МБДОУ Ярский детский сад №1 «Солнышко»
Консультация для педагогов
«Портфолио дошкольника»
Воспитатели: Ельцова Е.Г.
Технология «Портфолио дошкольника».
Портфолио – это особая методика, основной целью которого является научить детей осознавать собственные успехи в обучении, поощряя тем самым их к дальнейшему развитию. Основная идея портфолио заключается в следующем: «Пусть достижения ребенка станут осязаемыми! Давайте рассказывать о них, вселяя детям уверенность в своих силах! Давайте показывать детям, что они могут изменить себя, свою жизнь, обучаясь осмыслено, самокритично, но всегда вдохновенно! Давайте чаще их хвалить!»
Портфолио один из лучших педагогических инструментов, который позволяет всесторонне задокументировать достижения ребенка отразить динамику и вектор его развития.
Работа с портфолио решает ряд задач:
Позволяет всесторонне зафиксировать возможности ребенка, отразить динамику его развития;
Реализуется индивидуальный подход к ребенку;
Позволяет планировать работу, учитывая его способности, индивидуальную траекторию развития;
Осуществлять сотрудничество с родителями и их пихолого - педагогическую поддержку, опираясь на объективные данные;
Обеспечит преемственность между ступеням образования.
Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
Это папка с разнообразными материалами, которая характеризует особенности развития ребенка.
Портфолио дошкольника – это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил, свои интересы, желания, мечты.
Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы. Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, это позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами. В работе с дошкольниками можно использовать также электронный портфолио и портфолио-раскраску.
Виды портфолио дошкольника
Электронный портфолио является одним из новых видов. Это портфолио, основанный на применении современных информационных технологий. Использование программы Power Point позволяет быстро выполнить яркое, красочное портфолио со спецэффектами и возможностью использовать аудио- и видеозаписи. Это привлекает ребенка. Электронный портфолио мобилен, его можно быстро изменять, вносить новое. Современные родители больше готовы к данному виду, нежели к традиционному.
Портфолио-раскраска. Не всегда у педагогов, родителей хватает времени, умений для помощи в оформлении детского портфолио. Портфолио-раскраска в определенной степени способна облегчить труд взрослых. Странички портфолио можно отксерокопировать, предложить выбрать детям, раскрасить. У детей создаются определенный настрой, желание. Однако не стоит забывать, что это только начало работы, самое главное – заполнить рубрики информацией.
Основа работы над портфолио - это педагогические наблюдения.
В одних дошкольных учреждениях портфолио составляют под руководством воспитателя и хранится он в группе, в других – под руководством специалистов дошкольных организаций, третьих – портфолио составляется родителями и детьми, хранится в основном дома. Важно научить взрослых наблюдать за ребенком, замечать изменения, записывать все новое. Странички портфолио «Я уже большой», «Я - исследователь», «Смешные истории» помогут зафиксировать интересные выражения, слова, размышления, высказанные детьми.
работа с детьми.
Работа с портфолио может проводиться как индивидуально, так и подгруппой. В последнем случае дети имеют возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами, учатся защищать свои работы. При работе с портфолио педагогу необходимо грамотно и правильно строить беседу, продумать вопросы к ребенку при работе с каждой страничкой.
Взаимодействие с родителями.
Очень важно сделать родителей союзниками в этом непростом деле. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы. Портфолио может также использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, т.к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.
Портфолио дошкольника – это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов, родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливом детстве.
Разделы в портфолио детей могут быть различными. Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и дата окончания ведения .
Раздел 1. «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы его рождении, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др).
Раздел 2. «Я расту» дается информация росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год.
Раздел 3. «Моя семья» включает в себя краткие рассказы о членах семьи (можно рассказать о профессиях, увлечениях родителей, особенностях совместного времяпрепровождения с членами семьи).
Раздел 4. «Чем могу – помогу» содержит фотографии ребенка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.
Раздел 5. «Мир вокруг нас»в данный раздел вносятся небольшие творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.
Раздел 6. «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников) и т. д.
Программа Вдохновение предполагает вести работу по портфолио педагогу совместно с детьми . Один раз в неделю организуется час портфолио, где воспитатель помогает детям отобрать лучшие работы, заполнить некоторые рубрики. В данное время воспитатель может внести в портфолио вопросы, которые ребенок задавал на детском совете. Воспитатель и родители, следят, чтоб каждая страница портфолио была качественно заполнена. Портфолио хранятся в группе в открытом доступе, чтоб ребенок в любое время мог посмотреть свою книгу.