Министерство образования Московской области
Управление образования г. Реутова
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Музыкальная хоровая школа «Радуга»
Методическая работа
Современный подход к реализации содержания и развитию творческого
мышления на уроках теоретических дисциплин
Структурное подразделение:теоретико-хоровое
Должность: преподаватель
Фамилия, имя, отчество: Мокрова Л.В.
Квалификационная категория: высшая
Предметы: сольфеджио, музыкальная литература, общее фортепиано
2019 – 2020 уч/год
Музыкальное восприятие на современном этапе.
1.Совершенствование преподавания творческих дисциплин
2.Современный урок и методы музыкального восприятия.
3.Жанры и виды современного урока.
1.Обращение к современным проблемам музыкальной педагогики, как и к общей педагогике в целом, обнаруживает необходимость в подготовке преподавателя новой формации – не узкого специалиста – предметника, а универсального образованного педагога , обладающего высокой культурой, богатым личностно-творческим потенциалом. Эрудиция и педагогическое мастерство преподавателя, его активные действия способствуют расширению кругозора его учеников. Раскрытию творческого начала и формированию духовного мира. Полвека назад А. Островский в своих «Очерках» сформулировал принципиальные важные условия успешной работы педагога -сольфеджиста: « Педагогическое мастерство необходимо для преподавания сольфеджио… ввиду непременной обязанности возбудить у учащихся интерес к занятиям. Никогда еще не удавалось добиться значительных результатов там, где царили скука и формальное прохождение сольфеджио.»
Как показывает практика, ученики легко и быстро воспринимают то. К чему испытывают эмоциональный интерес. Именно эмоциональная мотивация является наиболее действенной в обучении. В связи с этим проблема совершенствования теории и методов преподавания теоретических дисциплин сейчас актуальна как никогда. Преподавателю необходимо подстраиваться под конкретные задачи и в зависимости от возраста, степени, подготовки, психологических особенностей, разного уровня реакции, памяти, способности к анализу, особенно темперамента. Все это заставляет педагогов искать такие универсальные методы обучения, которые позволили бы учить всех, достигая при этом более или менее равной степени владения навыками усвоения программных требований, учитывая при этом индивидуальные особенности детей.
В этих условия возрастает роль творческих моментов , стимулирующих интерес к процессу, вырабатыванию волевой установки в преодолении трудностей, достижения успеха в работе и собственного удовлетворения.
2.Современный урок приобретает новые черты, изменяясь в связи с определенными социальными вопросами.
Ситуация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, точными очертаниями учебного материала и встреча с малоизученным уроком свободным, характеристики которого рождаются не сами по себе, а по велению времени, разнообразных социальных обстоятельств, благодаря усилиям педагога , выстраивающего свободный урок.
Современный урок должен быть эмоционально насыщенным. Педагог должен все время ощущать эмоциональный контакт с учащимися. Для достижения проектируемого результата в уроке .т.е. для реализации его содержания и организации деятельности педагога и ученика, существует группа средств это методы и приемы.
В конструировании современного урока теоретического цикла наиболее плодотворной представляется та, в основе которой находятся компоненты деятельности. Такая классификация разработана Ю.К.Бабанским. Автор выделил три группы методов:стимулирования и мотивации учебной деятельности, организации и осуществления учебных действий и операций. Контроля и самоконтроля. Выделенные группы методов позволяют упорядочить способы взаимосвязанной деятельности педагога и ученика.
Методы музыкального воспитания
Группа методов | цели |
| освоение способов взаимодействия с содержанием музыки | освоение и совершенствование способов музыкальной деятельности | освоение способов преодоления своей музыкальной культуры |
Методы стимулирования и мотивации учения | -Ролевая игра; -мозговой штурм | -музыцирование; -соучастие; регламентированная дискуссия | -импровизация; -учебная дискуссия |
Методы организации и осуществления учебных действий и операций | -моделирование; -художественно-творческий процесс; Интонационно-стилевое постижение музыки; -сочинение-сочиненного; -«переинтонирование» -содержательный анализ музыкальных произведений; -«художественное движение»; -пластическое интонирование музыкальных композиций; -погружение | -музыкальный театр; -интонационное модулирование; -«фонопедический» -«концентрический» | -проекты; -работа с учебником сольфеджио |
Методы контроля и самоконтроля | -синквейн; -цифровой диктант; -тестирование; -письменная работа; -зачет; -экзамен; -познавательная игра | -деловая игра; -сюжетно-ролевая игра; -прослушивание; -технический зачет | -познавательная игра; -сюжетно-ролевая игра; -собеседование; -викторина |
В вертикальной колонке - группы методов обучения. В горизонтальном – выделены три аспекта достигнутой цели процесса обучения на уроке. Соответственно конкретные методы музыкального воспитания расположены в квадратах их пересечения.
Конкретные методы являются способами взаимосвязной деятельности педагога и учащихся, поэтому они не разделяются на общепедагогические и специальные, преподавания и учения. Группа методов обучения является их педагогической основой, т.е. определяет их цель в процессе обучения. Осознание этой цели важно для преподавателя, т.к. помогает ему организовать свою деятельность и регулировать учебно-познавательную деятельность учащихся, процесс их целенаправленного обучения на уроке. Важным для педагога является и то, обстоятельство, при котором данные методы осознаются как способы деятельности самих учащихся.
Каждый урок имеет опорные элементы, которые позволяют ему сохранить свою форму в образовательном процессе.
Преподавателю необходимо определить:
*Какое место занимает конкретный урок в общей системе уроков?
*Какое предметное содержание отбирается для конкретного урока?
*В какой форме организуется деятельность учащихся на уроке?
Понятие «тип», «жанр», «вид» урока позволяют упорядочить уроки теоретического цикла по отношению друг к другу, выстроить их в определенной системе, выделить их из числа других уроков школы.
3. Жанры и виды современного урока
Жанр современного урока есть его типизированное содержание.
Жанр выступает как каркас, основа, которая уже задает правила конструирования его содержания. Основываясь на особенностях структуирования содержания , выделяются основных жанра урока:
*тематический
*творческий портрет
*творческая лаборатория
*интегрированный
Выбор вида урока не является самоцелью. Это просто средство, позволяющее создать педагогу оптимальные условия, позволяющие организовать продуктивное взаимодействие с учащимися. Использование одного из видов урока дает возможность объединить разнообразие художественной формы, педагогические приемы, программное содержание в оптимальную целостность. Выбор вида урока зависит от степени организованности, активности, мобильности класса и от умений преподавателя организовать процесс обучения по определенным правилам. Предлагаемые виды урока следует рассматривать , как ориентир, который облегчит путь к самостоятельному поиску преподавания.Вот некоторые виды современного урока:
*урок путешествие
*урок прогулка
*урок концерт
*урок экскурсия
*урок сказка
*урокпрелюдия
*урок размышление
*урок драматизация
*урок театрализация
*урок песня
*урок кроссворд
*кино-урок
*телеурок
Все методы и приемы, жанры и вид урока должны следовать из основной цели и задач урока и быть ориентированы на изменения, происходящие в учащихся, т. е. направлены не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать пополнять его.