СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастерская общения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

«МАСТЕРСКАЯ ОБЩЕНИЯ"

Просмотр содержимого документа
«Мастерская общения»



Коммуникативный тренинг


«МАСТЕРСКАЯ ОБЩЕНИЯ»



Цель программы: Помочь детям младшего школьного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Задачи программы:


1. Развитие коммуникативных навыков.

2. Развитие эмоционально-волевой сферы подростков.

3. Формирование адекватной самооценки детей.

4. Развитие социальных эмоций.


Методы: детская игра, элементы психогимнастики, специальные приемы неигрового типа, направленные на по­вышение сплоченности группы, развитие навыков общения.

Особенности проведения: занятия проводятся по 1,5 часа 1 раз в неделю.




















Занятие № 1. «Знакомство».


Цель занятия:

-знакомство ведущего с группой; создание доверительной атмосферы в группе.

Задачи:

-развитие доверия к окружающим;

-формирование опыта конструктивного взаимодействия.

знакомство и установление эмоционального контакта между участниками.

- создание доверительных отношений.

Методы: социально – психологические игры, тематическое рисование.

Материалы и оборудование: листы бумаги, карандаши, фломастеры, краски, ластик, мелки.


Ход занятия:


1.Знакомство.

Ведущий организует знакомство детей. Он берет в руки мячик и говорит, что каждому нужно сказать, когда он поймает мячик. Мячик можно бросать любому члену группы. Ведущий произносит: «Меня зовут….., а как зовут тебя?», и бросает мячик любому близстоящему ребенку.

Затем, каждому участнику раздают карточку, на которой просят написать свое имя и прикрепить ее себе на грудь. В дальнейшем, каждый раз приходя на занятие, дети прикалывают себе свою карточку на грудь.

Упражнения для первичного знакомства:

«Снежный ком». Все играющие усаживаются в круг. Ведущий объясняет условия игры: он называет своё имя, следующий игрок называет имя предыдущего игрока, а затем своё, следующий игрок называет имена двух предыдущих игроков и своё, и т.д.


2. Выработка ритуала приветствия и правил группы.

Упражнение «Здравствуй, я рад тебя видеть…». Участники группы обращаются друг к другу по очереди, заканчивая фразу: «Здравствуй, я рад тебя видеть…». Нужно сказать что – то хорошее, приятное от всей души, искреннее.

Упражнение «Импульс» на установление доброжелательных отношений и объединение детей в группе. Дети становятся в круг, взявшись за руки. Ведущий объясняет условия игры: он пожимает руку своему соседу слева, тот в ответ на пожатие слегка пожимает руку своему соседу как бы передавая «импульс» по кругу. «Импульс» передают несколько раз в одну сторону, затем в другую. После чего следует спросить каждого из участников, что они при этом ощущали.


3. Упражнение на создание атмосферы доброжелательности и доверия.

«Ласковое имя». Каждый участник группы записывает своё имя на листочке бумаги. Листочки перемешиваются и возвращаются детям в случайном порядке. Участникам игры предлагается преобразовать полученное имя в ласкательную форму (например: Оля – Олечка, Лёлик, Олюшка). Затем каждый участник зачитывает придуманные варианты. Дети оставляют себе имена, которыми бы хотели, чтобы их называли.


4. Правила группы.

Ведущий объясняет правила группы, которые существуют на этих занятиях:

  1. Быть взаимно вежливыми;

  2. Обращаться друг к другу по имени;

  3. Никого не обижать, не дразнить, не высмеивать;

  4. Поддерживать друг друга, оказывать доброжелательную помощь;

  5. Не опаздывать на занятия;

  6. Всегда сообщать ведущему о том, если не сможешь прийти на занятие.


5. Игры на развитие внимания, принятие детьми друг друга.

Игра «Свободный стул».


Для проведения упражнения ведущий встает со своего стула и становиться в центр круга. Задача участника группы, около которого справа окажется свободный стул, - хлопнуть по этому столу и назвать имя любого участника группы, исключая стоящего в центре человека, приглашая его сесть на этот стул. Тот участник, чье имя произнесено, должен встать со своего стула и пересесть на тот стул, куда его пригласили. Соответственно, освободился его стул, и др. участник группы, около кого справа окажется свободным стул, должен пригласить другого участника группы. И так далее.

Игра «Угадай, кого не стало»

Цели. Развитие внимания, наблюдательности, принятие детьми друг друга.

Дети должны догадаться, кто вышел из комнаты, и описать его.

Игра «Узнай по голосу»

Цели. Развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.

Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.


6. Творческое задание «Автопортрет».

Ведущий предлагает детям создать свои портреты в технике коллажа. В качестве материалов подойдут детские и подростковые журналы. В них много фотографий. Ребята сами выбирают и вырезают для своих портретов глаза, нос, рот, волосы и любые др. части. Приклеивают к основе, для завершения образа дорисовывают фломастерами и красками.

Затем каждый представляет свой портрет и работы вывешиваются на стенд.

7. «Автопортрет» Упражнение на стимулирование самопознания, принятие себя и окружающих. Детям предлагается нарисовать свой автопортрет при помощи карандашей, фломастеров, красок, мелков. Затем каждый ребёнок показывает свой портрет окружающим и говорит о себе несколько позитивных утверждений, например: «Я – добрый. Я – умница. Я – любопытный»

8. Рефлексия. Обсуждение занятия с целью выяснения смены состояния ребёнка в ходе занятия и выявления его ожиданий к следующим занятиям.

9. Расставание

Дети становятся в круг, улыбаются друг другу и прощаются до следующей встречи.


Выводы: в результате проведенного занятия участники группы познакомятся друг с другом, будет сформирован опыт конструктивного общения и взаимодействия со сверстниками. В группе будет создана доверительная атмосфера.

Занятие № 2. « Я – образ».

1. Приветствие.

Группа садится в круг. Инструкция: «Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так: первый участник встанет, подойдет любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему, и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день.

Игра «Связующая нить»

Цель. Формирование чувства близости с другими людьми.

Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку — бросает клубок ему еще раз. Этот прием диагностичен: можно увидеть детей, испытывающих трудности в общении, — у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.


«Пересядьте те, кто...»

Цель упражнения: помочь участникам ближе узнать друг друга.

- Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например, я скажу: "Пересядьте все те, кто родился весной" - и все, кто родился весной должны поменяться местами. При этом, тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру.

После выполнения упражнения можно спросить у участников:

- Как вы себя чувствуете?

- Как ваше настроение?

- Не правда ли, общего в нас больше, чем различий?

2.Дальнее плаванье.

Для проведения разминки требуется мячик.

Участники должны расположиться кругом. При этом не важно, будут они сидеть или стоять, ведущий тоже находиться в круге, он начинает разминку.

«Представьте себе, что мы собираемся в дальнее плаванье на прекрасном паруснике. Перед отплытием мы должны погрузить в трюм все необходимое для путешествия. Грузить можно все, что угодно, нужные и ненужные предметы и даже какие-либо понятия, например как «физика», «управление». Каждый участник за один раз должен погрузить три вещи, начинающиеся на одну букву, например: булка, бомба, бегемот. Нужно внимательно следить за погрузкой и не повторяться. Тот, у кого мяч, начинает грузить. Он произносит свои слова на одну букву и произвольно бросает мяч следующему

участнику. Кто затрудняется с определениями или грузит то, что уже погрузи до него, выбывает из игры».

Игра продолжается до тех пор, пока не останутся самые внимательные и изобретательные. В финале можно предложить поаплодировать победителям.

Игра «Возьми и передай»

Цели. Достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние.

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

3. «Я…»


«У всех нас множество ролей и различные отношения с разными людьми. Кому-то вы можите быть дочкой или сыном, школьником\школьницей, старшим братом\сестрой, младшим братом\сестрой, внуком\внучкой, племянником\племянницей, другом\подругой, няней, помощником, рабочим, членом команды. Подумай о своей жизни и обо всех ролях, которые ты исполняешь. По-разному ли ты себя чувствуешь в разных ролях? Может, в каких-то ролях ты чувствуешь себя счастливее, чем в других? В каких ролях ты чувствуешь себя важным и взрослым, а в каких маленьким и беспомощным?

Нарисуйте картину, изображающую различные роли. Вы можете найти способ показать, что вы делаете в различных ролях и как вы себя в них чувствуете?»

Обсудить выполненные работы.

4. Выполнение аппликации.

Дети должны выполнить аппликацию «Ромашка». В центр цветка вписать свое имя, на лепестках — ласкательные производные от имени или семейные прозвища, внизу на стебельке имя, с которым мама обращается к ребенку, когда сердится. Божью коровку приклеить на лепесток с обращением, которое ребенку нравится больше всего.

Домашнее задание

Дети должны расспросить родителей о своем имени, почему их так назвали. (Может, у кого-то есть «история» его имени, например: девочка родилась светленькой, как солнышко, — назвали Светочкой; или назвали в честь кого-то из родственников, так называют всех первенцев и т.п.).


5. Рефлексия. Обсуждение занятия с целью выяснения смены состояния ребёнка в ходе занятия и выявления его ожиданий к следующим занятиям.

6. Расставание

Дети становятся в круг, улыбаются друг другу и прощаются до следующей встречи.


Занятие № 3. «Автобиография»



1. Приветствие.


Участники становятся в круг. Инструкция: «Начнем сегодняшний день так. Встаем и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым. И еще одно условие: необходимо при этом встретиться взглядом с тем, с кем здороваетесь, и назвать его по имени, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза, главное никого не пропустить». После того, как все поздоровались, все становятся в круг и ведущий спрашивает: «Внимательно посмотрите, со всеми ли вы поздоровались?»


2. Обмен комплиментами.


Ведущий предлагает участникам обменяться друг с другом комплиментами. Он объясняет. Что комплимент, это выражение своих положительных отзывов о человеке. Ведущий говорит, что тот, у кого в руках окажется мячик, говорит любой комплимент тому, кому он собирается его бросить. Например, ведущий смотрит на стоящего перед ним мальчика, говорит: «Миша, ты очень добрый человек», и бросает ему мячик.


3. упражнения на взаимодействие.

«Свободный стул».

Для проведения упражнения ведущий встает со своего стула и становиться в центр круга. Задача участника группы, около которого справа окажется свободный стул, - хлопнуть по этому столу и назвать имя любого участника группы, исключая стоящего в центре человека, приглашая его сесть на этот стул. Тот участник, чье имя произнесено, должен встать со своего стула и пересесть на тот стул, куда его пригласили. Соответственно, освободился его стул, и др. участник группы, около кого справа окажется свободным стул, должен пригласить другого участника группы. И так далее.


Бумажные мячики (Снежки)

Материалы:

Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.

- Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника.

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду , вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию.



4. «Автобиография».


«Вы можете изобразить свою жизнь? Нарисуйте картину своей жизни, изобразив важные события, большие изменения и то, что для тебя важно. Например, помнишь ли ты, как ты пошел в школу? Переезжал ли ты? Приезжал ли кто-нибудь к тебе в гости? Ездил ли ты сам куда-либо? Рождался ли кто-либо у вас в семье или умирал? Есть ли у тебя особенно радостные или печальные воспоминания, которые бы тебе хотелось сюда включить?

Существует множество способов изобразить свою жизнь. Например, в виде кривой линии с отметками или в виде карты, или в виде соединенных между собой рисунков. Можешь рисовать так, как тебе захочется».

Обсуждение «Автобиографии».


5. Рефлексия. Обсуждение занятия с целью выяснения смены состояния ребёнка в ходе занятия и выявления его ожиданий к следующим занятиям.

6. Расставание

Дети становятся в круг, улыбаются друг другу и прощаются до следующей встречи.