№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Предметные учебные действия (математическая деятельность) | УДД (личностные, метапредметные) |
| Приветсвие | Приветствие, организационные моменты, проверка готовности к уроку | Проверяют наличие учебников, тетрадей. | | |
1 | Мотивация | Задаются вопросы для повторения пройденного материала. 1.Что такое кодирование информации? 2.Для чего кодируют информацию? 3.Как можно закодировать одну и ту же информацию разными способами? привести примеры. 4.В каком виде нам легче воспринимать информацию? 5.А в каком виде мы ее запомним быстрее? 6.В каком виде мы быстрее информацию запишем? Вывод: Рисунки, схемы, чертежи и графики способны заменить нам долгие разъяснения. Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним способом кодирования информации. | Предлагают варианты ответов, обосновывают свой выбор, обсуждают. | Формулируют назначение процесса кодирования, делают выводы о применимости закодированной информации в определенных ситуациях для определенных приемников этой информации. | Личностные: умения ясно, точно излагать свои мысли; Познавательные: умение анализировать и синтезировать информацию; Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, учитывать разные мнения; Регулятивные: действие смыслообразования. |
2 | Актуализация знаний | Сегодня мы рассмотрим как с помощью чисел информацию можно преобразовать в графическую форму. У многих возникнет вопрос как это сделать? Для того, чтобы «связать» известные числа, которые будут являться нашими точки, мы будем использовать системы координат. Простейшую из них – числовую ось – вы уже рассматривали на уроках математики Мы с вами рассмотрим прямоугольную систему координат. Первым предложил использовать метод координат для кодирования числовой информации великий ученый, информацию о котором вы найдете сами, преобразовав числовую информацию в текстовую. Учитель выдает группам учащихся карточки-задания, на которых закодированы слова(буквы закодированы числами) : РЕНЕ ДЕКАРТ, Франция, 1596, Математика, Координаты. Учитель предлагает оценить учащимся качество выполнения задания. | Выполняют кодирование информации, сравнивают, анализируют в парах, помогая друг другу и проверяя друг друга, делают выводы. Представители от каждой подгруппы выходят к доске и записывают полученную информацию. | Выполняют декодирование текстовой информации, актуализируют знания из курса математики и информатики. | Личностные: логическое, критическое мышление ; Познавательные: умение структурировать знания, аналогия, анализ, синтез; Регулятивные: выполнение актуализирующего учебного действия; умение осуществлять контроль и самоконтроль при парной работе; прогнозирование; умение выбирать алгоритм решения учебных задач; контроль; фиксация индивидуальных затруднений коррекция; оценка; Коммуникативные умение интегрироваться в группу, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, умение выслушать разные точки зрения. |
3 | Получение нового знания | В честь французского математика Рене Декарта эту систему называют прямоугольной декартовой системой координат . Учитель объясняет новый материал, по возможности призывая детей участвовать в диалоге (подсказывать учителю): Нарисуем две перпендикулярные оси, точку их пересечения обозначим через О. Горизонтальная ось называется осью OX, вертикальная – осью OY. Место пересечения осей OX и OY называется началом координат, которое обозначают цифрой 0 («ноль»). Вывод: Каждая точка на координатной плоскости имеет свою координату. Это пара чисел: первое число по оси OX(знак + если мы движемся вперед(направо) и знак –если движемся назад(налево)), второе – по оси OY(знак + - движение вверх, знак – движение минус). Чтобы не путать порядок следования координат вспомните, как устроены наши дома: сначала мы заходим в нужный подъезд (по оси OX), а затем поднимаемся на нужный этаж (по оси OY). Приведите примеры, где можно определить положение чего либо с помощью двух параметров. Учитель просит учащихся привести собственные примеры применения координат в школе. Чаще всего звучат варианты: отметка в школьном журнале на пересечении Ф.И. ученика и даты проведения урока, отметка в школьном дневнике на пересечении названия урока и столбца «Оценка», график дежурств, школьное расписание, ряд и место парты и пр. Если у детей возникают затруднения в приведении примеров, учитель помогает им наводящими вопросами. | Изучают новый материал, выполняют необходимые записи в тетрадях, выполняют построения, отвечают на вопросы, проговаривают в парах новые термины. Рассуждают при ответе на вопросы. | Работают с системой координат, строят оси, определяют координаты точек. Находят области применения метода координат в быту, технике, науке, в школе. | Личностные: умение принимать смысл поставленной задачи; умение логически рассуждать; умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; воспитание информационной культуры учащихся; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений; Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование; умение осуществлять предметную деятельность; умение осуществлять контроль и самоконтроль при работе; выбирать алгоритм решения учебных задач. Коммуникативные Умение аргументированно выражать свои мысли; слушать мнение других. |
| физминутка | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Физкультминутка для глаз и тела | | | |
| закрепление полученных знаний | Давайте еще раз повторим, как определяются координаты точки Задание: Раскодировать рисунок (декодирование). Известны координаты пяти точек 1(4,2), 2(2,7), 3(6,10), 4(10,7), 5(8,2). Если отметить эти точки на координатной плоскости, а затем соединить их отрезками в определенной последовательности 1-3-5-2-4-1, то получим рисунок... (звезда). Подведение промежуточного итога: мы провели работу по декодированию графического изображения, состоящего из 5 точек, заданных с помощью декартовых прямоугольных координат, и соединенных отрезками. Другими словами, мы изменили форму представления информации с числовой на графическую. Как вы думаете, можно ли, наоборот, по готовому рисунку на координатной плоскости получить координаты точек? Как называется этот процесс? (кодирование) Задание: Определить координаты точек рисунка "Зонт" на плоскости. | Выполняют предложенные задания, контролируют процесс выполнения задания учащимися у доски, вносят поправки в случае необходимости, проводят взаимопроверку и проверяют правильность путем сравнения с образцом, отвечают на вопросы. | Выполняют процесс декодирования информации, наносят на плоскости точки по заданным координатам, строят по точкам изображение. Выполняют процесс кодирования информации (обратный процесс). | Личностные: принимать смысл поставленной задачи; умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; Познавательные: умение работать с предложенным алгоритмом Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование; умение осуществлять предметную деятельность; умение осуществлять контроль и самоконтроль при работе; выбирать алгоритм решения учебных задач. Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество; доброжелательные партнерские отношения при взаимоконтроле. |
| практическое задание | Учащиеся работают в программе «Система координат», декодируют информацию, строя «Слон» и «Ракета» | Выполняют предложенное задание, проводят взаимопроверку и проверяют правильность путем сравнения с образцом. | Выполняют процесс декодирования информации, наносят на плоскости точки по заданным координатам, строят по точкам изображение с помощью специальной программе. | Личностные: логическое и критическое мышление, самооценка Познавательные: учатся применять знания в стандартной и изменённой форме Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Коммуникативные умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение радоваться успехам и сопереживать неудачам |
| Рефлексия | Что такое метод координат? Где вы сталкиваетесь с методом координат в быту? Учитель предлагает домашнее задание: Придумать и нарисовать по клеткам в системе координат свой несложный рисунок, закодировать координаты точек. Учитель подводит итог урока, выставляет оценки. Учитель способствует возможности учащимся высказывать своё мнение До свидания, спасибо за урок | Воспринимают информация учителя, подводящую к домашнему заданию. Выражают своё отношение к уроку. Обсуждают, что было самым трудным, а что самым интересным на уроке. Самостоятельное подведение итогов урока,самоанализ и самооценка. | Воспроизводят понятия: метод координат, начало координат, оси. Приводят примеры применения метода координат. Осмысливают новую информацию, предложенную учителем. | Познавательные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Личностные: развитие умения четко, ясно излагать свои мысли. |