Список литературы:
Афанасенко, И. Д. Торговое дело. Учебник / И.Д. Афанасенко, В.В. Борисова. - М.: Питер, 2015. - 384 c
Иванов, Г. Г. Организация и технология коммерческой деятельности / Г.Г. Иванов. - М.: Academia, 2016. - 272 c
Баженов Ю. Управление снабжением и сбытом организации. Учебное пособие. - Москва: ИЛ, 2017. -154 c
Тема 3. Технологические стадии товароснабжения.
Закупка товаров — составная часть коммерческой деятельности торгового предприятия, для осуществления которой необходимо:
изучать и прогнозировать покупательский спрос;
выявлять и изучать поставщиков и источники поступления товаров;
организовывать хозяйственные связи с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки;
организовать учет и контроль за ходом выполнения договорных обязательств.
Планирование закупок состоит из следующих этапов:
1 — сбор информации;
2 — анализ потребности и возможностей (поставщика и покупателя);
3 — выбор стратегии закупки (форм товароснабжения);
4 — определение метода закупок;
5 — оперативные решения, связанные с процессом товародвижения;
6 — контроль;
7 — анализ хода выполнения плана;
8 — корректировка плана.
Принципы закупки товаров в торговле состоят в следующем:
1) на ранних этапах формирования ассортимента целесообразно закупать и продавать лишь ограниченное количество наименований товаров, чтобы коммерческие службы могли сосредоточить свои усилия на повышении качества и установлении стандартов на качество основных товаров. Только после этого можно дальше расширять ассортимент;
2) установить тесное сотрудничество на всех уровнях между товароведами коммерческих служб и технологами производства, между поставщиками и оптовыми покупателями. Приветствовать совместную работу по формированию ассортимента, формированию качества, разработки новых товаров.
Рациональная организация закупки означает приобретение товаров:
нужного качества;
в нужном количестве;
в нужное время;
у надежного поставщика;
по приемлемой цене.
Объем закупки или оптимальный размер заказа (ОРЗ) — такой уровень, при котором достигается максимальное использование складских помещений, минимизируются издержки хранения запасов.
Определение оптимального размера заказа не имеет смысла, если время выполнения заказа весьма продолжительно при значительном колебании спроса и нестабильных ценах. Во всех других случаях определение ОРЗ приведет к уменьшению издержек хранения запасов без потери качества обслуживания.
Метод осуществления операций по закупке товаров:
прямой метод предполагает установление прямых связей с розничными предприятиями;
косвенный метод предполагает покупку и продажу товаров через торгово-посредническое звено, на основе специального договора с торговым посредником.
Доставка товаров — это совокупность определенных технологических приемов и методов, позволяющих поставщикам (а это могут быть производители, посредники или импортеры) доводить ≪свои≫ товары непосредственно до предприятий торговли.
Как правило, выделяют следующие методы доставки товаров - централизованный, децентрализованный.
Централизованная доставка — завоз товаров осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявок розничных предприятий.
Децентрализованная доставка — завоз товаров производится розничными предприятиями собственным или привлеченным транспортом.
Маршруты доставки могут быть или линейные (маятниковые), или кольцевые. Линейные маршруты обеспечивают доставку товаров за один рейс в один магазин; кольцевой маршрут обеспечивает доставку товаров одним рейсом нескольким розничным предприятиям.
Величина стоимости доставки товаров зависит от следующих факторов: метода доставки, формы; маршрута доставки, технологии доставки; вида транспортных средств; организации доставки.
Частота завоза товара зависит от физико-химических свойств товаров, предельных сроков хранения и реализации, среднедневного объема продажи, размера установленных неснижаемых товарных запасов, емкости подсобных помещений, оборудования в торговом зале , минимальной нормы доставки, грузоподъемности машины, уровня расходов по доставке.
Количество заказываемых товаров зависит от частоты завоза, среднедневной реализации, размера неснижаемого запаса и остатков товаров на день завоза, для скоропортящихся — емкости холодильного оборудования.
График завоза — расписание времени отборки и доставки товаров в магазины, в котором указывают номер маршрута, дни завоза, наименование торгового предприятия, его адрес, вид транспорта, часы доставки.
Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с инструкциями ≪О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству≫, ≪О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству≫, если в договорах-поставки, контрактах, стандартах и ТУ (технические условия) не предусмотрен другой порядок приемки товаров.
Приемка товаров по количеству заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов (счета-фактур, товарнотранспортная накладная, приходно-расходная накладная, свидетельство о качестве товара, сертификат соответствия). Приемку товаров производят в определенные сроки, указанные в инструкциях. Недостачу оформляют коммерческим актом. Приемка товаров может осуществляться как на складе поставщика, так и непосредственно в магазине.
Приемка товара на складе поставщика осуществляется представителем магазина на основании доверенности на получение товара и накладной. Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка ведется по количеству мест и массе брутто или по количеству товарных единиц по маркировке на таре. Если не проводилась проверка фактического наличия товара в таре, то делается
отметка об этом в сопроводительном документе. Этим упрощается процедура выставления претензий поставщику в случае возникновения несоответствия фактического количества товара указанному при окончательной приемке.
При повреждении или отсутствии тары, а также в случае отсутствия или нарушения маркировки тары товар принимается по количеству единиц, массе нетто и качеству.
Необходимо обратить внимание на то, чтобы отпуск товара был подтвержден круглой печатью предприятия-поставщика и подписью лица, отпустившего товар. В том случае, если в ходе отпуска товара было изменено количество товара против указанного в накладной (например, при нехватке в определенный момент какого либо вида товара на складе отпущено меньше требуемого), в обязательном порядке делаются отметки об этом во всех экземплярах накладной.
На розничных предприятиях, как правило, в связи с небольшими объемами поступления товаров окончательная приемка проводится путем сплошного вскрытия тары и полной проверки товаров по количеству и качеству (этот способ часто применяется и при приемке товаров на складе поставщика).
Если количество и качество товара соответствует указанному в товаросопроводительных документах, то на накладную накладывается прямоугольный штамп предприятия (может быть использован и угловой штамп) или типовые штампы, ≪оприходовано≫, ≪получено≫ и другие, что подтверждает факт приемки товаров и соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Обязательно должна быть указана дата приемки (часто она проставляется в штампе), которая во многих случаях не совпадает с датой отпуска товаров, указываемой в накладной поставщиком.
Приемка товаров в магазине осуществляется материально ответственным лицом, например, заведующим секцией или заместителем директора магазина в зависимости от объемов деятельности и организационной структуры предприятия.