Лингвистическая игра для 5 класса.
«В стране чудесных слов»
Целб: обобщить и систематизировать знания обучающихся по русскому языку.
Задачи:
Образовательная: расширить и обобщить знания обучающихся по лексике, грамматике и орфографии; обогатить лексический запас обучающихся; расширить кругозор школьников, развивать творческий потенциал; развивать мыслительную деятельность, орфографическую зоркость, творческие способности.
Коррекционно-развивающие: коррегировать и развивить долговременную память через сохранение и воспроизведение теоретического материала;
коррегировать и развивать слуховое восприятие через выполнение инструкций учителя; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать; развивать умение слушать, вести диалог, красиво и точно выражать свои мысли; развивать мотивацию к обучению, развивать интеллектуальные способности.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к родному языку, воспитывать культуру речи.
Ход игры:
1.Приветствие команд. Капитаны представляют своих помощников. (Учащиеся делятся на две команды, которые получают задание придумать название своей команды, придумать 3 вопроса соперникам, подготовить рекламу, придумать рассказ)
2.Вопросы ведущего обеим командам.
а) Продолжите пословицу.
Гусь … (свинье не товарищ)
Правда с кривдой … (не уживаются)
Заставь дурака богу молиться …. (он и лоб расшибет)
Встречают по одежке …. (провожают по уму)
Рыба ищет, где глубже, …. (а человек, где лучше)
С миру по нитке ….. (голому рубаха)
Сколько волка не корми, … (а он в лес смотрит)
Не плюй в колодец … (пригодится воды напиться)
Не родись красивой, …. (а родись счастливой)
Не зная броду- …. (не суйся в воду)
б) Подберите фразеологизм.
Он ничего не делает. (Бьет баклуши)
Он очень счастлив. (На седьмом небе от счастья)
Избегает заслуженного наказания. (Выходит сухим из воды)
Сильно преувеличивать. (Делать из мухи слона)
Кто-то очень молод, неопытен. (Молоко на губах не обсохло)
Большая часть чего-либо. (Львиная доля)
Везде, всюду. ((На каждом шагу)
Безобидный, добродушный. (Мухи не обидит)
Стараться изо всех сил, усердствовать. ((Из кожи вон лезть)
Не отличаться большими способностями. (Звезд с неба не хватает)
Очень удивляться чему-либо. (Диву даваться)
Стараться забыть, перестать думать о ком-либо или о чем-либо.
(Выбросить из головы)
Слабое, уязвимое место. (Ахиллесова пята)
3. Команды задают свои вопросы друг другу.(Жюри оцениваетправильность и качество ответа и качество вопроса)
4. Проверяется домашнее задание – реклама. (реклама кактуса – 1-й команде, реклама джинсов без штанины – 2-й команде)
5. «Иносказание»
Команды выбирают водящих (из каждой - по одному человеку).
Они выходят за дверь. В это время каждая команда загадывает слово, имеющее много синонимов. (В данном случае ведущий их самдает командам: 1 –холодный,2 – чудесный). Когда водящие заходят, игроки произносят предложения, в которых вместо этого слова употребляются синонимы.
Необходимо быстрее отгадать слово (какая команда со скольких предложений правильно ответит)
6.Вызываются по одному человеку от каждой команды. Задание каждому отдельное. Нужно подумать и проинсценировать без слов (пантомимой) пословицу так, чтобы команда могла её назвать.
В чужие сани не садись.
Дареному коню в зубы не смотрят.
7. В это время (пока участники предыдущего конкурса думают) вызываются еще по 2 человека из обеих команд. (Конкурс на лучшего «скороговорщика»)
Два дровосека, два древоруба, два дровокола.
Шит колпак, да не по-колпаковски, надо копак переколпаковать.
Расскажу я про покупки, про крупу да про подкупки.
Три дровосека на трех дворах дрова рубят.
Задание: проговорить 3 раза быстро. Кто запнется – выходит из игры.
8. Отгадывание пословиц по представленным пантомимам.
10 Подведение итогов.