на заседании метод. комиссии
Председатель метод. комиссии
______________Тимошенко О.В.
ДЕТАЛЕЙ ЖЕНСКИХ ИЗДЕЛИЙ».
обучения Догузова М.К.
г. Владикавказ, 2009 г.
Труханов А.Г. «Иллюстрированное пособие по технологии легкой одежды».
Труханов А.Г. «Технология женской и детской легкой одежды».
Практикум по производственному обучению профессии «Портной».
Дашкевич Л.М. «Швея, портной легкой женской одежды». Учебное пособие.
Схемы, чертежи, образцы обработки по последовательности, образцы готовых изделий, оформленная доска.
Рабочие столы, швейные машины 97-А и 1022-М кл., спецмашины 51 и 25 кл., утюги М-2 и М-5.
Ножницы № 10-12, игольница с портновскими булавками, иглы машинные № 100-110, иглы ручные № 3, 5, 7, наперсток, сантиметровая лента, резец, портновский мел, шкатулка.
Различные виды тканей для верха, прокладочные и подкладочные материалы, нитки: х/б № 40-50, шелковые № 20, армированные № 35.
деталей женских изделий».
профессии.
инструментам, материалам приспособлениям.
плакатов.
№ п/п | Наименование вопросов и их краткое содержание | Методические указания |
1 | 2 | 3 |
| I Организационная часть | |
1.1 | Приветствие учащихся | |
1.2 | Отчет общественного мастера о наличие учащихся, их готовности к уроку, комплектности инструментов и приспособлений. | Отметить отсутствующих в жур-нале. Выявленные недостатки по возможности устранить. |
1.3 | Отчет общественного механика о наличие и состоянии оборудования | |
| II Вводный инструктаж | |
2.1 | Сообщить тему занятия: «Обработка прорезного кармана в рамку». | |
2.2 | Опрос учащихся по материалу предыдущего занятия: «Обработка прорезного кармана с листочкой» и закрепление знаний уч-ся из спецпредметов. | Раздать карточки-задания, задать несколько вопросов по прошлым темам индивидуально, провести фронтальный опрос по терминологии и технике безопасности. |
| 1. Какие виды карминов вам известны и где они применяются? | Накладные, прорезные, в швах. Применяются в легкой и верхней детской, женской и мужской одежде. |
| 2. Какие виды карманов в зависимости от способа обработки листочки вы знаете? | Карманы с втачной и настрочной листочкой. |
| 3. Перечислить детали кроя, необходимые для обработки кармана с листочкой, указать направление нитей основы? | Основная деталь, н.о.-по длине; долевик, н.о.-по длине; листочка, н.о.-по длине; прокладка листочки, н.о.-по длине; подзор (для втачной), н.о.-по ширине; подкладка кармана, н.о.-по длине. |
| 4. Для чего необходим долевик? | Для предохранения входа в карман от растяжения. |
| 5. Как заготовить листочку? Правила ТБ при выполнении ВТО. | Продублировать с изнаночной стороны, заутюжить пополам изнанкой внутрь. Наличие спецодежды, резиновый коврик под ногами, целостность эл. розетки и утюга. |
| 6. Обработка подзора и его назначение? Правила ТБ при выполнении машинных работ. | Накладным швом с закрытым или обметанным открытым срезом. Выполняется из основной ткани, несет эстетическую нагрузку (чтобы в прорези кармана не была видна подкладка кармана). Наличие спецодежды, резиновый коврик на педали, целостность эл. розетки и деталей машинки, острая игла. |
| 7. Рассказать последовательность обработки прорезного кармана с листочкой с втачными концами? Правила ТБ при выполнении ручных работ. | Наметить место расположения кармана. Приметать листочку по контрольным линиям, приметать подкладку кармана вместе с подзором по верхней контрольной линии. Притачать листочку и подкладку с подзором, проверить качество притачивания. Удалить нитки приметывания, приутюжить с изнаночной стороны. Разрезать вход в карман, вывернуть и выправить листочку и подкладку кармана. Притачать свободный срез подкладки к припуску на шов притачивания листочки; обтачать концы подкладки одновременно закрепляя уголки. Обметать или окантовать боковые срезы подкладки, приутюжить готовый карман. |
| 8. Какое оборудование используется при обработке прорезного кармана с листочкой? | Стачивающие машины 97 и 1022 кл., спецмашина 51 кл., утюги М-2 и М-5. |
| 9. Какие дефекты могут возникнуть при обработке прорезного кармана с листочкой с втачными концами, причины их возникновения и способы устранения? а) Разная ширина листочки б) Вход в карман раскрывается в) Непараллельные концы листочки | Причина: непараллельные строчки притачивания листочки и подкладки Устранение: выровнять строчки Причина: не выправлены концы листочки Устранение: выправить и подтянуть концы листочки Причина: перерезан (недорезан) вход в карман в уголках, строчки заканчиваются не на одном уровне Устранение: дорезать вход в карман в уголках, продлить строчки. |
| Собрать карточки-задания. Объявить оценки за устные ответы. | Оценки выставить в журнал. |
2.4 | Объяснение новой темы: «Обработка прорезного кармана в рамку». | Тему написать на доске. |
2.5 | Разъяснение цели: на данном занятии познакомиться со способами обработки прорезного кармана в рамку. К концу занятия каждый должен обработать данный узел. | Довести до сведения учащихся, что они будут выполнять на занятии, чему научатся. |
| Карманы в рамку используются восновном при изготовлении верхней одежды. Выполняются они как на деталях верха, так и на подкладке. Несут эстетическую, функциональную и эмоциональную нагрузку. В зависимости от модели бывают различных видов: в рамку, в рамку с тесьмой-молнией, в рамку с петлей и пуговицей, в рамку из основной или отделочной ткани. В зависимости от толщины ткани различают несколько способов обработки: с 2-мя заутюженными обтачками, с 2-мя не заутюженными обтачками, с одной неразрезной обтачкой. В зависимости от толщины ткани и модели обтачки могут иметь различную ширину, они могут быть различной ширины и относительно друг друга, если это предусмотрено моделью. Длина кармана зависит от размера и от модели. | Обтачки выкраивают длиной, равной длине входа в карман + 4 см.; шириной – удвоенная ширина обтачки в готовом виде + припуск на шов. Н.О. – по длине обтачек |
2.3 | Детали кроя: основная деталь, н.о.-по длине; Долевик, н.о.-по длине; 2 обтачки, н.о.-по длине; 2 клеевые прокладки для обтачек, н.о.-по длине; подзор, н.о.-по ширине; подкладка кармана, н.о.-по длине | Клеевые прокладки выкроить по форме обтачек. Долевик - длиной, равной длине обтачек, шириной 4 – 5 см. Подзор – длиной, равной длине обтачек, шириной 7 – 8 см. Подкладка – длиной, равной удвоенной глубине кармана, шириной, равной ширине обтачек. |
2.8 | На основной детали наметить место расположения кармана. | 1-ой горизонтальной линией, определяющей вход в карман и 2-мя вертикальными, ограничивающими длину кармана. |
2.9 | Приклеить долевик в области рвсположения кармана | С изнаночной стороны |
2.10 | Продублировать обтачки | С изнаночной стороны |
2.11 | На изнаночной стороне обтачек наметить контрольными линиями ширину обтачки в готовом виде – горизонтальной и длину – вертикальной. | Линию провести параллельно срезу |
2.12 | Приколоть обтачки портновскими булавками, располагая размеченные срезы встык друг к другу, совмещая их с горизонтальной контрольной линией на основной детали, а также совмещая вертикальные контрольные линии. | |
2.13 | Притачать обтачки параллельными строчками, выполняя закрепки в начале и в конце строчек. | Частота стежков 3-4 в 1 см. |
2.14 | Удалить булавки. | |
2.15 | Проверить качество притачивания. Приутюжить строчки. | Строчки строго параллельны, заканчиваются на одном уровне, равны ширине рамки кармана в готовом виде. |
1 | 2 | 3 |
2.16 | Разрезать вход в карман | С изнаночной стороны посередине, начиная с центра, не доходя до концов кармана на 1,5 см. сделать надсечки на уголок, не дорезая до строчек 0,1-0,2 см. |
2.17 | С изнаночной стороны отогнуть уголки и приутюжить | |
2.18 | Вывернуть обтачки на изнаночную сторону и выправить. | |
2.19 | Разутюжить швы притачивания обтачек. | До полного прилегания, через увлажненный проутюжильник. |
2.20 | Обогнуть обтачками швы притачивания | |
2.21 | Приутюжить рамку. | |
2.22 | Проложить закрепляющие строчки в шов притачивания обтачек. | С лицевой стороны |
2.23 | Настрочить подзор на подкладку кармана. | Ширина шва 0,1-0,2 см. от подогнутого края. Частота стежков 3 – 4 в 1 см. |
2.24 | Притачать верхний срез подкладки вместе с подзором к припуску верхней обтачки. | |
2.25 | Притачать нижний срез подкладки к припуску нижней обтачки. | |
2.26 | Обтачать концы подкладки, одновременно закрепляя уголки. | |
2.27 | Обметать или окантовать концы подкладки. | |
2.28 | Приутюжить готовый карман. | С лицевой стороны через увлажненный проутюжильник. |
2.29 | Дефекты: а) разная ширина обтачек б) раскрывается вход в карман в) обтачки не располагаются встык в концах кармана | Причина: разная ширина шва притачивания обтачек Устранение: выровнять ширину шва на обтачках Причина: недостаточно выправлены обтачки и уголки кармана Устранение: выправить обтачки и уголки Причина: несоответствие ширин обтачек ширине рамки в готовом виде Устранение: увеличить ширину обтачек |
| III Текущий инструктаж | |
3.1 | Упражнения учащихся в выполнении обработки верхнего среза юбки притачным поясом. | Добиться, чтобы учащиеся выполняли операции наиболее рациональными способами с наименьшим количеством ошибок и недостатков. |
3.2 | Практический показ операции | |
3.3 | Наблюдение за правильностью выполнения технологических приемов. | В процессе обхода рабочих мест следить за работой всех учащихся, давать по ходу наблюдения необходимые указания, исправлять и предупреждать ошибки, обращать внимание на недостатки в работе. Не давать учащимся готовых указаний относительно того, как исправить ошибки, а добиваться того, чтобы они сами нашли способы их устранения. Обеспечивать правильный режим труда. |
3.4 | Наблюдение за организацией труда и рабочего места. | |
3.5 | Наблюдение за соблюдением правил безопасности труда. | |
3.6 | Пресечение небрежного отношения к инструментам и оборудованию. | |
3.7 | Дать опережающее задание сильным учащимся. | |
3.8 | Контроль за качеством выполняемой работы. Разъяснение, советы. | |
3.9 | Повторный показ приемов и способов выполнения работ индивидуально на рабочих местах учащихся. | Индивидуальная работа со слабыми учащимися: |
| IV Заключительный инструктаж | |
4.1 | Подвести итоги рабочего дня. | Ответить на вопросы учащихся |
4.2 | Закрепить пройденный материал занятия, отметить степень достижения цели. | |
4.3 | Провести краткий разбор занятия: а) отметить дисциплину учащихся б) указать на недостатки в работе и типовые ошибки в)выделить наиболее активных учащихся г) оценить работу учащихся на занятии | Указать способы устранения ошибок Выставить оценки в журнал |
4.4 | Дать задание на самоподготовку | Задание написать на доске |
4.5 | Убрать рабочие места | Сделать запись в журнале о наличие и исправности оборудования |
4.6 | Назначить дежурных | По списку |
4.7 | Убрать учебно-производственную мастерскую | Закрыть цех |