СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 4 класс " 2 склонение имён существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 4 класс " 2 склонение имён существительных"»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Предмет: русский язык

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема урока:

2-ое склонение

Цель содержательная:

Формирование умения распознавать имена существительные 2-го склонения

Цель деятельностная:

Расширение понятийной баз по предметы за счёт включения в неё новых элементов

Задачи:

1) познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – 2 склонение;

2) развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; 

3) воспитывать интерес к предмету.

Основное содержание темы, термины и понятия: склонение

Личностные результаты

-развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

-становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

-выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

-контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

-анализировать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

Познавательные УУД

-понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

-использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

-воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;

Коммуникативные УУД

- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Предметные умения:

Познакомятся с особенностями 2-го склонения;

научатся определять склонение имён существительных.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах

Ресурсы

экран, компьютер, мультимедийный проектор; задания для групповой работы; наглядный материал








Ход урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности


На уроке не зевай,

Сразу всё запоминай,

Чтоб минутка не пропала,

Мысль чтоб точно в цель попала!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!

-Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

  • -Желаю вам сохранить ваше хорошее настроение весь урок.

Приветствуют учителя


Проверяют готовность к уроку


Отвечают

II. Минутка чистописания

- Ребята, с чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания)

-Для чего нам нужна минутка чистописания?

-Где нам понадобится умение красиво писать?

-Для того чтобы узнать, какую букву вы пропишите, послушайте стихотворение:

Черепаха понимает,

Что домой не опоздает.

При луне, как при свече,

Подползает к букве ... (Ч)

- Верно, Ч ч.

- Пропишите заглавную и строчную букву Ч ч.

-Помните о правильной посадке во время письма.

-Закончили. Поменялись тетрадями.

-Оцените работу друг друга по критериям: наклон, высота, ширина, элементы.

-Вернули тетради. У кого 4 «+»? У кого 3? 2? Над чем вам нужно поработать?

-Как можно исправить эти минусы? (больше тренироваться в написании букв и буквосочетаний)

Отвечают на вопросы учителя


,



Определяют, какую букву будут писать





Прописывают букву







оценивают

III. Словарная работа

-Сегодня вы познакомитесь с новым словарным словом.

-Кто скажет, зачем мы изучаем новые словарные слова?

-Молодцы.

-Чтобы узнать, что это за слово, отгадайте, о ком идёт речь:

Он науку изучил,

Землю, словно приручил.

Знает он, когда сажать,

Сеять как и убирать.

Он знаток в краю родном

И зовется...(агроном)

-Кто такой агроном нам скажет толковый словарь. Найдите определение в толковом словаре.

Агроно́м — специалист сельского хозяйства.

-Какая же орфограмма прячется в этом слове?

-Верно, безударная гласная о, непроверяемая ударением.

-Запишите это слово, выделите в нём орфограмму.


Высказывают своё мнение





один ученик зачитывает определение



Называют орфограмму





Записывают слово


IV. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

-Сейчас мы и проверим, насколько хорошо вы знаете русский язык. На мои вопросы давайте короткие и быстрые ответы.

- Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?(Имя существительное)

- Имя существительное изменяется по … (Числам и падежам)

- Сколько падежей в русском языке?(6)

- Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?(И.п.)

- Определите падеж существительного после прогулки (Р.п.)

- Начальная форма имени существительного(Форма именительного падежа единственного числа.)

- На какие вопросы отвечает Д.п.?(Кому?Чему?)

- Каким членом предложения являются существительные в И.п.? (Подлежащим)

- Какие имена существительные относятся к 1 скл? (Ж.р. и м.р. с окончаниями –а, –я)

- Как определить склонение имени существительного?

-Что повторили, выполнив это задание?

Участвуют в опросе




Отвечают на вопросы











Доказывают

V. Этап выявления места и причины затруднения


-Для того чтобы узнать тему урока, посмотрите на доску.

-Работая в паре, выпишите в тетрадь слова 1 склонения.

-У вас 2 минуты.

Звезда, волна, воскресенье, помидор, дождинка, корабль, облако, дедуля, топор, скворчиха.

- Закончили. Проверим. У кого так? Поставьте себе +. Кто ошибся? Поставьте -.

- Можете ли вы сказать, к какому склонению относятся эти слова? (Можем только предположить, что ко 2-му).

- Да, вы выписали слова, которые относятся ко 2-му склонению.

- Какова же будет тема урока?

2-е склонение имен существительных

отвечают

один ученик работает у доски


проверяют, доказывают, что это 1 склонение




ставят + и -


формулируют тему

VI. Этап построения проекта выхода из затруднения


-Сформулируйте цель урока.

-Что мы должны сделать для ее достижения?

-Где вам понадобится новое знание?

- Где можем проверить правильность вывода?

-А сейчас, прежде чем продолжить, позволим вашим глазкам отдохнуть.

Физминутка для глаз.

Цель: научиться находить слова во 2 склонении

Узнать новую информацию, понять ее и применить в задании



Проводят физминутку

VII. Этап реализации построенного проекта


- Проведем исследовательскую работу в группах.

-Вспомните правила работы в группе.

-Рассмотрите таблицу.

И. п.

юноша, семья

дождь, лето

Р. п.

юноши, семьи

дождя, лета

Д. п.

юноше, семье

дождю, лету

В. п.

юношу, семью

дождь, лето

Т.п.

юношей, семьёй

дождём, летом

П. п.

о юноше, о семье

о дожде, о лете

— Определите, по какому признаку имена существительные распределены по двум группам. (У них разные падежные окончания.)

— Назовите начальную форму имён существительных в пер­вом столбце. (Юноша, семья.)

— К какому склонению они относятся? (К 1-му.)

— Как вы определили? (Это существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.)

— Назовите грамматические признаки второй группы слов. (Это имена существительные среднего и мужского рода в единственном числе.)

— Назовите их окончания в начальной форме. (В мужском роде окончание нулевое, в среднем роде окончание -о.)

- К какому склонению относятся эти существительные? (От­веты детей.)

- Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока на с. 93 учебника.

-Верное ли предположение мы сделали? Молодцы.

Работают в группах





Отвечают





Анализируют таблицу








Подводят итоги


VIII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи


Работа по учебнику

Упр. 164 (с. 94).

— Прочитайте стихотворение.

— Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как называется этот жанр живописи? (Натюрморт.)

— Какие ещё слова выделены в стихотворении?

— Найдите в толковом словаре значение этих слов. (Сервиз — полный набор столовой или чайной посуды на определённое ко­личество человек. Бутерброд — ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой и т. п.)

— Выполните письменные задания к упражнению.

- Закончили. Проверим. У кого так? Поставьте себе +. Кто ошибся? Поставьте -.

-Что нужно делать, чтобы не ошибаться?

-Для чего выполняли это задание?

- Сделайте вывод, какие слова относятся ко 2 склонению.

Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского ода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, -е.

Физминутка

 высказывают свое мнение



один ученик работает у доски







Проверяют





Делают вывод

IX. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону


-А сейчас поработаем в парах с карточкой.

Работа по карточкам

— Подчеркните имена существительные 2-го склонения, определите их падеж, род.

В магазине, на базаре

И в буфете, наконец,

Всюду, где бы ни бывали,

Вас встречает продавец.

Он продаст кефир старушке

И свисток озорнику,

Ленту яркую девчушке

И ватрушку толстяку.

Н. Кнушевицкая

(Самопроверка. Ответ дан на обратной стороне карточки.)

-Для чего вы выполняли это задание? Поставьте себе +.

-Чему теперь научились?

Слушают учителя


Работают в паре с карточкой, проверяют свою работу







Подводят итоги

X. Этап включения в систему знаний и повторения


-Достигли цели урока? А как она звучала?

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Как определить имена существительные 2-го склонения?

-Приведите примеры имён существительных 2-го склонения.

-Молодцы.

Подводят итоги урока

ХI. Домашнее задание

С.94-95 правила, упр. 163, 165

Записывают

XII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

«Шкала» Проанализируйте свою работу на уроке от 1 до 10 баллов.

Анализируют свою работу