №894-устно. |
1. Задание – направлено на умение соотнести обыкновенную дробь с выделенной частью геометрической фигуры. | № 885 Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. Учитель даёт возможность оценить работу учеников классу. Дети должны задать три вопроса каждому по определениям пройденных тем. Учитель выставляет оценки в журнал. | Один ученик работает за доской. Работу проверяет другой ученик. Задают вопросы и по ответам оценивают. |
2. Задание направлено на умение применить определения числителя и знаменателя при решении задач. | №890 Аналогично оценивают работу одноклассника. | Один учащийся работает у доски, комментируя решение задачи. |
3. Задание – направлено на формирование у учащихся умения читать обыкновенные дроби, определять числитель и знаменатель | Устная работа: №894. | Дети по очереди читают дроби и называют числитель и знаменатель каждой дроби . |
4. Задание – направлено на формирование у учащихся умения записывать обыкновенные дроби, определять числитель и знаменатель | Математический диктант. Вы записываете обыкновенные дроби на листочках тетради, которые лежат в конверте. После того, как вы выполните работу, поменяйтесь тетрадками и оцените работу и на листочке, и в тетрадке. Листочки сдайте на проверку мне. На слайде даны правильные ответы и критерии оценивания. | Математический диктант. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Дети проверяют диктант. Выставляют оценки. Листочки передают учителю. |
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | п.23 учебника (прочитать, выучить определения, выполнить № 925, 926( по новому материалу), 916 (на повторение). Творческое задание для желающих: Подготовить ученический проект «История возникновения дробей» (на5мин.). | Дети записывают домашнее задание в дневник. |
VIII. Подведение итогов урока. | Чему научились? Что узнали нового и интересного? Молодцы! | Дети высказывают свои мысли. |
IX. Рефлексия | У каждого на парте в конвертике находятся рисунки. Выберите, пожалуйста, тот из них, который соответствует вашему восприятию урока. Продемонстрируйте, что вы выбрали. Спасибо за урок. | Отличное Плохое Равнодушное |