В помощь педагогу дополнительного образования
методические рекомендации
Учет возрастных особенностей детей при организации
работы творческого объединения
Учебный процесс в дополнительном образовании должен базироваться на гигиенической основе, что предполагает:
Многих родителей интересуют вопросы: Куда отвести ребенка, чтобы он получил лучшее дополнительное образование, как выбрать то, что для ребенка будет и интересно и полезно. Ведь дополнительное образование не менее важно, чем школьное.
Занятия в кружках и секциях, развивают физические и творческие способности детей, учат организованности и дисциплине, умению планировать свое время, способствуют повышению самооценки. Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок достигнет успеха и станет более уверенным.
На занятиях дети разного возраста общаются между собой, что позволяет развивать у них коммуникативные навыки.
Так же посещение кружков и студий – отличный способ профориентации. Детское увлечение может стать делом всей жизни.
Конечно, занятия в творческих объединениях учреждений дополнительного образования детей это дополнительная нагрузка на ребенка. Однако, необходимо чтобы нагрузки соответствовали возрасту, темпераменту, способностям ребенка. В правильно выбранном кружке или секции ребенок отдохнет и укрепит свое здоровье.
Только в этих случаях создаются предпосылки для оптимального, наилучшего функционирования детского организма, поддерживается высокий уровень работоспособности школьников, т.е. достигается основная цель – сохранение и укрепление их здоровья.
Знание их возрастных психологических особенностей обучающихся поможет выбрать из множества средств и приемов те единственные, которые и окажутся волшебной палочкой, открывающей путь к сердцу ребят.
Возрастные особенности детей
Возраст | Особенности физического развития | Особенности поведения | Опасные ситуации |
6-8 лет | руки и ноги растут быстрее тела; общее управление телом хорошее, координация глаз и рук улучшается к 7 годам | высокий уровень активности; стремление к общению вне семьи; стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо; понимание различий пола; стремление получить время на самостоятельные занятия; ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным | Раздражительность, тоска по домашним, слезы. Множество вопросов. Быстрая утомляемость. Неуверенность в себе. Готовы пробовать все на вкус. Опасность травматизма. Потеря интереса к занятиям, рассеянное внимание. Слезы и страхи в темноте. Желание играть со сверстниками. Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых. Постоянные опоздания. Впечатлительность. |
9-11 лет | рост девочек опережает рост мальчиков; в начале мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее | стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек; энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны; часты беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной деятельности; стремятся к большой мускульной активности; любят коллективные игры; шумны, спорят; влюбчивы; боятся поражения, чувствительны к критике; интересы постоянно меняются; мальчики играют с девочками, стремятся к соперничеству; начинают осознавать нравственные нормы; пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг | Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости. Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений. Замкнутость, одиночество. Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры. Появление тайн, укромных уголков, озорство, шалости. |
| | мальчики склонны к групповому поведению; дети испытывают внутреннее беспокойство; антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга; мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых; дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета; стремятся к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению команды; сопротивление критике; появляется интерес к заработку | Конфликтность, как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых. Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство. Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность. Интерес к себе. Проявление чрезмерной самостоятельности. Несбывающиеся мечты подростков. |
| наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, у девушек к 13 годам); завершение роста скелета; различия среди детей усиливаются, так как многие из них уже повзрослели, а другие только начинают взрослеть; мальчики отстают в развитии от девочек на 2 года | девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками; наблюдается беспокойство о своей внешности; растет социальная активность; стремление к достижению независимости от своей семьи; поиск себя; происходит выбор будущей профессии; возникновение первой любви; проявляются крайности в поведении, например, «я знаю все!» |
Возрастной период | Ведущая деятельность | На что направлена познавательная деятельность | Какая сфера психики преимущественно развивается | Новообразования возраста |
Дошкольный возраст 3-7 лет | Сюжетно-ролевая игра (сочетание игровой деятельности с общением, имитируя социальную ситуацию и характерные для неё формы ролевого поведения) | На познание отношений | Личностная (потребностно-мотивационная) | Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Соподчинение мотивов. |
Младший школьный возраст 7-10 лет | Учебно-познавательная деятельность (сочетание учебной деятельности и межличностного общения) | На познание начал наук | Интеллектуально-познавательная | Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. |
Подростковый возраст 11-15 лет | Общение со сверстниками в общественно-полезной деятельности (личностное общение и совместная групповая деятельность по интересам) | На познание системы отношений в разных ситуациях | Личностная (потребностно-мотивационная) | Стремление к «взрослости».самооценка, подчинение нормам коллективной жизни. |
Ранняя юность 15-17 лет | Общение со взрослыми в учебной деятельности (подготовка к профессиональной деятельности, общение на интимно-личностные темы) | На познание профессий | Познавательная | Мировоззрение, профессиональные интересы |
Исходя из возрастных особенностей обучающихся, могут быть определены следующие воспитательные и развивающие задачи.
Воспитательные задачи направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности.
Возраст | Действие | Качества |
младший школьный возраст | воспитывать | Любовь к малой родине: к родному дому, школе, семье, двору, микрорайону, городу |
Доброжелательное отношение к окружающим: соблюдение правил этикета, доброжелательность, дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость |
Умение заботиться: доброту, искренность, чуткость, общительность, стремление помочь, отзывчивость |
формировать | Положительную самооценку |
Потребность в самоорганизации: аккуратность, бережливость, трудолюбие, сдержанность, основы самоконтроля, скромность, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, настойчивость, выдержку. |
Потребность в здоровом образе жизни: умение видеть прекрасное, гигиенические знания и умения, оптимизм, доброжелательное отношение к труду, культура труда. |
Подростки | воспитывать | Гражданские качества личности: интерес к общественной жизни, стремление помогать, патриотизм, активную жизненную позицию, критичность, оптимизм, общественную активность, чувство долга, предприимчивость |
формировать | Положительную «Я-концепцию»: умение аргументировать свою позицию, положительную самооценку, самокритичность, оптимизм, уверенность в себе, лидерские качества, умение сопереживать |
Потребность в саморегуляции: ответственность, самоконтроль, рассудительность, тактичность, терпимость, самостоятельность, умение адаптироваться к новым условиям, умение прогнозировать собственную деятельность, умение организовать свою деятельность и анализировать её |
Потребность в здоровом образе жизни: разнообразие интересов, осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе |
старшеклассники | формировать | Положительную мотивацию на культуру жизнедеятельности: уважительное отношение к людям, общественную активность, интерес к культуре и истории России, стремление принести пользу обществу, понимание личного и общественного значения труда, осознание личной и общественной значимости образования (знаний), потребность к самопознанию, умение ставить цели и реализовывать их, осознание значимости результата |
Потребность в общении в контексте культуры: умение идти на компромисс, тактичность, терпимость, толерантность, умение доказать свою точку зрения, умение выходить из конфликтных ситуаций, знание этики семейных отношений, умение организовать культурный досуг |
способствовать | Личностному и профессиональному самоопределению: формированию потребности в достижении цели (личностной и общественнозначимой), самовоспитанию, формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, формированию профессионально важных качеств личности, оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников |
Развивающие задачи направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка.
Примеры формулировки развивающих задач | |
Младший школьный возраст | ● развивать психические процессы (внимания, памяти, речи, восприятия, мышления, воображения), познавательный интерес, ● развивать эмоциональную сферу, ● развивать творческие способности – формировать рефлексивные умения (умение разумно и объективно посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?), ● развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворения при неудачах, ● развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений, ● развивать эстетические чувства |
Подростки | ● развивать самосознание, ● развивать интерес к познавательной деятельности, ● развивать умения самовыражаться, самоутверждаться, ● развивать творческие способности, ● формировать способы социального взаимодействия, ● развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе |
Старшекласс-ники | ● развивать познавательные и профессиональные интересы, ● развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, ● формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков), ● развивать самосознание, ● развивать творческие способности |
Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся, цели и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов.
Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы занятий:
Дошкольный и младший школьный возраст | Средний школьный возраст | Старший школьный возраст |
Беседа с игровыми элементами Сказка Сюжетно-ролевая игра Игра-путешествие Игра-имитация Соревнования, состязания и др. | Лекция Учебная игра Творческий проект Конкурс (КВН) Заочная экскурсия Тематические задания по подгруппам | Проблемная лекция Пресс-конференция Практические занятия (лабораторная работа) Семинар Тематическая дискуссия Групповая консультация Защита творческой работы Деловая игра: презентация (вида деятельности, выставки т.п.) |
Использование здоровьесберегающих приемов
Критерии | Характеристика | Рациональный уровень |
Обстановка и гигиенические условия | Температура и свежесть воздуха | 18 – 24 С (см.. САНПИНы) |
Количество видов деятельности | Виды деятельности: слушание, рассказ, игра, викторина и т.д. | 4-7 |
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности | | Не более 10 мин. |
Количество методов преподавания | Словесный, наглядный, аудиовизуальный и др. | Не менее 3 |
Чередование методов преподавания | | Не позже чем через 10-15 мин. |
Место и длительность применения ТСО и ИКТ | | см. приложение 1 |
Наличие и продолжительность на занятии моментов оздоровления | Физкультминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика для развития мелкой моторики | Через 20 мин. после начала занятия. В СанПинах для ОУ имеются упражнения для проведения физкульминуток (приложение 4,5) |
Наличие мотивации деятельности на занятии | Внешняя мотивация: похвала, поддержка, соревновательный момент. Внутренняя мотивация: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу | Присутствует в полной мере |
Психологический климат во время занятия | Взаимоотношения на занятии: педагог– ученик, ученик - ученик | Преобладают положительные эмоции |
Эмоциональные разрядки | Шутка, улыбка, юмористическая поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка | 2-3 |
При организации занятий в творческих объединениях в учреждениях дополнительного образования детей следует учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями, и выполнять санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности в дошкольных учреждениях для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день.
Организациями дополнительного образования, осуществляющими образовательную деятельность, организуется образовательный процесс в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой.
Количество детей в объединении должно определяться имеющимися площадями в здании, из расчета рекомендуемых СаН ПиН.
Продолжительность занятий в объединениях устанавливается локальным нормативным актом организации дополнительного образования, реализующей дополнительные общеобразовательные программы различной направленности. Рекомендуемая (рекомендации - добровольного исполнения, не носят обязательный характер) кратность занятий в неделю и их продолжительность в организациях дополнительного образования приведены в Приложении 2
Дополнительное образование по праву относится к сферам развития личности каждого ребенка. Выступая как средство формирования и развития личности, дополнительное образование способствует расширению культурного пространства самореализации личности, стимулирует ее к творчеству. И только грамотно выстроенная образовательная деятельность будет способствовать реализации задач, поставленных государством перед дополнительным образованием.
Литература:
Современное занятие в дополнительном образовании. Тигрова Е.Н., Федорова Н.В. Владимир, 2012 г.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
Интенсивная семейная терапия на дому. Практическое руководство/ Под ред. Ю.В.Сомовой, Т.Баллдина. – М., 2007. – 176 с.
Бондаренко Елена Эдуардовна,
методист МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба», г .Новый Уренгой, 2019 г.
Приложение 1
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на занятиях можно определять требованиями, отраженными САнПин в общеобразовательных учреждениях.
Классы | Непрерывная длительность (мин.), не более | |
просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения | просмотр телепередач | просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения | работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой | прослушивание аудиозаписи | прослушивание аудиозаписи в наушниках |
1 - 2 | 10 | 15 | 15 | 15 | 20 | 10 |
3 - 4 | 15 | 20 | 20 | 15 | 20 | 15 |
5 - 7 | 20 | 25 | 25 | 20 | 25 | 20 |
8 - 11 | 25 | 30 | 30 | 25 | 25 | 25 |
Приложение 2
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РЕЖИМ
ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приложение N 3 к СанПиН 2.4.4.3172-14
N N п/п | Направленность объединения | Число занятий в неделю | Число и продолжительность занятий в день |
1. | Техническая | 2 - 3 | 2 по 45 мин.; |
1.1. | Объединения с использованием компьютерной техники | 1 - 3 | 2 по 30 мин. для детей в возрасте до 10 лет; 2 по 45 мин. для остальных обучающихся; |
2. | Художественная | 2 - 3 | 2 - 3 по 45 мин.; |
2.1. | Объединения изобразительного и декоративно-прикладного искусства | 2 - 3 | 2 - 4 по 45 мин.; |
2.2. | Музыкальные и вокальные объединения | 2 - 3 | 2 - 3 по 45 мин. (групповые занятия); 30 - 45 мин. (индивидуальные занятия); |
2.3. | Хоровые объединения | 2 - 4 | 2 - 3 по 45 мин. |
2.4. | Оркестровые объединения | 2 - 3 | 30 - 45 мин. (индивидуальные занятия); репетиция до 4-х часов с внутренним перерывом 20 - 25 мин.; |
2.5. | Хореографические объединения | 2 - 4 | 2 по 30 мин. для детей в возрасте до 8 лет; 2 по 45 мин. - для остальных обучающихся; |
3. | Туристско-краеведческая | 2 - 4; 1 - 2 похода или занятия на местности в месяц | 2 - 4 по 45 мин.; занятия на местности или поход - до 8 часов; |
4. | Естественнонаучная | 1 - 3 | 2 - 3 по 45 мин.; занятия на местности до 8 час.; |
5. | Физкультурно-спортивная | | |
5.1. | Занятия по дополнительным общеразвивающим программам в области физической культуры и спорта | 2 - 3 | 1 до 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет; 2 по 45 мин. - для остальных обучающихся; |
5.2. | Спортивно-оздоровительные группы (кроме командных игровых и технических видов спорта) | 2 - 3 | 1 до 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет; 2 по 45 мин. - для остальных обучающихся; |
5.3. | Спортивно-оздоровительные группы в командно-игровых видах спорта | 2 - 3 | 2 по 45 мин.; |
5.4. | Спортивно-оздоровительные группы в технических видах спорта | 2 - 3 | 2 по 45 мин. |
6. | Культурологическая | 1 - 2 | 1 - 2 по 45 мин. |
6.1. | Тележурналистика | 2 | 2 - 3 по 45 мин. |
7. | Военно-патриотическая | 2 - 4 | 1 - 3 по 45 мин.; занятия на местности - до 8 часов |
8. | Социально-педагогическая | 1 - 2 | 1 - 3 по 45 мин. |
8.1. | Предшкольное развитие | 2 - 3 | 1 - 4 по 30 мин. |
8.2. | Дети с оппозиционно вызывающим расстройством (ОВР) | 2 - 4 | 1 - 2 по 45 мин. |