СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории в 6 классе "Русское государство при Ярославе Мудром"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока истории России в 6 классе по теме "Русское государство при Ярославе Мудром"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 6 классе "Русское государство при Ярославе Мудром"»

6 класс. История России. Дата_______________ Урок №37.

Тема.Русское государство при Ярославе Мудром

Тип урока

Комбинированный

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель – изучение особенностей исторического развития Руси в период правления Ярослава Мудрого.

Образовательные задачи – изучить проблему усобиц после смерти Владимира Святославовича, сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого;

Развивающие задачи – продолжить развитие навыков устного ответа, работы с учебником, письменными источниками, историческими терминами и схемами, развивать умение характеризовать историческую личность и давать оценку её деятельности;

Воспитательные задачи - привитие уважения к историческому прошлому страны, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор

Дидактическое обеспечение

  • Учебник «История России.6 класс. Часть 1» Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева— М. : Просвещение, 2016. — 128 с.

  • Историческая анимированная карта «Русь в конце X — XI в.»

  • Фрагмент «Сказания о Борисе и Глебе»

Планируемые результаты урока

  • личностные

  • формулирование ценностных суждений по изучаемой проблеме;

  • оценивание человеческих качеств и поступков на основе осмысления деятельности Ярослава Мудрого


  • предметные

Шестиклассники смогут:

  • назвать основные направления внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого;

  • сформулировать и аргументировать свое мнение по вопросу общественных отношений при Ярославе;

  • использовать сведения из исторической карты как источника информации;

  • правильно использовать исторические термины (усобицы, закон, «Русская правда»).


  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Регулятивные УУД: шестиклассники научатся:

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами;

  • самостоятельно осуществлять контроль своей деятельности в процессе учебной деятельности;

  • оценивать правильность решения учебных задач;

Познавательные УУД: шестиклассники научатся:

  • анализировать текстовую информацию;

  • формулировать и аргументировать свое мнение по проблеме,

  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием

Коммуникативные УУД: шестиклассники

  • примут участие в обсуждении в ходе работы в малой группе.

  • смогут задуматься о важности для себя лично ответственного поведения в семье, в учебе, в обществе;

  • выскажут собственное мнение о личности Ярослава;




ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Историк Н.М. Карамзин писал: «Ярослав заслужил в летописи имя государя Мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество ... » Cпpaвeдливо ли это высказывание? Выясним это на нашем уроке. Тема нашего урока «Русское государство при Ярославе Mудром».

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

- Проблемный вопрос - Почему период правления Ярослава Мудрого считается временем расцвета Древнерусского Государства?

  1. Изучение нового учебного материала

Владимир разделил земли между сыновьями. Следует заметить, что Владимир сделал сыновей не независимыми правителями областей, а всего лишь своими наместниками.

После смерти двух старших сыновей Вышеслава и Изяслава Владимир в 1010 г. провел второе распределение городов. В Новгород направлен Ярослав, в Ростов Борис, в Муром Глеб, Святослав - к древлянам, Всеволод во Владимир Воолынский, Мстислав - в Тмутаракань (в Крыму). Полоцк же был оставлен за сыном умершего Изяслава.

После смерти Владимира Святославича начались усобицы между его сыновьями. Удалось ли стабилизировать ситуацию в стране? Какие исторические личности участвовали в данном процессе? Эти и другие вопросы мы обсудим на нашем уроке.

Начнем с изучения вопроса «Борьба за власть сыновей Владимира». Святополк попытался силой устранить своих братьев и захватить великокняжескую власть. В борьбе за княжеский престол он не останавливался ни перед чем.

Задание № 1. Работая с первым пунктом «Борьба за власть сыновей Владимира» § 7 учебника, ответьте на вопросы:

- С какой целью князь Владимир отправил 12 своих сыновей в разные земли Руси? (управлять огромной территорией было не просто, Владимир отправил 12 своих сыновей в разные земли Руси, чтобы они правили там от имени киевского князя).

- Кому Владимир желал передать киевский престол? (Борису)

- Как к этому намерению отнеслись его старшие сыновья Святополк и Ярослав? (это намерение им не нравилось).

- Каким образом Святополк занял киевский престол? (Святополк дарами расположил к себе киевлян, и они признали его своим князем).

- Почему Святополк получил прозвище Окаянный? (Святополк решил избавиться от опасных соперников Бориса, Глеба и Святослава подослав к ним тайных убийц).

- Что предпринял Ярослав, получив известие о смерти отца и убийстве братьев? (Ярослав собрал новгородское ополчение и наемную варяжскую дружину и выступил против Святополка».

- Мог ли Ярослав стать киевским князем, не вмешиваясь в усобицу?

- С помощью каких сил Ярослав и Святополк вели борьбу друг против друга? (Святополк собрал войско призвав печенегов, а также заручился помощью своего тестя польского короля Болеслава, чтобы убрать поляков, Святополк заручился помощью киевлян).

- Чем закончилась военная встреча Ярослава и Святополка поздней осенью 1016 г. у городка Любеч? (Ярослав первым переправил свои отряды через Днепр, и внезапным ударом разбил киевлян. Святополк бежал к Болеславу. Ярослав занял престол в Киеве.

- Каким образом Святополку вновь удалось занять киевский стол? (в 1018 г. Болеслав вместе со Святополком вновь пошел на Русь и разбил Ярослава, и стал править там сам. Святополк начал подстрекать киевлян выступить против поляков. В городе началось восстание. Поляки вынуждены были бежать. Киевским князем вновь стал Святополк).

- Закончились ли со смертью Святополка усобицы на Руси? (усобицы не закончились. Борьбу с Ярославом начал его младший брат Мстислав (из Тьмутаракани). Мстислав победил в сражении и братья разделили Русь на две части по Днепру).

- В каком году Ярослав становится полноправным правителем Руси? (в 1036 г., после смерти Мстислава).

Таким образом, мы пришли к выводу: власть князя в раннефеодальном государстве основывалась на обычном праве, по которому она была достаточно прочной только при условии устранения всех возможных претендентов на престол. Ярославу Владимировичу пришлось столкнуться с данными обстоятельствами, приведшими к гибели его братьев.

Задание №2. Как вам кажется, справедливо ли звание «Окаянный» было причислено Святополку? Какую роль в этом играет Ярослав?

Теперь перейдем к вопросу «Внутренняя политика Ярослава Мудрого».

Борьба между братьями продолжалась с переменным успехом. Только в 1019 г., после смерти Святополка, Ярослав смог утвердиться на Киевском престоле. Он получил прозвище Мудрый. Чтобы понять мудрость Ярослава, нам необходимо провести небольшое историческое исследование.

Задание № 3. Разделитесь на четыре группы и выполните задание.

Первая группа работает со вторым пунктом «Внутренняя политика Ярослава Мудрого» § 7 учебника, анализирует внутреннюю политику Ярослава Мудрого. Представляет свою работу в схематичной форме.

Вторая группа работает с фрагментом Правды Ярослава на с. 62, 63 учебника, анализирует первый свод законов на Руси. Вопросы:

- Какие законы вам представляются справедливыми?

- Какие из них вам кажутся несправедливыми?

Третья группа работает с третьим пунктом «Управление государством при Ярославе» § 7 учебника, анализирует систему управления государством при Ярославе Мудром. Представляет свою работу в схематичной форме.

Изучив внутреннюю политику Ярослава Мудрого нам предстоит изучить внешнюю – вопрос «Отношения Руси с другими государствами».

Внешняя политика Ярослава Мудрого складывалась из военных и дипломатических действий. Большую роль играли династические браки.

Задание № 4. Работая с четвертым пунктом ««Отношения Руси с другими государствами» § 7 учебника, заполните таблицу:

«Внешняя политика Ярослава Мудрого»

Основные направления

Цели и задачи

Основные события

Итоги

Борьба с кочевниками

Защита от набегов кочевников

Укрепление южных рубежей Руси, строительство городов-крепостей на границе со степью.


Разбил печенегов, печенеги перестали совершать набеги на Русь.

Северо-запад Руси

Укрепление безопасности границ

Утвердил свою власть на западных берегах Чудского озера, где проживали финно-угорские племена, построил там город Юрьев.

Расширение территорий государства.

Отношения с Византией

Борьба за влияние, авторитет.

1043 г. произошло последнее военное столкновение. Неудачное для Руси.

1046 г. мирный договор Византии и Руси, скрепленный браком сына Ярослава – Всеволода с дочерью византийского императора Константина Мономаха.

  1. Закрепление учебного материала

- Какое толкование слова «мудрый» более всего соответствует личности князя Ярослава Владимировича?

- Назовите итоги правления Ярослава Мудрого:

- укрепление международного авторитета Киевской Руси; укрепление княжеской власти;

- развитие торговли, ремесел;

- распространение просвещения;

- издание единого сборника законов.

  1. Домашнее задание

- параграф 7 пересказ

Используется метод комментированного чтения: 
Прочитайте п.1 и отрывок из «Сказания о Борисе и Глебе» и ответьте на вопросы:
1. Какие события происходили на Руси после смерти Владимира Святославовича?
2. Какие методы в борьбе друг против друга использовали его сыновья?
3. Почему Борис и Глеб стали первыми русскими святыми?
4. Какое прозвище получил старший сын Владимира Святополк и почему?
5. Какие изменения в управлении государством произошли при Ярославе Мудром?
6. Каков был итог усобиц?
Прочитайте фрагмент из Правды Ярослава (рубрика «Изучаем документ»). 
Установите, какие пережитки родового строя сохранялись в Древнерусском государстве при Ярославе Мудром. Приведите из документа цитаты, свидетельствующие о неравенстве между жителями Руси. 
Интересы каких жителей Руси защищались в первую очередь? Как вы думаете, почему принятие единого свода законов способствовало объединению и укреплению Древнерусского государства? 
Внешняя политика (Отношения Руси с другими государствами)– работа с исторической картой (стр.60):
1) Найдите на карте земли, вошедшие в состав Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
2) Покажите государства, с правителями которых Ярослав установил родственные связи. Сд