СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 13

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ



УТВЕРЖДАЮ

Директор ФКП ОУ № 13

__________ А.А. Поплавская

«____» _________2020 г.





Методическая разработка открытого урока

по учебной дисциплине

Безопасность жизнедеятельности





Профессия: 35.01.03 Станочник-обработчик

Квалификация: станочник-распиловщик 3-4 разряд

Форма обучения - очная












п. Суда

2020 г.



Данная методическая разработка создана на основании Рабочей программы по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» профессии среднего профессионального образования (далее — СПО) 35.01.03 «Станочник-обработчик», в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (далее – ФГОС) и является вспомогательным инструментом для преподавателя в реализации учебного процесса. Методическая разработка включает в себя материал по проведению открытого урока по теме «Чрезвычайные ситуации техногенного характера», на примере трагической аварии на Чернобыльской АЭС.

Цель методической разработки: формирование вспомогательной базы данных по методологии и планированию образовательного процесса для преподавателя.

В процессе изучения данной темы создаются условия для развития творческого мышления обучающихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Обучающиеся получают прочные знания о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, их закономерностях.


Организация – разработчик:

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 13


Разработчик: Поплавская Н.В. - преподаватель


Рассмотрена и рекомендована к использованию методической комиссией, протокол № ___ от ___________________2020 г.
































1. ВВЕДЕНИЕ

Безопасность жизнедеятельности (БЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. В задачи БЖ входит: предвидеть опасность; распознать опасность; классифицировать опасность; избегать опасности; правильно действовать в опасной ситуации. В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни.

Знание БЖ - один из важнейших источников формирования культуры безопасного поведения человека. Оно помогает каждому человеку не только предвидеть, но и не допускать те или иные чрезвычайные ситуации и катастрофы.

Весь курс БЖ содержит богатейшие возможности для воспитания обучающихся, формирования у них высоких моральных качеств. В процессе изучения раздела «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» создаются условия для развития их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Обучающиеся получают прочные знания о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях, способах спасения и сохранения своей жизни и жизни окружающих людей.

Планируя урок, я ставлю перед собой цель создания условий для усовершенствования и систематизации имеющихся знаний и умений, осознания комплексного межпредметного характера изученного материала, формирование обобщенных способов работы, системного мышления, развитие аналитических способностей, навыков самостоятельной умственной деятельности, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Для достижения поставленных целей в своей работе использую проектную технологию, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии.

Урок проводится с обучающимися учебной группы «Станочник-обработчик».

Тема программы: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера»

Тема урока: «Трагедия на Чернобыльской АЭС».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: смешанный.

Форма урока: ролевая игра «судебный процесс».

Методическая цель: создание условий для формирования знаний, умений и общепредметных компетенций обучающихся.

Цели:  

- Обобщение представлений обучающихся об особенностях поведения людей при возникновении чрезвычайной ситуации.

- Контроль по теме, используя сочетание разных форм устной и письменной проверки.

- Формирование способности рассматривать события и явления с точки зрения безопасности, грамотно и адекватно оценивать сложившуюся обстановку.

Задачи урока:

1. Образовательные:

- обобщить и закрепить знания обучающихся по теме «Чрезвычайные ситуации техногенного характера».

2. Развивающие:

- проводить поиск нужной информации в источниках разного типа.

- критически анализировать источник (характеризовать авторство источника, время, цели его создания)

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

- формулировать собственную позицию.

3. Воспитательные

- способствовать воспитанию уважения и толерантного отношения к окружающим.

- воспитывать устойчивый интерес к безопасности жизнедеятельности.

4. Здоровье - сберегающая:

- профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Межпредметные и внутрипредметные связи: связь с изученным ранее материалом, связь с  экологией и историей.















2. ПЛАН УРОКА

Технологическая карта урока:

Этапы урока

Дидактическая цель

Метод обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент

Формирование рабочего настроя и общей атмосферы занятия

Беседа, фронтальный опрос

Приветствие обучающихся, настрой на работу.

Приветствие преподавателя

  1. Постановка темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности

Обоснование знания темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности, получение новых знаний путем постановки и решения проблем, основанных на общении и систематизации имеющихся знаний.

Создание проблемной ситуации

Ставит проблемный вопрос, выводя обучающихся на формулирование цели и задачи, темы занятия.

Формулируют тему занятия, ставят цель и задачи урока, планируют результат.

  1. Ознакомление с новым материалом

Поэтапное обсуждение хода решения проблемы, подведение итогов, выводы.

Погружение в ролевую игру. Беседа, дискуссия, фронтальный опрос.

Следит за ходом ролевой игры, направляет обучающихся, подводит к главным выводам.

Активно участвуют в дискуссии, ролевой игре.

IV. Закрепление изученного материала

Оценка действий, знаний и умений.

Самостоятельная работа

Работа с раздаточным материалом.

Выполнение самостоятельной работы.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Осмысление и анализ проделанной работы, рефлексия, обобщение результатов.

Беседа, фронтальный опрос.

Подводит итог занятия, фронтальная работа с обучающимися

Слушают преподавателя, если возникают вопросы, задают их, рефлексируют.

 Ход  урока:

1.Организационный момент: Приветствие обучающихся, проверка по списку обучающихся, настрой на работу.

2. Постановка темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности:

Апрельская ночь началась как обычно:

Весна расцветала и Припять текла.

И служба неслась в караулах привычно.

И не было в душах предчувствия зла.

Царило вокруг предвкушение мая.

Черемуха пахла над тихой рекой…

И спала страна – необъятна, родная,

И был в каждом доме уют и покой.

Владимир Бояновский


26 апреля 1986 года произошла страшнейшая катастрофа в истории человечества. И спустя 25 лет этот день заставляет нас задуматься о возможных последствиях деятельности человека, о нашем неоплатном долге перед теми, кто, рискуя собственной жизнью, спас мир от радиоактивной катастрофы. Память о трагедии незаживающей раной останется в душе нашего народа. Подвиг, который осуществили ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, никогда не будет забыт. Горько осознавать, что с каждым днём этих героев становится все меньше. Об их подвиге должны помнить мы все.

Давайте сформулируем тему нашего занятия, какие цели и задачи мы сегодня поставим перед собой и каких результатов мы хотим сегодня достигнуть? (Обучающиеся формулируют тему, ставят цели и задачи, предполагаемые результаты и записывают их в рабочие листы Приложение 1).


3. Ознакомление с новым материалом:

Погружение в ролевую игру.

7 июля 1987 года начался суд над руководителями Чернобыльской АЭС, допустившими самую страшную катастрофу в истории атомной энергетики. Давайте сегодня мы окунемся в атмосферу прошлого и попробуем разобраться, что же случилось 26 апреля 1986 года, кто виноват и какие меры были приняты и дадим оценку событиям прошлого.

Для этого мы с вами сегодня воссоздадим судебный процесс. У нас будет несколько рабочих групп: 1- судьи, 2-эксперты, 3-подсудимые, 4- прокурор-обвинители.

(Обучающимся заранее был выдан материал для подготовки Приложение 2, они распределились на группы и каждая группа подготовила выступление).

Выступление 1-й группы судей: Добрый день, сегодня заслушивается дело по факту трагедии на Чернобыльской АЭС. Сегодня мы заслушаем стороны обвинения и защиты. Заслушаем мнение экспертов и зачитаем свидетельские показания. На скамье подсудимых шесть человек: директор станции Виктор Брюханов, его заместитель Анатолий Дятлов, главный инженер Николай Фомин, начальник смены Борис Рогожкин, начальник реакторного цеха № 2 Александр Коваленко и инспектор Госатомэнергонадзора Юрий Лаушкин. Всем предъявлено обвинение по трём статьям: "Халатность", "Злоупотребление служебным положением" и "Нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях". Приступим к судебным прениям.

Выступление 4-ой группы: Мы бы хотели вначале зачитать свидетельские показания и дать слово экспертам:

«Я почувствовал первый удар. Он был сильный, но не такой, какой произошел затем через одну-две секунды. Тот уже был как один длинный удар или два, но следом друг за другом. Первоначально я подумал, что произошло что-то с деаэраторами над щитом управления 4-м блоком. Вслед за звуком удара с фальшпотолка посыпалась облицовочная плитка. Посмотрел на приборы. Картина была плохая. Стало понятно - произошла авария крайней степени тяжести. Потом выскочил в коридор, чтобы пройти в центральный зал. Но в коридоре пыль, дым. Я вернулся, чтобы включить вентиляторы дымоудаления. Потом пошел в машинный зал. Там обстановка кошмарная. Из разорванных труб в разные стороны хлестала горячая вода, она сильно парила. Видны были вспышки коротких замыканий электрокабелей. Значительная часть машинного зала оказалась разрушенной. Упавшей сверху плитой перебило маслопровод, масло вытекало, а его в специальных емкостях находилось до 100 т. Потом направился на улицу, обошел 4-й блок, увидел разрушения, пожары на кровле".

"Раздался удар. Я подумал, что полетели лопатки турбины. Потом - опять удар. Посмотрел на перекрытие. Мне показалось, что оно должно упасть. Мы пошли осматривать 4-й блок, увидели разрушения и свечение в районе реактора. Тут я заметил, что мои ноги скользят по какой-то суспензии. Подумал: а не графит ли это? Еще подумал, что это самая страшная авария, возможность которой никто не описывал".

"Тут вижу, что включается сигнал оповещения об аварии с 4-го блока. Я побежал туда. Встретились ребята. Они были очень грязные и возбужденные. Наконец машзал. Он интересовал меня в первую очередь, так как там запасы водорода и машинного масла - все это огнеопасно. Вижу, кровля рухнула. Потом побежал на щит управления 4-м блоком. Спросил: "Льете ли воду для охлаждения реактора?". Мне ответили, что льют, но куда она идет и сами не знают.

Как вы знаете, Чернобыльская авария - крупнейшая катастрофа в истории мирного атома. Взрыв выбросил в воздух более 50 тонн летучих РВ. Чернобыль в 600 раз превзошёл Хиросиму по мощности загрязнения окружающей среды. Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу. Мы передаем слово эксперта для восстановления картины той ночи.

Выступление 2-ой группы экспертов: Чернобыльская атомная станция расположена вблизи города Припять, в 18 километрах от города Чернобыль, в 16 километрах от границы с Белоруссией и 110 километрах от Киева. Печально известна в связи с аварией, произошедшей 26 апреля 1986 года. Ко времени аварии на станции функционировало 4 ректора. Всего планировалось ввести до 12 реакторов.

26 апреля 1986 год. (Четвёртый блок Чернобыльской АЭС) примерно в 1:23:50 на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел взрыв, который полностью разрушил реактор. Здание энергоблока частично обрушилось, при этом, как считается, погиб 1 человек. В различных помещениях и на крыше начался пожар. Впоследствии остатки активной зоны расплавились. Смесь из расплавленного металла, песка, бетона и частичек топлива растеклась по подреакторным помещениям. В результате аварии произошёл выброс радиоактивных веществ, с различным периодом полураспада от 8 дней до 30 лет. Положение усугублялось тем, что в разрушенном реакторе продолжались неконтролируемые ядерные и химические (от горения запасов графита) реакции с выделения тепла с извержением из разлома в течение многих и многих дней с продуктами горения высокорадиоактивных элементов и заражении ими больших территорий. Остановить активное извержение радиоактивных веществ из разрушенного реактора удалось лишь к концу мая 1986 года мобилизацией ресурсов всего СССР и массовым переоблучением тысяч ликвидаторов.

Просмотр отрывков фильма про аварию на Чернобыльской АЭС, обучающиеся по группам дают комментарии по просмотренному материалу.

Выступление 3-ей группы обвиняемых: защитные речи каждого подсудимого.

Выступление 1-й группы судей: вынесение приговора.

Группа экспертов рассказывает о последствиях аварии:

Французские и американские ученые, исследовав нашу зону отчуждения, пришли к заключению, что радиация повлияла на местных животных значительно сильнее, чем считалось раньше. Выброшенная 26 апреля 1986 года при аварии на ЧАЭС доза продолжает действовать на обитателей близлежащих лесов и полей через загрязненную почву, воду и пищу. Таков главный вывод исследования Национального центра научных исследований Франции и университета Северной Каролины (США), чьи сотрудники два года изучали ситуацию в Припяти. Количество животных резко уменьшилось, хотя ранее считалось, что за 20 лет после аварии они бурно размножались. Исследование показало, что количество шмелей, мотыльков, пауков, кузнечиков и других беспозвоночных на загрязненной радиацией территории значительно меньше, чем на незагрязненной (результаты наблюдений за волками, лисами, зайцами, белками и другими животными еще не подведены). "Некоторые виды попросту вымерли", - сказал в интервью Reuters исследователь Анерс Моллер. Исследователи выяснили, что животные, которые живут поблизости Чернобыльского реактора, имеют больше мутаций - в частности изменение цвета, меньше конечностей, чем у нормальных животных. Нашли ученые и растения, которые сильно изменились под воздействием радиации.

Памяти героям Чернобыля

Чернобыльская авария - крупнейшая катастрофа в истории мирного атома. Взрыв выбросил в воздух более 50 тонн летучих РВ. Чернобыль в 600 раз превзошёл Хиросиму по мощности загрязнения окружающей среды.

В первые же часы к месту ЧС прибыли специалисты-атомщики и пожарные для ликвидации аварии - "ликвидаторы", они ещё не знали насколько высоки и опасны дозы радиоактивного заражения. Надо было прежде всего потушить пожар, чтобы огонь не перекинулся на другие энергоблоки. Если бы это произошло, катастрофа приняла бы планетарный масштаб.

Уже через 7 минут после сигнала тревоги на АЭС приехали пожарные расчеты. Пожарные совершили подвиг - отвели беду, спасли тысячи жизней. Но доза радиации, которую получили пожарные, оказалась очень высокой... Жить им оставалось всего 2 недели… Настолько коварна радиация...

В течение дня 27 апреля, очень много пожарных расчетов из других городов (Ирпеня, Броваров, Боярки, Иванкова, Киева) были задействованы на откачку воды из нижних уровней станции автоцистернами и ПНС. От перекачиваемой воды светило около 200 - 500Р (в ней содержалось яд.топливо). Воду откачивали, часто используя гидроэлеваторы (…это возня с эжектором, который постоянно забивается мусором, возня с кучей рукавов и т.д.), думаю, что и эти бойцы не менее герои, чем караул Правика...

Тогда же, 26 апреля при аварии на ЧАЭС погибли 24 человека из оперативного персонала Чернобыльской станции.

Подвиг пожарных Чернобыля вызвал чувства глубокого восхищения и благодарности не только у граждан Советского Союза, но и у жителей всей планеты. 

Пройдут года, но разве кто забудет,

Тот рок весны, тот ядерный синдром

Но кто там был, им легче уж не будет,

Он с той "войны" навечно облучен.

Но надо жить, терпеть, не падать разом,

Любить природу, слушать птичий звон.

Но позабыть тот год и взрыва атом

Тебе не даст Чернобыльский синдром.

В.Зайцев

4. Закрепление изученного материала

Благодарю вас за вашу замечательную подготовку к занятию, ваши выступления, судебный процесс завершен. А я прошу открыть карточки (Приложение 3) для самостоятельной работы и ответить на вопросы (Обучающиеся начинают самостоятельную работу).


5. Подведение итогов урока. Рефлексия

Выставление оценок за урок. Также я попрошу оценить вашу деятельность на уроке и ту информацию, которую вы сегодня получили. Откройте карточки с рефлексией (Приложение 4) и выполните задание. «Чемодан, мясорубка, корзина»,  предлагаю выбрать, как поступить с информацией, полученной на уроке.

Чемодан – информация, которая пригодится в дальнейшем, то, что возьму с собой.

Мясорубка – всё обдумаю, переработаю информацию.

Корзина – выброшу, это мне не нужно.

Спасибо за прекрасный урок.



3. ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Рабочие листы

Тема урока

Цель и задачи урока

Что хочу узнать и получить от урока

Новые знания





















2. Материал для подготовки

Судебный процесс проходил в городе Чернобыле. Он находился в 12 километрах от Чернобыльской АЭС и подвергся меньшему радиационному заражению, чем Припять. Хотя город попал в 30-километровую полосу отчуждения и его жители были эвакуированы, какое-то время там можно было находиться без ущерба для здоровья. По советским законам суд должен был проходить как можно ближе к месту преступления, и Чернобыль оказался оптимальным вариантом для недолгого процесса.

На скамье подсудимых оказалось шесть человек: директор станции Виктор Брюханов, его заместитель Анатолий Дятлов, главный инженер Николай Фомин, начальник смены Борис Рогожкин, начальник реакторного цеха № 2 Александр Коваленко и инспектор Госатомэнергонадзора Юрий Лаушкин. Всем было предъявлено обвинение по трём статьям: "Халатность", "Злоупотребление служебным положением" и "Нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях".

Лаушкин, будучи инспектором, вряд ли мог как-то влиять на аварию и оказался на процессе в роли козла отпущения. Так же как и начальник реакторного цеха Коваленко, который и не присутствовал на станции в ту роковую ночь.

Брюханов почти не защищался в суде, рассчитывая на снисхождение за хорошее поведение. Фомин после аварии испытывал серьёзные психологические проблемы. До начала судебных заседаний он попытался покончить с собой. Позднее, уже в процессе отбывания наказания, его состояние настолько ухудшилось, что его освободили и перевели в психиатрическую клинику. Единственный, кто был настроен на битву с судьями и экспертами, стал заместитель директора станции Дятлов.

Сопротивление

Судебная коллегия. Фото Владимир Репик / Фотохроника ТАСС

Экс-заместитель директора станции Анатолий Дятлов с самого начала воспринимался как главный виновник случившегося. Именно он контролировал проведение испытаний, в ходе которых 26 апреля планировалось выяснить, смогут ли турбогенераторы в режиме выбега (то есть с использованием инерции механизмов после их аварийного отключения) выработать достаточное количество энергии для включения насосов аварийного охлаждения.

Подсудимый явился на суд после нескольких месяцев болезни, он получил облучение 390 бэр (биологический эквивалент рентгена), но не стал пассивным наблюдателем. Он активно спорил с экспертами, пытался задавать им встречные вопросы и соглашался лишь частично признать вину. По его мнению, действия персонала в любом случае не могли привести к взрыву реактора, если бы не конструктивные особенности, о которых работники вообще не были осведомлены.

Дятлов настаивал на том, что его действия в ту ночь не являлись грубыми нарушениями инструкций. Он также подчеркнул, что не знал о падении мощности реактора перед началом испытаний, поскольку покидал блочный щит управления (БЩУ), чтобы сходить в туалет. Если бы он об этом знал, то приказал бы остановить испытания. Впрочем, свидетели не подтверждали слов Дятлова и не видели, чтобы он покидал БЩУ.

Эксперты, выступавшие на суде, частично признали справедливость его слов о недостатках реактора, но нашли изящную формулировку, устроившую суд: "Реактор не опасен при правильном использовании". То есть, если бы персонал не совершил ряд действий, авария никогда бы не произошла даже с учётом недостатков реактора. Эта формулировка удовлетворила суд.

Дятлов, Фомин и Брюханов были приговорены к десяти годам заключения. Рогожкин получил пять, Коваленко — три, Лаушкин — два года лишения свободы. Брюханов вышел по УДО в 1991 году. Фомин в 1988 году был переведён в психиатрическую больницу. Дятлова освободили по состоянию здоровья в 1991 году.

"Вы нажимаете тормоз, но срабатывает газ"

После освобождения Фомин уехал в Россию и не общался с журналистами. Брюханов время от времени давал интервью, но большого интереса у журналистов он не вызывал. Всё же он был не специалистом по ядерной физике, а "завхозом". К тому же в момент взрыва мирно спал у себя дома и не мог поведать каких-то интересных подробностей.

А вот Дятлов начал настоящий крестовый поход в защиту своего имени. Он не только давал долгие, обстоятельные интервью, но и написал книгу, в которой раскрыл свою версию случившегося.

На простом примере Дятлов объяснял, почему персонал нельзя винить в аварии. "Вы едете за рулём и хотите сбросить скорость. Нажимаете на педаль тормоза, но вместо этого газ прибавляется. Кто будет виноват в произошедшей аварии: водитель автомобиля или его конструктор?" — писал он.

По версии Дятлова, персонал просто не знал о том, что из-за их действий может произойти подобная авария. Ни в каких инструкциях по эксплуатации это не сообщалось. Считалось, что реактор имеет надёжную защиту. Достаточно нажать кнопку АЗ-5, которая аварийно глушит реактор.

Именно это и было сделано персоналом в ту роковую ночь. После нажатия этой кнопки управляющие стержни входят в активную зону и заглушают реактор. Однако из-за концевого эффекта (вытеснители стержней были сделаны из графита и при погружении в активную зону вызывали кратковременный всплеск реактивности, что было неопасно при штатном режиме работы реактора) эти стержни сработали не как педаль тормоза, а как педаль газа, что и привело к трагедии. Ведь реактор из-за действий персонала давно уже не работал в штатном режиме.

Дятлов оправдывался тем, что об этой особенности он попросту не знал, поскольку она не была указана в эксплуатационных документах и инструкциях. А все прочие их действия в ту ночь даже чисто теоретически не могли бы привести к взрыву реактора. Со слов Дятлова выходило так, что аварийная защита, которая была призвана защитить реактор, сама же его и взорвала.

Так кто же виноват?

В настоящее время наиболее популярной версией трагедии является следующая. К взрыву привело редкое сочетание факторов: как действия персонала, так и особенности конструкции РБМК. Персонал своими действиями привёл реактор в аварийное состояние, а система защиты из-за конструктивных особенностей усугубила ситуацию.

Часть вины за аварию нельзя снять с персонала. Именно его действия привели к возникновению аварийной ситуации. Если бы Дятлов после резкой потери мощности, которая произошла перед началом испытаний, приказал заглушить реактор и прекратить испытания или аккуратно вернул мощность на уровень, требуемый регламентом, ничего бы не произошло. Но испытания были начаты на мощности, значительно ниже регламентной, и при пониженном оперативном запасе реактивности. После включения режима выбега контроль за процессами был утерян.

Определённая часть вины лежит и на создателях реактора, допустивших существование концевого эффекта стержней, из-за которого аварийная защита послужила детонатором взрыва.

Сами по себе действия персонала не могли привести к взрыву, если бы не особенности конструкции. Но и несовершенство аварийной защиты не могло привести к взрыву, если бы не действия персонала. По отдельности ни то ни другое не привело бы к трагедии.

После аварии на Чернобыльской АЭС реакторы РБМК были доработаны. Но ответственность за аварию понесли только работники станции, часть из которых вообще не имела отношения к роковым испытаниям.

Версия о запланированной катастрофе

Сторонники версии о злом умысле вообще считают, что опасные испытания были организованы специально, чтобы спровоцировать катастрофу. Они указывают на то, что рядом с Припятью находилась сверхсекретная радиолокационная станция Дуга, которая и была главной целью операции. Из-за аварии она так и не начала работу. Вдобавок эта авария была тяжелейшим финансовым и имиджевым ударом по СССР. Однако в таком случае непонятно, кто мог быть инициатором такой сложнейшей операции, откуда он мог знать об особенностях секретного реактора и как вообще можно было спланировать всё это. Кроме того, подобные эксперименты уже неоднократно проводились на энергоблоке № 3 и прошли без каких-либо погрешностей. Программа испытаний была утверждена на всех уровнях, в том числе и разработчиками РБМК.



3. Карточка для самостоятельной работы

Вопросы

Ответы

1. Какой факт о Чернобыльской трагедии произвел на вас самое большое впечатление?

2. Почему необходимо знать о трагедии в Чернобыле?

3. Нужны ли атомные станции? Можно ли обойтись без них?

4. Почему Землю можно назвать "хрупкой" планетой?

5. Как вы считаете, достаточно ли только знаний для безопасной эксплуатации атомной станции?

6. Перечислите качества, которыми должен обладать человек, "укрощающий" ядерную энергию.






4. Карточка для рефлексии.

«Чемодан, мясорубка, корзина»,  предлагаю выбрать, как поступить с информацией, полученной на уроке.


Чемодан – информация, которая пригодится в дальнейшем, то, что возьму с собой


Мясорубка – всё обдумаю, переработаю информацию.


Корзина – выброшу, это мне не нужно.