СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение 1 класс»

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»







Технологическая карта внеурочного занятия

проведённого во 2А классе МБОУ «НОШ № 19»

студенткой 3 курса группы А

Турчак Татьяной Владимировной



Проверили:

__________ Маклакова С.В., учитель 2А класса

__________ Канаева Т.Н., методист ГАПОУ АО «АСПК»

__________ Отметка за занятие





Астрахань, 2022

Учебник: Литературное чтение 1 класс, 1 часть, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.

Класс: 1А

Тип урока: урок изучения нового материала.

Тема урока: Книги - мои друзья.

Цель: Познакомить с темой урока «Книги – мои друзья»

Предметные результаты:

Сформировать

представление о том,

что такое книга, о

значении книги в

жизни человека,

уметь обращаться с

книгой

Сформировать

представление о том,

что такое книга, о

значении книги в

жизни человека,

уметь обращаться с

книгой

Сформировать

представление о том,

что такое книга, о

значении книги в

жизни человека,

уметь обращаться с

книгой

Сформировать

представление о том,

что такое книга, о

значении книги в

жизни человека,

уметь обращаться с

книгой

Сформировать

представление о том,

что такое книга, о

значении книги в

жизни человека,

уметь обращаться с

книгой

Сформировать

представление о том,

что такое книга, о

значении книги в

жизни человека,

уметь обращаться с

книгой

Сформировать

представление о том,

что такое книга, о

значении книги в

жизни человека,

уметь обращаться с

книгой

Сформировать представление о том, что такое книга, о значении книги в жизни человека, уметь обращаться с книгой.


Метапредметные результаты:

Регулятивные: 

принимать и сохра­нять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои дей­ствия по точному и оперативному ориен­тированию в учебнике.

-Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение техникой чте­ния, приемами понимания прочитанного.

-Коммуникативные: 

уметь: форму­лировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Личностные: 

осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзыв­чивость на прочитанное



Оборудование: учебник, проектор, интерактивная доска,





Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Учитель:

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Владимировна. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Садитесь.

-Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

-Ребята, проверьте свою готовность к уроку.

Учащиеся:

Приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку.

2.Актуализация знаний

Чтение стихотворения учителем



Работа в группе




Учитель:

Внимательно прослушайте стихотворение:

Ты с этой книжкой в первый раз

Пришёл в свой самый первый светлый класс,

Ты эту книгу полюбил,

Ты в ней все буквы изучил.

И как же радостно сказать:

«Умеешь ты теперь читать!»

-О какой книге идет речь? (1 слайд)

Ребята, а давайте составим с вами «Азбуку полезных слов». (слайд 2)

Будем работать в группе. Разделитесь, пожалуйста, на группы.

Давайте вспомним правила работы в группе:

1.В группе должен быть ответственный

2.Работать должен каждый на общий результат

3.Один говорит, другие слушают

4.Свое несогласие высказывай вежливо

5.Если не понял, переспроси

Задание: У каждой группы будут слова на первую букву алфавита. Вам нужно распределить слова так, чтобы они были в алфавитном порядке.

1 группа: Аккуратность, внимательность, дружба, милосердие,

2 группа: Активность, дружелюбие, забота, мудрость,.

3 группа: доброжелательность, жизнерадостность, искренность, отзывчивость.

4 группа: творчество, честность, щедрость, талант.

Ответственные группы выходят и зачитывают слова в алфавитном порядке.

В чём польза этих слов?

-Хорошо! Молодцы, ребята.

-Вы только что закончили изучать эту книгу, попрощались с ней. С сегодняшнего дня вы начинаем заниматься по другому учебнику. Сейчас вы держите его в руках

Учащиеся слушают стихотворение




Об азбуке

Аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский, авторитетный, активный и др

3.Самоопределение к деятельности

Беседа

Учитель:

-Прочитайте название учебника. (3 слайд)

На обложке написано «Часть первая». О чем это говорит?


А почему книга в двух частях.?


Правильно, авторы учебника позаботились о вашем здоровье.

-А как мы будем обращаться с книгой?

Будем надеяться, что так и будет.

-Ребята, давайте посмотрим на условные обозначения книги

(4 слайд)

-Вам уже знакомо понятие «условные обозначения», давайте вспомним, что это такое?

  • 1.Что мы видим?

  • Девочка держит учебник, значит работаем самостоятельно.

  • 2.Что мы видим?

  • Мальчик с девочкой держит учебник- работаем в паре.

  • 3.Более 2-х учащихся держат учебник-работаем в группе.

  • 4.Читаем (работаем) вместе со взрослым. Какое условное обозначение? Двое ребят работают вместе со взрослым.

  • 5. Если вы увидите условное обозначение, на котором собака, оно обозначает, что вам нужно найти информацию.

  • 6.Работаем в «Творческой тетради». Что изображено в условном обозначении? (Мальчик держит тетрадь).

  • 7. «Голубенькая книжка»-работаем со «Словарем» в конце учебника.

  • А теперь найдите на страницах учебника такие значки и назовите, где они встретились, на что указывают.


Учащиеся:

Литературное чтение.

Что есть еще и вторая часть.

Чтобы легче было носить.


Бережно


Это значки, которые указывают, что нужно делать.













Учащиеся находят в учебнике условные обозначение и рассказывают учителю.

4.Работа по теме урока


Беседа







Словарно-лексическая работа




Чтение диалога с последующей беседой






Работа с иллюстрацией





Слово об авторе












Прослушивание стихотворения С. Михалкова


Учитель:

Ребята, послушайте пословицу: (5 слайд)

«Дружба дороже денег»

-Как вы понимаете эту пословицу?


-Ребята, а кого принято называть другом?

-Есть ли у вас настоящие друзья?

-Хорошо!


-Ребята, откройте страницу 4.

-Прочитайте название раздела. (6 слайд)

Это и будет сегодня темой нашего урока.

-О чем мы будем говорить?

-Почему книги названы вашими друзьями?


-Посмотрите, на этой же странице перед вами персонажи учебника: профессор Самоваров, Аня и Ваня. Они помогут нам путешествовать по стране Литературия.

-Ребята, давайте посмотрим какие новые понятия будут встречаться.

(на доске понятия «книга», «читатель», «писатель»).(слайд 7)

-А что такое книга? Обратимся к Толковому словарю.

Для чего мы читаем книги?


-Кто такой читатель?

-Кто такой писатель?


-Давайте прочитаем диалог Ани и Вани.

-Ребята, скажите, что нам говорит Аня?

-А вы любите слушать?

-Что вам читает мама?


-Давайте теперь прочтем, что нам говорит Ваня.

-Ребята, а что Ваня любит делать?

-А у вас, ребята, есть любимые книги?

-О чем они?

-Молодцы, ребята!

-Ребята, а посмотрите на картинку. (8 слайд)

-Как вы думаете, кто изображен на картинке?

-Да, возможно, на картинке - Аня и Ваня.

- А что делают ребята?

-Хорошо, ребята!


-Ребята, а скажите, кто пишет книги для детей?

-У нас будет много встреч с разными писателями

-Давайте на странице 5 посмотрим на портрет одного из известных писателей.


Прочитайте, кто изображен на картинке? (9 слайд)


-Это замечательный поэт, знаток детских сердец – Сергей Владимирович Михалков. Родился в Москве в дворянской семье. Начальное образование получил дома, потом сразу поступил в 4 класс. Стихи Сергей Владимирович начал писать лет с девяти. В 15 лет было опубликовано первое стихотворение «Дорога». Известность С.В. Михалкову как детскому поэту принесла поэма «Дядя Стёпа». Его произведения знают во всём мире. Также Михалков написал Гимн России.

За свою долгую жизнь Сергей Владимирович Михалков написал для вас много разных произведений.

Вот некоторые из них: (10 слайд)

(«Дядя Степа», «Шел трамвай десятый номер», «Фома», «А что у вас?»).

-Можно ли представить наш мир без книг?

-Что могло произойти, если бы исчезли все книги?


Давайте послушаем отрывок из стихотворения С. Михалкова «Как бы жили мы без книг?» и узнаем, как поэт ответил на этот вопрос. (аудиозапись) (11 слайд)

Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей?..

Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!

Нет твоей любимой книжки -
'Чипполино', например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.

Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.

Как же поэт ответил на это вопрос?


-Ребята, а что сказала Аня, увидев эти фотографии?


-А вам бы хотелось узнать, как удается писателю столько интересного придумать?


-Вы обязательно это узнаете на уроках литературного чтения.

Давайте теперь на странице 5 посмотрим, какие бывают жанры. (12 слайд)

(Сказки, рассказы о детях, о животных, стихи о природе)


-Посмотрите на выставку книг. (13 слайд)

Сколько здесь всего интересного! (вывести на слайд)

Скажите, ребята, какой жанр на первой обложке и т.д.?

1.С.Михалков «Любимые сказки»

2.Валентина Осеева «Рассказы для детей»

3.Агния Барто «Стихи детям»


- Какие литературные жанры вы видите?

-А как вы догадались?

-Ребята, а какую же еще информацию несет обложка?

-Что на ней мы можем увидеть?

Давайте рассмотрим книги на стр.6. (14 слайд)

-Что написано на обложке первой книги?

-А на 2?

На 3?

Ребята, а скажите, вы знаете еще книги, которые написали эти авторы?

Если не знают: Ну ничего, если вы не знаете.

В конце 1 класса, вы поймете, как много узнали.

Когда мы читаем сказки Александра Сергеевича Пушкина, то попадаем в удивительный мир. Он написал: «У лукоморья дуб зеленый», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (15 слайд)

Лев Николаевич Толстой написал: «Три медведя», «Котенок», «Кот с бубенцом», «Филиппок».

(16 слайд)

Сергей Михалков: «Товарищи дети», «Дядя Степа», «Вот компания какая!», «Праздник непослушания». (17 слайд)

Учащиеся:

Эта пословица говорит нам о том, что дружба бесценна, и что настоящую дружбу нельзя купить за деньги.






-Книги-мои друзья.


О книгах.

Учащиеся высказывают свое мнение.








Источник знаний.

Произведение печати в виде переплетенных листов бумаги с каким-либо текстом.

-тот, кто читает книги

-тот, кто пишет книги



Аня любит слушать, когда ей читает мама.


Ответы учащихся.


Сам читать свои любимые книги.


Ответы учащихся.





Ваня и Аня.

Читают, рассматривают картинки, обсуждают….



Писатели.




Сергей Михалков.






-











Нет

.


















Если бы не было книг, нам бы было скучно, мы бы не смогли найти ответы на многие интересующие нас вопросы


Вот бы узнать, как удается писателю столько интересного придумать.


Да








Сказки, рассказы, стихи.

По обложке.


Автора, название книги.


А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Л.Н. Толстой «Муравей и голубка»

Сергей Михалков «Аисты и Лягушки».


Перечисляют, если знают.




5.Физкультминутка


Учитель:

-Ребята, вы наверно устали.

Давайте встанем и разомнемся.

Учащиеся:

Учащиеся выполняют физкультминутку


5. Продолжение работы по теме урока.







































Первоначальное восприятие


Проверка первичного восприятия


Чтение и анализ

Учитель:


-Ребята, а скажите, что говорит Ваня Ане?




-Кем называет себя Ваня и Аня?


-Ребята, посмотрите на страницу 7.

Перед вами стихотворение.

-Кто автор? Обратите внимание, автор указывается в верхнем правом углу. (18 слайд)

-Да, правильно.

Это еще один из известных писателей Самуил Маршак.

С.Я. Маршак - это знаменитый поэт, мастер стиха, человек высокой культуры. Всю жизнь он был верным товарищем и добрым другом детей.

  С.Я.Маршак рос в большой и дружной семье. Родители писателя много работали и старались вырастить своих детей трудолюбивыми и образованными. Маршак всей своей жизнью мог быть примером удивительной работоспособности, сосредоточенности и не усталости в труде.

   Учась в гимназии он уже переводил произведения древнеримского поэта Горация.

    Во время Первой мировой войны Маршак помогал детям беженцам и беспризорным.


-Ребята, давайте прочитаем название стихотворения.

-Как вы его понимаете? (20 слайд)



Сейчас я вам прочту, а вы внимательно послушайте.



-Понравилось ли вам стихотворение? Почему?



А теперь сами прочитайте стихотворение про себя.

-Ребята, чему радуется автор? Прочитайте строчку из стихотворения?

-Кому автор говорит «спасибо»?

-С чем автор сравнивает букварь?

-Молодцы, ребята!


-Давайте вы теперь прочтете выразительно.

(Учащиеся читают по четверостишью выразительно)

Молодцы!


Далее прочитать «итог» урока на странице 7.

У произведения есть автор, который его создал. Но нужен еще один очень важный человек- читатель, который откроет книгу и постарается понять, что хотел рассказать писатель. Читая, мы ведем разговор с писателем и героями его произведений.

Если останется время урока:

Беседа над загадками и пословицами.

-Ребята, откройте страницу 8.

-Прочитайте, что написано вверху страницы.


Перед вами загадки. Давайте прочитаем первую загадку.

-Что это?

-Правильно!



Давайте перейдем на следующую страницу, и прочитаем пословицы.

«Золото добывают из земли, а знания из книг».

«У Земли спутник Луна, а у человека-книга».

Ребята, как вы понимаете эти пословицы?

- Какой вывод делает профессор словами К.Д. Ушинского?

Давайте прочитаем на стр.9.



Учащиеся:

Аня! Представляешь, сколько теперь книг мы можем прочитать. Мы ведь теперь читатели.


Читателями




Самуил Маршак

















Новому читателю

Новый читатель, значит только что научившийся читать.







Учащиеся читают стихотворение про себя.

Новый читатель является к нам.


Школе и тем, кто напечатал буквы

С волшебным фонарём















Кто говорит молча?


Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно,

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь вчетверо умней.

Это книга










Знания мы можем получить благодаря книге.


Подведение итогов. Рефлексия

Учитель:

Ребята, наш урок подошел к концу.

-Как называется учебник, по которому мы с вами занимаемся?

-Как называется первый раздел учебника?

-Чьё стихотворение мы читали на уроке? Как оно называется?

-Что нового узнали на уроке?

-Что вызвало ваше удивление?


-Покажите улыбающийся смайлик, если на уроке вам было комфортно и все понятно

-Покажите грустный смайлик, если были некоторые вопросы, не все было понятно.

-Спасибо за урок! До свидания!

Учащиеся:



Литературное чтение

Книги-мои друзья

Самуил Маршак «Новому читателю»

Учащиеся отвечают.