СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квалификация профессий по предмету труда - типы профессий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентации к учебнику по Технологии. Технический труд для 8 класса, программа: Казакевич В.М., Молева Г.А., Афонин И.В. / Под ред. Казакевича В.М.

Просмотр содержимого документа
«Квалификация профессий по предмету труда - типы профессий»

Классификация профессий по предмету труда – типы профессий

Классификация профессий по предмету труда – типы профессий

Основные понятия Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам

Основные понятия

  • Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам
Классификация видов деятельности В.Н. Татищева ( XVIII век) Нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право) Полезные науки (математика, физика, биология, сельское хозяйство) Щегольские науки (литература, искусство) Тщетные науки (алхимия, астрономия) Вредительские науки (колдовство)

Классификация видов деятельности В.Н. Татищева ( XVIII век)

  • Нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право)
  • Полезные науки (математика, физика, биология, сельское хозяйство)
  • Щегольские науки (литература, искусство)
  • Тщетные науки (алхимия, астрономия)
  • Вредительские науки (колдовство)
Классификация профессий Евгения Александровича Климова  Каждый вид труда имеет следующие компоненты:

Классификация профессий Евгения Александровича Климова

Каждый вид труда имеет следующие компоненты:

Типы профессий: «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством (ветврач, зоотехник, агроном, биолог, лесник, пчеловод, геолог, почвовед). «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА» – все технические профессии (токарь, шофер, инженер, оператор станков с программным управлением, электромонтер). «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением (продавец, юрист, врач, учитель, парикмахер, официант, журналист, администратор). «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА» – все профессии, связанные с расчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности (чертежник, экономист, программист, бухгалтер, оператор связи, секретарь-машинистка) . «ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ» – все творческие специальности (маляр, архитектор, актер, художник, музыкант, модельер, облицовщик-мозаичник).

Типы профессий:

  • «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством (ветврач, зоотехник, агроном, биолог, лесник, пчеловод, геолог, почвовед).
  • «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА» – все технические профессии (токарь, шофер, инженер, оператор станков с программным управлением, электромонтер).
  • «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением (продавец, юрист, врач, учитель, парикмахер, официант, журналист, администратор).
  • «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА» – все профессии, связанные с расчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности (чертежник, экономист, программист, бухгалтер, оператор связи, секретарь-машинистка) .
  • «ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ» – все творческие специальности (маляр, архитектор, актер, художник, музыкант, модельер, облицовщик-мозаичник).
Примеры профессий

Примеры профессий

Определите свои склонности, выполнив задания дифференциально-диагностического опросника (ДДО). Предположим, что после соответствующего обучения вы можете выполнять любую работу. Но если вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? В каждой из 20 пар выберите только одну возможность и отметьте знаком «+» и знаком «-», если вам данная деятельность не нравится. 1 2 А. ухаживать за животными Б. обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) А. помогать больным людям 3 Б. составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин, компьютеров А. следить за качеством иллюстраций, плакатов, открыток Б. следить за состоянием, развитием растений

Определите свои склонности, выполнив задания дифференциально-диагностического опросника (ДДО).

Предположим, что после соответствующего обучения вы можете выполнять любую работу. Но если вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? В каждой из 20 пар выберите только одну возможность и отметьте знаком «+» и знаком «-», если вам данная деятельность не нравится.

1

2

А. ухаживать за животными

Б. обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

А. помогать больным людям

3

Б. составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин, компьютеров

А. следить за качеством иллюстраций, плакатов, открыток

Б. следить за состоянием, развитием растений

4 5 А. обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.д.) А. обсуждать научно-популярные книги, статьи 6 Б. доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать) 7 А. выращивать молодняк (животных какой-либо породы) Б. обсуждать художественные книги, пьесы, концерты А. копировать рисунки, настраивать музыкальные инструменты Б. тренировать товарищей в выполнении каких-то действий (трудовых, спортивных) 8 Б. управлять каким-либо транспортом А. сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (на экскурсии) 9 А. ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище) 10 Б. художественно оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке концерта А. лечить животных Б. искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах Б. выполнять вычисления, расчеты

4

5

А. обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.д.)

А. обсуждать научно-популярные книги, статьи

6

Б. доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)

7

А. выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

Б. обсуждать художественные книги, пьесы, концерты

А. копировать рисунки, настраивать музыкальные инструменты

Б. тренировать товарищей в выполнении каких-то действий (трудовых, спортивных)

8

Б. управлять каким-либо транспортом

А. сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (на экскурсии)

9

А. ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)

10

Б. художественно оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке концерта

А. лечить животных

Б. искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах

Б. выполнять вычисления, расчеты

11 12 А. выводить новые сорта растений 13 А. разбирать споры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять Б. конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, дома, одежда, продукты питания) 14 А. участвовать в работе кружков художественной самодеятельности Б. разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) А. налаживать медицинское оборудование Б. изучать простейшие микроорганизмы под микроскопом 15 Б. оказывать людям медицинскую помощь при ранениях и т.д. А. художественно описывать события (наблюдаемые или воображаемые) 16 А. делать лабораторные анализы в больнице Б. составлять точные описания наблюдаемых явлений, событий Б. принимать, осматривать больных, беседовать с ними

11

12

А. выводить новые сорта растений

13

А. разбирать споры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

Б. конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, дома, одежда, продукты питания)

14

А. участвовать в работе кружков художественной самодеятельности

Б. разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

А. налаживать медицинское оборудование

Б. изучать простейшие микроорганизмы под микроскопом

15

Б. оказывать людям медицинскую помощь при ранениях и т.д.

А. художественно описывать события (наблюдаемые или воображаемые)

16

А. делать лабораторные анализы в больнице

Б. составлять точные описания наблюдаемых явлений, событий

Б. принимать, осматривать больных, беседовать с ними

17 А. красить и расписывать стены помещений, поверхность изделий 18 Б. осуществлять монтаж, собирать машины, приборы А. организовывать походы в театр, экскурсии в музеи 19 Б. играть на сцене, принимать участие в концертах А. изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания 20 Б. заниматься черчением, копировать чертежи, карты А. вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада Б. работать на компьютере

17

А. красить и расписывать стены помещений, поверхность изделий

18

Б. осуществлять монтаж, собирать машины, приборы

А. организовывать походы в театр, экскурсии в музеи

19

Б. играть

на сцене, принимать участие в концертах

А. изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

20

Б. заниматься черчением, копировать чертежи, карты

А. вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

Б. работать на компьютере

Занесите плюсы и минусы в таблицу. Подсчитайте результат по колонкам. Человек-природа Человек-техника 1а 1б Человек-человек 3б 4а Человек-знак 2а 6а - - 4б 2б Человек-худ.образ 5а 7б 6б 3а - - 5б 8а 9а 10а 7а - 11а - - 8б 13б 11б - 9б 16а - 12а 10б 14а - - - 14б 12б 15а 16б 13а 17б - 15б 19а - 18а 20а - 17а - - 19б 18б - - 20б -

Занесите плюсы и минусы в таблицу. Подсчитайте результат по колонкам.

Человек-природа

Человек-техника

Человек-человек

Человек-знак

-

-

Человек-худ.образ

-

-

10а

-

11а

-

-

13б

11б

-

16а

-

12а

10б

14а

-

-

-

14б

12б

15а

16б

13а

17б

-

15б

19а

-

18а

20а

-

17а

-

-

19б

18б

-

-

20б

-

Домашнее задание Запишите наибольшее количество профессий вашего типа по результатам диагностического опросника. Определите и обоснуйте тип профессии ваших родителей.

Домашнее задание

  • Запишите наибольшее количество профессий вашего типа по результатам диагностического опросника.
  • Определите и обоснуйте тип профессии ваших родителей.
Определение коммуникативных и организаторских способностей Много ли у вас друзей с которыми вы постоянно общаетесь? Часто ли вам удается убедить большинство своих товарищей в правоте вашего мнения? Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей? Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации? Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми? Нравиться ли вам заниматься общественной работой? Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или какими-либо другими занятиями? Если возникли какие-то помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от своих намерений? Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

Определение коммуникативных и организаторских способностей

  • Много ли у вас друзей с которыми вы постоянно общаетесь?
  • Часто ли вам удается убедить большинство своих товарищей в правоте вашего мнения?
  • Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей?
  • Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  • Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
  • Нравиться ли вам заниматься общественной работой?
  • Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или какими-либо другими занятиями?
  • Если возникли какие-то помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от своих намерений?
  • Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
10) Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения? 11) Трудно ли для вас включиться в новые для вас компании? 12) Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно выполнить было сегодня? 13) Легко ли вам удается установить контакты с незнакомыми людьми? 14) Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением? 15) Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе? 16) Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств? 17) Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с незнакомым человеком? 18) Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя? 19) Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному? 20) Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

10) Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11) Трудно ли для вас включиться в новые для вас компании?

12) Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно выполнить было сегодня?

13) Легко ли вам удается установить контакты с незнакомыми людьми?

14) Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15) Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16) Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?

17) Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с незнакомым человеком?

18) Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19) Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

20) Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21) Нравиться ли вам постоянно находиться среди людей? 22) Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело? 23) Испытываете ли вы затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком? 24) Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами? 25) Любите ли вы участвовать в коллективных играх? 26) Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей? 27) Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых людей? 28) Верно ли. Что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты? 29) Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию? 30) Принимали ли вы в общественной работе в школе участие? 31) Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

21) Нравиться ли вам постоянно находиться среди людей?

22) Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23) Испытываете ли вы затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24) Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25) Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26) Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27) Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых людей?

28) Верно ли. Что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29) Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?

30) Принимали ли вы в общественной работе в школе участие?

31) Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32) Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было принято сразу вашими товарищами? 33) Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию? 34) Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей? 35) Правда ли, что вы чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходиться что-то говорить большой группе людей? 36) Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания? 37) Верно ли, что у вас много друзей? 38) Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми? 39) Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей? 40) Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

32) Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было принято сразу вашими товарищами?

33) Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?

34) Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35) Правда ли, что вы чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходиться что-то говорить большой группе людей?

36) Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37) Верно ли, что у вас много друзей?

38) Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

39) Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?

40) Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов Дешифратор коммуникативных способностей Дешифратор организаторских способностей К=Х: 20, где К – величина оценочного коэффициента; Х – кол-во совпадений с дешифратором 1 + 3 11 - 5 - 13 7 + 21 + 9 - 15 + 23 - 17 + _ 31 + 25 19 - 33 + - 27 + - 35 29 37 - + + 39 - 2 + 4 12 6 - - 8 + 14 10 22 16 + - 18 24 + - + + 20 26 32 - 28 - - + 34 30 + - 36 - + 38 + 40 -

Обработка результатов

Дешифратор коммуникативных способностей

Дешифратор организаторских способностей

К=Х: 20, где К – величина оценочного коэффициента; Х – кол-во совпадений с дешифратором

1

+

3

11

-

5

-

13

7

+

21

+

9

-

15

+

23

-

17

+

_

31

+

25

19

-

33

+

-

27

+

-

35

29

37

-

+

+

39

-

2

+

4

12

6

-

-

8

+

14

10

22

16

+

-

18

24

+

-

+

+

20

26

32

-

28

-

-

+

34

30

+

-

36

-

+

38

+

40

-

Шкала оценок коммуникативных способностей Шкала оценок организаторский способностей К 0,10 – 0,45 Оценка 0,46 – 0,55 1 Уровень проявления коммуник. способностей 2 0,56 – 0,65 Низкий Ниже среднего 3 0,66 – 0,75 0,76 – 1,00 Средний 4 5 Высокий Очень высокий К 0,20 – 0,55 Оценка Уровень проявления коммуник. способностей 1 0,56 – 0,65 Низкий 0,66 – 0,70 2 0,71 – 0,80 Ниже среднего 3 0,81 – 1,00 Средний 4 Высокий 5 Очень высокий
  • Шкала оценок коммуникативных способностей
  • Шкала оценок организаторский способностей

К

0,10 – 0,45

Оценка

0,46 – 0,55

1

Уровень проявления коммуник. способностей

2

0,56 – 0,65

Низкий

Ниже среднего

3

0,66 – 0,75

0,76 – 1,00

Средний

4

5

Высокий

Очень высокий

К

0,20 – 0,55

Оценка

Уровень проявления коммуник. способностей

1

0,56 – 0,65

Низкий

0,66 – 0,70

2

0,71 – 0,80

Ниже среднего

3

0,81 – 1,00

Средний

4

Высокий

5

Очень высокий