Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
на уроках географии
Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии, повышение мотивации к учению географии, является актуальной. И как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для обучающихся, а уроки более интересными- является одной из основополагающих проблем практически всех учителей. Эта проблема привела к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом студенте его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.
Активные методы обучения (АМО) базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. К активным методам обучения относятся цифровые, числовые диктанты, головоломки, ребусы, синквейны, задания на поиск «лишнего» в предложенном списке понятий, на определение и восстановление связи между терминами или действиями, поиск географических ошибок в тексте, восстановление текста с пропущенными понятиями и т.д. В каждом курсе географии есть темы, позволяющие включить в урок элементы занимательности, «разбавить» сложный материал, снизить эмоциональную нагрузку, помочь в усвоении новых терминов и понятий. Использование активных форм и методов обучения, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Учащийся становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у обучающихся развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.
Дифференцированный подход на уроках географии является основным путём осуществления индивидуализации обучения. Форма дифференцированных заданий на уроках географии бывает различной: индивидуальные карточки, записи заданий у доски, работа за компьютером, работа с атласом и контурными картами, устные указания и т.д.
Дифференциация учебной работы подразумевает систематическое сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной форм работы.
На уроках географии преобладают три формы организации учебной деятельности школьников: фронтальная, индивидуальная и коллективная.
Фронтальная работа имеет наиболее широкое применение. Эта форма организации отличается тем, что учитель ведет работу со всей учебной группой одновременно, применяя различные методические приемы (рассказ, объяснение, беседа и др.) и студенты выполняют единое для всех задание.
Индивидуальная форма работы на уроке географии необходима, очень важна, но использование ее затруднено не только большой численностью учащихся, но и содержанием географии. При индивидуальной работе можно учитывать индивидуальные различия и различное отношение учащихся к учебе. По заданию преподавателя каждый учащийся работает самостоятельно без обмена с другими студентами. В учебном процессе используются репродуктивный и исследовательский методы.
Коллективные формы работы имеют существенное социальное значение: формируют у учащихся умения сотрудничать, кооперировать свои усилия и рационально организовывать совместный труд. В коллективных формах работы организация учебной деятельности предполагает разделение труда. Контроль за выполнением работы выполняется самими учащимися.
На уроках географии применяются следующие виды коллективной работы: групповая работа, ролевые игры, дискуссии
Урок – «клеточка» педагогического процесса.
В нём, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».
Современный урок, это сложная организационно - педагогическая система, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены, т.е. такая форма реализации педагогических идей, где происходит систематическое взаимодействие преподавателя и студента, направленное на активизацию познавательных возможностей обучающихся и воспитание личности учащихся.
Традиционный урок:
1. Цели формулируются для каждого урока исходя из особенностей содержания
2. Содержание: факты; теоретические закономерности; умения
3. Форма организации обучения: комбинированный урок
4. Контроль знаний и умений: преобладает текущий, реже итоговый
5. Учитель выполняет главную функцию, которая состоит в передаче учащимся информации и создании условий для её усвоения
6. Взаимодействие с учениками: преобладает авторитарный стиль общения учителя с учениками
7. Урок представляет собой замкнутую систему
Современный урок
1. Цели определяются через конечный результат деятельности
2. Содержание: факты; закономерности, теории; умения; оценочные, методологические знания
3. Разнообразные формы организации обучения: урок-практикум, семинар, межпредметный урок; конференция; учебная игра
4. Контроль за результатом обучения: разные виды – текущий, итоговый; разные формы – зачет, тестирование, презентация проектов, игра, конференция, самоконтроль
5. Учитель выступает прежде всего, как организатор учебной познавательной деятельности учащихся, как главный помощник и консультант их самостоятельной творческой деятельности
6. Взаимодействие с учениками сотрудничество осуществляется на взаимопонимании, взаимном уважении, при этом – большое внимание мотивации, творчеству учащихся.
7. Урок тесно связан с такими формами организации обучения, как экскурсии, полевые практики, а также интегрируется с другими учебными дисциплинами
Классификация уроков нетрадиционной формы
Урок формирования новых знаний: уроки лекционной формы, уроки-экспедиции(путешествия), уроки-исследования, интегрированные уроки и др.
Урок обучения новым знаниям и умениям: уроки-практикумы, уроки- лаборатории, уроки с ролевой, деловой
учебно-игровой деятельностью и т. д.
Урок обобщения и систематизации ЗУН Семинары, внеклассного чтения, контрольно-обобщающие уроки, игровые: КВН, уроки-конференции, интегрированные театр. и т.д.
Уроки проверки и учета знаний и умений: зачетные уроки, викторины уроки-конкурсы, смотр знаний, защита творческих работ, презентация
Главным результатом современного урока является 100% уровень обученности и очень высокое качество знаний учащихся, в условиях использования рейтинговой оценки.
При подготовке к уроку перед мною встаёт вопрос: как обучать студентов тому, что требует программа и стандарты; как реализовать на одном занятии триединую цель. Поэтому к выбору методов обучения, направленных на достижение запланированных целей урока необходимо подходить творчески.
Выбор метода зависит от типа урока и его места в системе других уроков. Если урок первый по теме, то на этапе объяснение нового материала я использую объяснительно - иллюстративный метод. На уроках объяснения нового материала и первичного его закрепления основными методами обучения являются традиционные: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный в различных их приёмах. На серединных уроках (уроки закрепления, применения и обобщения знаний) я использую в первую очередь частично-поисковый метод как основной. На этапах фронтальной и индивидуальной проверки знаний использую репродуктивный метод. На уроках, заканчивающих тему, я активно использую творческий метод, и не только его. На завершающих уроках имеют возможность показать себя учащиеся с разным уровнем обученности. Одни напишут самостоятельную творческую работу, составят план, а другие по плану расскажут, повторяя, что услышали на уроках. Это репродуктивный метод. Но если подойти к отбору проверочного материала индивидуально, дать каждому учащемуся задание сообразно его уровню, то от каждого можно получить и творческую работу, и исследовательскую.