МБДОУ «Детский сад №27 » Консультация для воспитателей на тему: «Организация занятий по развитию коммуникативных умений и навыков». Подготовила воспитатель группы №1 (Р.з. Заикание) Комлева Ю.П. |
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Умственное развитие ребёнка тесным образом связанно с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками.
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, менее воспитанными, добрыми, культурными. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения, к возникновению у детей негативных форм поведения, к возникновению нежелательных конфликтов. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, разговаривая соблюдать этикет, слушать партнёра. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, на развитие коммуникативных навыков общения
У детей старшего дошкольного возраста возможно сформировать следующие умения общения:
Первый ряд умений – использовать речевые этикетные формулы(приветствие, прощание, благодарность, извинение); установление контакта(при помощи речевых и неречевых средств); выражать своё настроение; принимать ведущую роль в разговоре, не нарушая этикета(тон общения, размещение партнёров по отношению друг к другу, особенности мимики и жестикуляции);
Второй ряд умений – внимательно относиться к собеседнику, понимать его эмоциональное состояние.
Формирование межличностного общения у старших дошкольников протекает в соответствии с психолого-педагогическими особенностями их возраста.
Шестой год жизни характеризуется произвольностью поведения и психических процессов – внимания, памяти, восприятия. Детей начинают интересовать человеческие отношения и нормы поведения больше, чем жизнь животных или явления природы. Для них важно общение как со взрослыми, так и со сверстниками.
Для дошкольника становится важной оценка взрослым не его умений, а личности в целом, поэтому он старается всё делать правильно, стремиться к сопереживанию и взаимопониманию со взрослым. Под руководством взрослого даже пытается проанализировать и объяснить своё поведение. Таким образом, у детей к шести годам складывается внеситуативно-личностная форма общения со взрослыми.
Контакты со сверстниками приносят ни с чем не сравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить особые(личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми.
Уже к шести годам ребёнок начинает осознавать, что другие дети, как и он сам , имеют устойчивые, не зависящие от ситуации характер и убеждения, с которыми нужно считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и в потребности эмоциональной поддержки. Старшие дошкольники способны уже оценить не только себя, но и достоинства другого ребёнка, соответственно к нему отнестись. Общение становится важным фактором развития как своей личности, так и личности сверстника.
По данным ряда психолого-педагогических исследований, у некоторых дошкольников наблюдается снижение ведущей роли в общении, что говорит о трудностях в отношениях со сверстниками. В этом возрасте происходит уже как бы разделение детей на популярных и не популярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников. Они легко вступают с ними в контакт и достаточно свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от сверстников, они никогда не предлагают игру первыми. Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми. Внутри-личностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям эмоций: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению.
Для их предотвращения необходимо в этом возрасте обучать детей межличностному общению, развивать эмоциональную сферу. Для решения этой задачи я провожу занятия по развитию коммуникативных умений и навыков. Основная их цель – повысить осознание ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.
В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:
способствовать самопознанию ребёнка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
Помогать ребёнку прожить определённое эмоциональное состояние, объяснить что оно означает, и дать ему словесное обозначение;
учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;
учить ребёнка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории семьи;
вырабатывать у ребёнка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
учить конструктивным способам управления собственным поведением(снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.);
развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
В соответствии с поставленными задачами занятия строятся по определённым правилам:
Основные правила организации и проведения занятий по развитию
коммуникативных умений и навыков.
Используется время, когда дети в хорошем настроении, не перевозбуждены, не утомлены, лучше всего после дневного сна.
Длительность занятий не должна превышать 30 минут.
Занятия проводятся 2 раза в месяц.
Последовательность тем и этапов может варьироваться в зависимости от особенностей детей.
Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках или на полу, или за круглым столом. Круг – возможность открытого общения. Форма круга создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.
Занятия проводятся с группой детей до 10 человек.
Занятия проводятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого в основном используются:
развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры на развитие навыков общения);
психогимнастика;
упражнения на мышечную релаксацию;
этюды;
рассматривание рисунков и фотографий;
чтение художественных произведений;
обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
слушание музыки с определением эмоционального состояния, которое она передаёт;
выражение своего эмоционального состояния в рисунке;
беседы;
сочинение историй.
8. Занятие начинается с ритуала, который представляет собой игру или игрового упражнения, направленного на:
закрепление умений невербального общения: «Угадай-ка!», «Ролевая гимнастика», «Скульпторы», «Маски», «Зеркало» и т.д.
Развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Связующая нить», «Снежный ком», «Паровозик», «Комплимент», «Слепой и поводырь» и др.
развитие речевых умений: «Интонация», «Тихо-громко», «Медленно-быстро» и др.
развитие умений на распознавание чувств: «Море волнуется», «Передай маску» и др.
9. В основной части занятий используются следующие приёмы:
- развитие умения общаться без слов («Через стекло», «Угадай,что я чувствую?»)
- гармонизацию осознания имени («Имя растёт», «Ласковое имя», «Взрослое имя», «Имя и движение»)
- своевременное употребление слов благодарности («Подарок другу», «Комплимент»)
- развитие умения понимать настроение окружающих («Что можно сделать для друга?», «Зеркало»)
- развитие умения слушать собеседника («Испорченный телефон», «Кошки, собаки, коровы»)
- регулирование своего поведения («Выдержанный человек», «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе», «Принц на цыпочках»)
Беседа по ранее прочитанным сказкам и рассказам: р.н.с. «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка»; В. Осеевой «Волшебное слово», Б. Житкова «Как слон хозяина спас» и т.д.
Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц.
Проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто
рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально проживать её. Ситуации направлены на:
- закрепление умения устанавливать контакт с собеседником (зрительный контакт);
- закрепление употребления речевых этикетных формул (утреннее приветствие, прощание, благодарность и др.)
- передачу характера изображаемого персонажа (хитрый, злой, добрый) при помощи голоса и движений;
- усвоение манеры поведения в общении по методу Э. Берна;
- выражение сочувствия и сопереживания взрослым(маме), маленьким детям.
- «Что было бы, если люди перестали благодарить друг друга?»
- «Цепочка слов»: «Вежливость – это…», «Радость – это…», «Печаль – это…»;
- «Хорошо-плохо»: найти как положительные, так и отрицательные стороны сложившейся ситуации(пошёл дождь и т.п.);
- «Сказки-перевёртыши»: сочинение сказки, в содержании которой положительные герои меняются местами с отрицательными;
- «Салат из сказок»: рассказ детьми сказки из нескольких предложений.
- на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя;»
- пиктограмма (схематичное изображение лица с разным настроением).
10. Заканчивается занятие ритуалом прощания, который представляет собой игры и упражнения, направленные на:
двигательное раскрепощение: «Путаница», «Танцующие руки», «Тень», «Походки» и др.
воспитание гуманных отношений между детьми: «Подарок», «Волны», «Друг к дружке!» и др.
Необходимо помнить, что созданию эмоционального настроя у детей способствуют стиль общения педагога с детьми, структура занятий и используемые педагогические приёмы.
Как показывают исследования, культура поведения ребёнка во многом зависит от культуры поведения находящихся рядом взрослых (родителей, воспитателей). В лице взрослого ребёнок находит не образ другого человека, а, как отмечал Д.Б. Эльконин, «…образ себя через другого». Прививая детям коммуникативные умения и навыки, необходимо параллельно проводить работу с родителями в форме индивидуальных бесед, консультаций, на родительских собраниях, обучая правилам общения с детьми, друг с другом, давая рекомендации о том, как развивать у детей коммуникативные навыки.