Индивидуальное логопедическое занятие на тему: «Посуда»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- Различение форм единственного и множественного числа;
- Совершенствование навыков слогового анализа слов;
- Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование сущ. с прил. и числительными, образование существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами);
- Обучение составлению коротких описательных рассказов о посуде по плану;
Коррекционно-развивающие:
- Развитие артикуляционной моторики, общей моторики, координации речи с движением, творческого воображения.
- Развитие речевого слуха, логического мышления, памяти.
Коррекционно-воспитательная:
- Формирование навыков самостоятельности, инициативности, доброжелательности.
Оборудование: картинки с изображением посуды в количестве один, два и пять. Предметные картинки с изображением посуды. Индивидуальные зеркала. Набор игрушечной посуды. Тетради, цветные карандаши.
Предварительная работа: Рассматривание посуды, беседа о её назначении, материалах из которых она сделана, частях, из которых она состоит. Разучивание упражнений «Посуда», «Помощники».
Ход занятия.
Организационный момент (Различение форм единственного и множественного числа).
Логопед: Сядет тот, у кого на картинке тарелки (тарелка, ложка, ложки, вилка, вилки, кувшин, кувшины и т.д.
Дети садятся.
Логопед: Все справились с заданием правильно. Сегодня мы вновь будем говорить о посуде, её назначении, материалах, из которых она сделана, о частях из которых она состоит.
Артикуляционная гимнастика (Развитие артикуляционной моторики).
Логопед предлагает детям выполнить упражнения артикуляционной гимнастики: Лопаточка, Горка, Чашечка, Иголочка, Грибок, Лошадка, Чистим зубки.
Игра «Повтори, пропустив лишнее слово» (Развитие речевого слуха, логического мышления, памяти).
Логопед: Следующая игра – на внимание. Она называется «Повтори, пропустив лишнее слово». Какие правила у этой игры?
Дети: Вы называете слова, а мы повторяем, пропустив лишнее слово.
Материал для игры: чашка, чайник, тарелка; тарелка, сковорода, кастрюля; помидор, яблоко, огурец; хлеб, молоко, батон; котлета, молоко, творог.
Упражнение «Составь предложение» (Согласование существительных с прилагательными и числительными. Развитие математических навыков).
Логопед: Возьмите в руки картинки. Посмотрите внимательно, что на них нарисовано, определите цвет, посчитайте предметы.
Дети выполняют задание.
Логопед: Теперь я предлагаю вам составить предложения по своим картинкам. Послушайте, как я составлю предложение по своей картинке: У меня пять синих тарелок.
Дети выполняют задание.
Игра «Раздели на слоги» (Совершенствование навыков слогового анализа слов).
Логопед: Вспомните, как мы делим слова на слоги?
Дети: Хлопками.
Логопед: Предлагаю вам разделить слова на слоги и определить, сколько слогов в каждом слове: чайник, чашка, ложка, вилка, супница, сковорода, нож.
Дети выполняют задание.
Логопед: А теперь, угадайте, какие слова я прохлопала. Будьте внимательны! (логопед хлопает два, три, четыре раза, один раз).
Дети угадывают слова.
Физкультурная минутка «Посуда» (Развитие общей моторики, координации речи с движением, творческого воображения).
Дети встают со стульев и выполняют уже знакомое им упражнение.
Игра «Какая, какое, какой, какие?» (Образование относительных прилагательных).
Логопед: Садится тот, кто правильно назовёт посуду. Чашка из фарфора, блюдца из фарфора, ложка из серебра, кувшин из глины и т.д.
Упражнение «Большие и маленькие» (Образование существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Логопед: Я называют большую посуду, а вы – такую же кукольную. Например, синяя чашка – синенькая чашечка.
Дети выполняют задание.
Материал для упражнения: красный чайник, красное блюдце, красная чашка, жёлтый чайник, жёлтая чашка, жёлтое блюдце, зелёная чашка, зелёное блюдце, зелёный чайник и т.д.
Итог занятия (Оценка работы детей).
Логопед предлагает детям поставить работы на стенд, выбрать самые аккуратные, отметить их звёздочкой. Логопед предлагает вспомнить, в какие игры играли, какие упражнения выполняли, что понравилось.