СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях семьи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возможности для приобщения ребенка с проблемами в развитии к музыке имеются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.  Именно в семье, в уютной домашней обстановке при доверительном общении ребенок с проблемами в развитии получает сочувствие, сопереживание, что может обеспечить ему необходимую поддержку и подготовить к достаточно сложным социально-экономическим условиям современной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях семьи.»

Консультация для родителей

Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях семьи.


Возможности для приобщения ребенка с проблемами в развитии к музыке имеются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.  Именно в семье, в уютной домашней обстановке при доверительном общении ребенок с проблемами в развитии получает сочувствие, сопереживание, что может обеспечить ему необходимую поддержку и подготовить к достаточно сложным социально-экономическим условиям современной жизни.

Музыка занимает важное место в развитии личности ребенка, начиная с самого раннего возраста и даже раньше — с пренатального периода, когда он уже способен слышать музыкальные звуки, интонации, мелодии.  С ранних лет ребенок способен воспринимать и впитывать ритмы и мелодии народных попевок, потешек, особенности родного языка и по-разному реагировать на изменяющийся характер музыки. Музыка является  средством релаксации, высвобождения негативных эмоций у детей, средством профилактики и коррекции личностных нарушений.

                             Так как музыка, пение, игры должны занимать важное место в условиях специально организованной коррекционной работы в семье, то задача родителей — развивать у ребенка интерес к музыке, вызывать эмоциональный отклик на нее, желание участвовать в исполнении незатейливых песен, танцев, игр и т.д. Для ребенка с проблемами в развитии музыка одновременно является и средством эстетического воздействия, и средством познания, и средством общения, и средством релаксации и коррекции.

                           Формы приобщения к музыке в семейном воспитании могут быть самыми разнообразными: семейные праздники, экскурсии в музеи, посещение профессионального театра и создание домашнего театра, различные виды развлечений (игры-забавы, веселые конкурсы и др.).

 

Семейные праздники

 

В понятие семейного досуга входят те праздники, обычаи, традиции, которые приняты в обществе и которые обычно составляют жизненный уклад семьи. Например, с давних времен в каждой семье сохранился обычай отмечать дни рождения каждого члена семьи и дарить друг другу подарки. В семье могут отмечаться и свои особые праздники, к которым заранее готовятся. Родители продумывают, как лучше организовать праздник, какие игры, забавы провести, какую музыку использовать для игр, танцев, как украсить помещение, какие сувениры, призы приготовить для виновника торжества, гостей и т.д. Дети должны быть в центре внимания в такие дни, поэтому родители могут заранее составить небольшую программу праздника, предусмотрев сюрпризные моменты. В программе праздника может быть не только застолье с любимыми угощениями , но и маленький концерт силами взрослых и детей, веселые игры, танцевальные импровизации под музыку, игра в домашнем оркестре, мини-спектакли, в которых разыгрываются сюжеты знакомых сказок (например, «Репка», «Колобок», «Теремок» и др.) Создать хорошее настроение, объединить всех детей и взрослых, присутствующих на празднике, общими чувствами всегда помогает хорошая музыка. В этом случае праздник запомнится надолго. Поэтому готовясь к предстоящему празднеству, родители заранее должны позаботиться о подборе музыки для того, чтобы всем вместе исполнить знакомые детские песенки, потанцевать под музыку, используя несложные танцевальные движения, или изобразить какую-либо смешную сценку. Перед праздниками следует рассказать детям о том, чему они посвящены и как обычно проводятся.

В праздничный день хорошо устроить небольшой домашний концерт — исполнить силами взрослых и детей соответствующие духу и настрою праздника песни, стихи, веселые частушки, забавные рассказы, показать выступление домашнего оркестра.

 

Экскурсии в музеи. Создание домашнего музея

 

Посещение любого музея — событие для ребенка яркое и запоминается надолго. Хорошо, если есть возможность сводить ребенка в музей, расширяющий его представления о художественной, музыкальной культуре. Но не всегда и не в каждой семье есть возможность устроить подобную экскурсию для своих детей, учитывая особенности их развития и те проблемы, которые возникают в связи с состоянием их здоровья. Поэтому своеобразный домашний музей можно организовать и дома, стараясь увлечь ребенка полезным делом.  В этом случае сами родители, используя соответствующую литературу, фонозаписи, могут на время стать для своих детей экскурсоводами и рассказать им о разнообразных музыкальных инструментах, показывая их изображение на картинках или, что еще лучше, использовать магнитофонные записи звучания этих инструментов. Родители сами могут познакомить ребенка с творчеством разных композиторов, собрав предварительно информацию с доступными для ребенка сведениями из истории их жизни, а также предложив послушать отдельные музыкальные произведения этих композиторов или фрагменты из них.

Домашний музей может быть создан, например, на основе коллекции детских музыкальных игрушек и музыкальных инструментов промышленного изготовления. Но это недешево, и не каждая семья может осуществить эту идею. Поэтому, можно начать с музея самодельных музыкальных инструментов, постепенно расширяя его экспозицию и привлекая ребенка к посильным действиям по изготовлению «музыкальных инструментов». Из самых разнообразных подсобных материалов — деревянных брусочков, пуговиц и ореховых скорлупок, прикрепленных на ниточки; пластиковых контейнеров из-под чипсов, киндерсюрпризов, жестяных баночек, коробочек из-под конфет и печенья и многого другого. Все эти емкости можно наполнить крупой, мелкими камешками, песком, и тогда они будут по-разному звучать. Жестяные коробочки разного размера можно превратить в барабанчики, если найти или сделать самим подходящие палочки. Стеклянные баночки или ненужные стаканы можно тоже превратить в музыкальные инструменты, наполнив их водой до определенного уровня, чтобы они по-разному звучали при ударе палочкой.

                            Домашний музей можно пополнить детскими погремушками, которые тоже звучат по-разному и достаточно ярки и привлекательны на вид. Взрослые могут использовать подобные инструменты, например, сопровождая их звучанием рассказ, сказку. Впоследствии дети, подражая родителям, сами смогут делать то же самое и даже сочинять свои маленькие сказки, изображая, например, маленькую мышку с помощью шуршащего звука, издаваемого коробочкой из-под киндерсюрприза, наполненной сыпучим материалом, или прыгающего зайчика с помощью ударов пальцами или палочками по «барабанчику» (коробочке из-под чипсов).


Домашний театр


 Начиная с 4 — 5 лет, детей уже можно постепенно приобщать к различным театрализованным зрелищам. Старших дошкольников следует приобщать к восприятию музыкально-сценических произведений — оперы, балета, мюзикла, в основе которых лежат сюжеты доступных детям этого возраста художественных произведений. Во многих городах нашей страны созданы профессиональные музыкальные, драматические, кукольные театры, в которых ставятся интересные спектакли для детей.

               Посещение театра дает огромный запас ярких, незабываемых впечатлений, которые накапливаются у ребенка и дают ему возможность, опираясь на них, передавать свое собственное отношение к окружающему в самостоятельной музыкально-театрализованной деятельности. Домашний театр помогает в удовлетворении потребности ребенка в самовыражении, позволяет реализовать накопленный физический и эмоциональный опыт.                                        Домашний театр — это не только средство развлечения. Он может быть и коррекционным, и терапевтическим средством для многих детей, нуждающихся в снятии напряжения, стресса, в разрешении конфликтной ситуации, приобретении навыков поведения в социуме и т.п.

     Родители могут организовать кукольный театр, используя для этой цели имеющиеся в доме игрушки (зайца, кошку, медведя, петушка, белочку, кукол и др.) или изготовив кукол своими руками, например, из папье-маше, из картона (плоскостные изображения для настольного театра), сшить из ткани, сделать из соломы, связать из ниток и др. Можно сделать перчаточные куклы би-ба-бо, которые надеваются на руку ребенка или взрослого, и тогда он, двигая руками, пальцами, создает определенный сценический образ.

Когда возможно, полезно привлекать к такой работе детей. Сделанные собственными руками куклы, декорации для кукольного театра доставят ребенку много радости, удовлетворения от того, что он смог это сделать, справился с этим, и в дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок или сочиняя свои сказки. Кукольные персонажи могут двигаться под соответствующую музыку: бегать, прыгать, плясать и т.д.

Спектакли могут быть не только кукольными. Дети очень любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей и т.д. И в этом родители могут помочь им, поддерживая их инициативу, изготавливая импровизированные костюмы, участвуя в этих мини-спектаклях в качестве рассказчика или в качестве одного или даже нескольких персонажей.

Вместе с родителями дети могут заранее подготовить такие маленькие представления, а затем показать своим гостям во время семейных праздников.


Литратура:


1. Скрыпник И. Логоритмические занятия // Дошкольное воспитание. – 1996. –№ 5–9. 2. М. Ю. Картушина “Логоритмические занятия в детском саду”.

3. Интегративные тенденции современного специального образования под ред. Н. Н. Малофеева. М. : Полиграф сервис., 2008.

4. Малеванов, Е. Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. (диссертация). Тамбов 2007г.