КОНСПЕКТ УРОКА ВО 2 КЛАССЕ
ТЕМА: БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА.
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с орфограммой «Безударная гласная в корне слова»
ЗАДАЧИ: 1) Формировать умения обнаруживать орфограмму по совокупности признаков в разных условиях деятельности;
2) Формировать знания о способах проверки безударной гласной путем подбора однокоренного проверочного слова;
3) Учить пользоваться правилом при записи слов с безударным гласным в корне.
4) Формировать общие учебные умения и санитарно-гигиенические навыки.
Оборудование: картинки с нарисованными человечками: Ушастик, Глазастик, Мыслитель.
ХОД УРОКА.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.(2 мин)
II.ПОВТОРЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. (10 мин)
1) СЛОВАРНАЯ РАБОТА. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.
Цель: формирование мотивации у учащихся к деятельности по освоению нового материала.
На доске: за.ц в.р.бей м.дведь п.тух с.рока в.рона
-Спишите, вставьте пропущенную букву.
-Чем похожи слова? (Имена существительные, обозначают животных - одушевленные, словарные слова.)
-Можно ли в словах проверить написание пропущенных букв? (Нет.)
-Можно ли эти буквы в словах назвать орфограммой и почему? (Да, потому что есть выбор.)
-Сегодня на уроке мы будем работать с очень похожей орфограммой, которую можно проверить.
-Кто из вас догадался, как называется эта орфограмма? (Безударные гласные в корне слова.)
2) ПРИЗНАКИ ОРФОГРАММЫ «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»
Цель: ознакомление с признаками орфограммы «Безударные гласные в корне»
- К нам в гости пришёл Ушастик Что он делает? (Слушает звуки.)
- Глазастик. Что он делает? (Он видит буквы.)
- И Мыслитель. Что он делает? (Он думает.)
- Посмотрите на слова с пропущенными буквами:
шк…фы, ст…лы, м…чи, сл…ды, л..сты
-Прочитайте их с ударением.
-В каких словах вы услышали похожие безударные гласные звуки? (Шкафы и столы – звук [а], а в словах мячи, следы и листы - звук [и].)
- Запишите в квадратные скобки безударные гласные звуки, которые вы услышали в этих словах. [а], [а], [и], [и], [и]
- Какие звуки повторяются? ([а] [и])
- Запишу на доске эти звуки: [а] [и]
- Сейчас мы к каждому слову подберём проверочное и узнаем одинаково ли будут обозначаться эти похожие звуки буквами на письме? (Дети вместе с учителем подбирают однокоренные слова так, чтобы безударный гласный звук стал ударным)
- Запишите под звуками [а] [и] буквы, которыми эти звуки обозначаются на письме.
-Какие буквы вы указали под звуком [а]? (Буквы а и о.)
-Какие под звуком [и]? (Буквы и, е, я.)
- Запишите в тетрадь схему, которую мы составили вместе с вами . [а] [и]
- Под схемой запишите подходящие примеры.
-Выделите корень.
-Давайте повторим признаки орфограммы «Безударные гласные в корне слова».
-Какие безударные звуки мы слышим, если в слове есть эта орфограмма? (Звуки [а] или [и].)
-Какими буквами они могут быть обозначены? (Звук [а] может быть обозначен буквами а или о, а звук [и] можно обозначить на письме буквами я, и или е.)
-В какой части слова находится орфограмма? (В корне.)
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (15 мин)
1) УПРАЖНЕНИЕ В ОБНАРУЖЕНИИ ОРФОГРАММЫ В СЛОВАХ.
Цель: тренироваться в обнаружении орфограммы
- На доске слова:
Трава лесной глядит смех
зимний кормить бегать дупло
-Прочитайте слова вслух
-Выпишите только те слова, в которых есть орфограмма «Безударные гласные в корне слова».
-Подчеркните эту орфограмму и устно подберите проверочные слова.
-Проверяем. Назовите, какие слова вы выписали и докажите, что в них есть орфограмма.
( Трава - слышу в корне безударный звук [а], могу обозначить буквами а или о, т. е. есть выбор, значит, есть орфограмма.) так все слова с орфограммой
-В каком слове буква, обозначающая безударный гласный не является орфограммой? (В слове дупло.)
-Почему не является орфограммой? (Потому что нет выбора написания буквы. Не слышим в корне звуки [а] или [и].)
-Какие признаки помогли найти орфограмму «Безударные гласные в корне»? (Слышали безударные звуки [а] или [и], которые на письме были обозначены соответствующими буквами, и обращали внимание, где они находятся.)
2) РАБОТА С ПРАВИЛОМ В УЧЕБНИКЕ
Цель: формировать умение обнаруживать и проверять орфограмму.
- Прочитайте правило на странице 165: Безударный гласный в корне проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное.
- Как проверить безударный гласный в корне? (Безударный гласный в корне проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное)
- Откройте учебник на странице 168, упражнение 317.
- Прочитай. Сколько предложений в тексте?
-О чём текст?
Появились стаи грачей зиму птицы провели на юге они очень спешили на родину в пути их настигла метель слабые птицы погибли долетели самые сильные.
Спиши текст, поделив его на предложения. Проверь, правильно ли ты списал выделенные слова. Подбери к ним проверочные слова.
-Найдите слова с орфограммой «Безударные гласные в корне слова» в тексте и подчеркните их.
-Проверим. Какие слова вы подчеркнули?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (3 мин)
IV. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА (8 мин)
Цель: проверить уровень первичного закрепления учащимися нового материала.
Уровень 1
I вариант
- Спишите, вставив пропущенные буквы
Пришла з…ма. Тр…щат м…розы. Замёрзла р…ка и оз…ро. П…ля и х…лмы покрылись пушистым белым к…вром.
II вариант
Спишите, вставив пропущенные буквы
У школы б…льшая г…ра. Весь день на г…ре т…лпа д…тей. Стр…лой л…тят санки вниз. См…ются ребята.
Уровень 2
I вариант
Прочитайте. Спишите только однокоренные слова.
Б…льница, б…льной, б…лтун, переб…лели.
Т…мница, т…мнота, т...плица.
II вариант
Ч…стюля, поч…стить, ч…стный.
В…рёный, пов…р, перев…рить, в…режка.
V. ИТОГ УРОКА. (2 мин)
-Над какой орфограммой мы сегодня работали?
-Какие признаки орфограммы помогают найти её в слове?
-А как её проверять мы поговорим на следующих уроках.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Упражнение 319.
Прочитай. Найди однокоренные слова.
Каждый год с погодой вешней
Все гостей крылатых ждут
Только вынесли скворечник,
А скворцы уж тут как тут.
(С.Михалков)
Спиши. Подчеркни гласные, которые нужно проверять.
Как сказать иначе: «погода вешняя», «крылатые гости»?
Самоанализ урока
Тема урока «Правописание слов с безударными гласными в корне слова»
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с орфограммой «Безударная гласная в корне слова»
ЗАДАЧИ: 1) Формировать умения обнаруживать орфограмму по совокупности признаков в разных условиях деятельности;
2) Формировать знания о способах проверки безударной гласной путем подбора однокоренного проверочного слова;
3) Учить пользоваться правилом при записи слов с безударным гласным в корне.
4) Формировать общие учебные умения и санитарно-гигиенические навыки.
Урок построен по типу изучения нового материала.
Основной целью является: познакомить учащихся с орфограммой «Безударная гласная в корне слова»
Для решения первой и второй задачи выполнялись задания: №2 признаки орфограммы «Безударные гласные в корне», упражнение в обнаружении орфограммы. Применяла приёмы активизации познавательной деятельности учащихся: придавала изложению нового материала проблемный характер, подключала школьников к обсуждению, так как освоение нового материала требует от детей высокого уровня внимания и мыслительной активности учащихся.
На осуществление третьей задачи был направлен теоретический материал в учебнике.
Для проверки уровня первичного закрепления учащимися нового материала детям предлагалась разноуровневая самостоятельная работа по вариантам.
Анализ самостоятельной работы
Выполняли работу – 27 человек
Выбрали I уровень повышенной трудности – 10 человек
Выполнили без ошибок – 16 человек
Допустили ошибки:
1 – 2 ошибки – 2 человек
3 ошибки – 1 человека
Выбрали II уровень – 17 человек
Выполнили без ошибок – 14 человек
Допустили ошибки:
1 – 2 ошибки – 3 человека
Четвёртая задача реализовалась при выполнении всех заданий на протяжении всего урока.
Урок получился целостным, завершённым. Все поставленные задачи на уроке выполнены. Основной цели урок достиг.