-Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем Вам внимание.
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе Вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.
Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут.
-Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. Есть ли у вас особые пожелания друг для друга?
-Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас, и знаю - у вас всё получится!
-А сейчас откройте тетради и запишите
5 марта
Классная работа
3.Сообщение темы урока
- Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование
- Что значит исследование?
- Заглянем в толковый словарь (показ словаря)
Исследовать - значит подвергнуть научному изучению, выяснению. ( слайд 2)
- Мы все сегодня научные сотрудники и уже проделали большую исследовательскую работу. Какая дополнительная литература и другие источники вам для этого потребовались?
- Какими словарями вы пользовались? 1 группа исследователей
(виды словарей) (слайд 3,4,5,6,7)
- За работу, коллеги. Но прежде, чем определимся с объектом исследования, проведем несколько теоретических и практических мероприятий.
Неопределенная форма глагола - ----------------
4. Минутка чистописания
ть, ти, чь инфинитив.
- Почему их написали? Где они нам могут встретиться? Что знаете о новом слове? (Предположения детей.)
(слайд №8)
- В исследование входит:
цель,
объект,
гипотеза.
Цель нашего исследования: сформировать представление , что такое инфинитив
- с какой частью речи связано это понятие
- Эта часть речи и будет объектом нашего исследования.
Справка:Объектом называют предмет, на который направлена деятельность.
- Помогать при исследовании будут научные книги: учебники, словари и наши знания.
-Исследовать тему предлагаю по этапам.
- К каждому объекту мы выдвигаем гипотезу.
Справка: Гипотеза – это научное предположение, достоверность которого не доказана опытным путем.
Итак, начинаем доказывать
5.Работа по теме урока
Словарная работа (работа со словарем)
2 группа исследователей (9слайд)
корабль
Запись слова корабль в тетради, выделение орфограмм, постановка ударения.
Знакомство с этимологией слова корабль.
– Работа над значением слова корабль.
– Сколько значений имеет слово корабль? Расскажите о них.
Корабль
(Корабль)
(от греч . karabos), то же, что судно. В парусном флоте корабль - трех- и более мачтовое судно с полным парусным вооружением. В современном русском языке кораблями называются военные суда (см. Корабль военный).
Иногда воздушным кораблем называется крупный самолет, дирижабль; космическим кораблем - пилотируемый космический аппарат
А кого вы представляете когда слышите выражение « корабль пустыни»
Вариант морфологический разбор слова корабль
Вариант звукобуквенный разбор слова корабль
Продолжаем исследование.
(инсценировка)
Угадайте, что это за часть речи?
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы журналиста. Послушайте интервью.
- Что вы больше всего любите? (Люблю действовать.)
- Что вы больше всего не любите? (Не люблю предлоги и известную всем частицу.)
- Что бы вы пожелали ребятам?
Чтобы русский все ребята.
На «десятку» знали.
На письме и в разговоре
Меня употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
- О какой части речи пойдёт речь на уроке?
- Конечно же – это знакомый незнакомец Глагол.
- Почему я так сказала? (Потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё.)
(слайд 10)
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
- Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?
- Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?
- Что узнали о глаголе прошедшего времени на прошлом уроке?
- А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе? Что бы вы хотели узнать?
- Вот сейчас мы с вами выдвигаем гипотезу для каждой группы
Объект №1 ( слайд 11)
Синтаксическая роль в предложении .
Пассажирский корабль отчалил3 от пристани4.
Объект №2 (слайд 12)
Определить время и число глаголов
Идет –
шла –
убежит –
поспать –
купил –
играть -
Микроитог (слайд 13)
- Какая перед нами возникла проблема?
Ваши предположения ...
- Кто уже догадался, что будет следующим объектом нашего исследования на уроке?
(Глаголы, у которых нельзя определить время и число.)
- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.
- А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?
- Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя.) Число? (Число также нельзя определить.)
- А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.)
- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола.
- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами.)
- На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?
Объект № 3 – суффикс
(слайд 14)
Назовите «лишнее» слово в каждой группе. Своё мнение обоснуйте.
Побелка, белизна, белить.
Летать, полёт, лётчик
Раздумывать, думы, раздумья.
Как можно назвать эти слова одним словом? Почему выписанные вами слова оказались лишними?
- Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.
(слайд 15)
- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? ( оканчиваются на: -ти, -ть ,-чь.)Какой частью слова являются?
- Кто попробует сделать вывод ?
Такие глаголы имеют 3 названия.
- Какое из этих названий вам незнакомо? (Инфинитив – лат. слово «неопределённый». Почему эта форма глагола называется неопределённой?
- Для чего нам нужны эти знания?
Микроитог (слайд 16)
Объект №4
Работа с фразеологизмами -
3 группа исследователей
( слайд 17)
фразеологи?зм
Устойчивый оборот речи, свойственный определенному языку и потому дословно не переводимый на другие языки, имеющий самостоятельное значение, которое в целом не является суммой значений входящих в него слов.
В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них были зарубки, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами. Зарубить себе на носу означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.
VIII. Итог урока.
Слайд 21
- Подтверждение гипотезы.
- Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Подведем итог нашего исследования .Что нового вы узнали о глаголе?
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?
- Указывает ли на время неопределенная форма глагола?
- Изменяется ли по числам?
Слайд 22
- Итог исследования
ИНФИНИТИВ. Заимств. во второй половине XIX в. из ученой латыни, где infinitivus (modus) "неопределенное (наклонение)" — суф. производное от infinitum (< in "не" и finire "кончать") "неограниченный, неопределенный" (см. финиш). Наклонение названо было неопределенным, т. е. неясным потому, что по сравнению с изъявительным не "определено" (не имеет) с точки зрения лица и числа.
У ИНФИНИТИВА есть несколько названий: глагол неопределённой формы. Он же является начальной формой.
Слайд 23
IX. Рефлексия.
- Какое открытие вы для себя сделали?
- Интересно ли вам было на уроке?
- С каким настроением вы работали?
- Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?
- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.