СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод координат 5 класс (ФГОС)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный материал содержит технологическую карту. Конспект составлен по стандартам ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Метод координат 5 класс (ФГОС)»

Муниципальное бюджетное автономное учреждение

«Гимназия №3»

города Оренбурга











Технологическая карта урока по информатике и ИКТ в 5 классе

по теме «Метод координат» (ФГОС)



Выполнила:

Труханова Елена Сергеевна,

учитель информатики и ИКТ







Оренбург 2016

План-конспект

Тема: Метод координат

1.Цель урока: организовать условия для осмысления и усвоения нового графического метода кодирования информации.

2. Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:


в личностном направлении:

  • развитие умения ясно и точно излагать свои мысли, логически рассуждать и критически мыслить, ставить цель для решения поставленной задачи;

  • развитие творческих способностей учащихся на примере выполнения творческого задания.

  • способствование формированию практического восприятия умозрительных задач, применения выводов на практике;

  • развитие наблюдательности, внимания;

  • воспитание информационной культуры учащихся.


в метапредметном направлении:

  • умение самостоятельно ставить цели для решения учебных проблем;

  • умение выдвигать и обсуждать гипотезы при решении учебных задач; анализировать и синтезировать информацию;

  • способность осуществлять поиск необходимой информации при открытии новых знаний;

  • умение осуществлять контроль и самоконтроль при парной и индивидуальной работе;

  • умение находить компромиссное решение с учетом различных мнений и гипотез; умение сотрудничать.


в предметном направлении:

  • ознакомление учащихся с принципами кодирования графической информации на примере построения графического изображения на координатной плоскости;

  • овладение основными понятиями : координата, система координат, оси, кодирование графической информации с помощью чисел, декодирование;

  • умение правильно считывать и интерпретировать закодированную информацию;

  • умение кодировать и декодировать графическую информацию;

  • совершенствование навыков работы с координатной осью и умений грамотно применять математические терминологию, полученных на уроках математики.


3. Тип урока: открытие нового знания и первичного закрепления

4. Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, парная.

5. Межпредметные связи: математика

6. Необходимое техническое оборудование: АРМ учителя, интерактивная доска

7. Список литературы:

  1. Босова, Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 192 с.: ил.

  2. Босова, Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 88 с.: ил.

  3. Босова, Л.Л. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие/Л.Л. Босова.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.-464 с.:ил.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предметные учебные действия

(математическая деятельность)

УДД

(личностные, метапредметные)


Приветсвие

Приветствие, организационные моменты, проверка готовности к уроку

Проверяют наличие учебников, тетрадей.



1

Мотивация

Задаются вопросы для повторения пройденного материала.

1.Что такое кодирование информации?

2.Для чего кодируют информацию?

3.Как можно закодировать одну и ту же информацию разными способами? привести примеры.

4.В каком виде нам легче воспринимать информацию?

5.А в каком виде мы ее запомним быстрее?

6.В каком виде мы быстрее информацию запишем?

Вывод: Рисунки, схемы, чертежи и графики способны заменить нам долгие разъяснения.

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним способом кодирования информации.

Предлагают варианты ответов, обосновывают свой выбор, обсуждают.

Формулируют назначение процесса кодирования, делают выводы о применимости закодированной информации в определенных ситуациях для определенных приемников этой информации.

Личностные:

умения ясно, точно излагать свои мысли;

Познавательные:

умение анализировать и синтезировать информацию;

Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, учитывать разные мнения;

Регулятивные:

действие смыслообразования.

2

Актуализация знаний

Сегодня мы рассмотрим как с помощью чисел информацию можно преобразовать в графическую форму. У многих возникнет вопрос как это сделать? Для того, чтобы «связать» известные числа, которые будут являться нашими точки, мы будем использовать системы координат. Простейшую из них – числовую ось – вы уже рассматривали на уроках математики Мы с вами рассмотрим прямоугольную систему координат. Первым предложил использовать метод координат для кодирования числовой информации великий ученый, информацию о котором вы найдете сами, преобразовав числовую информацию в текстовую.

Учитель выдает группам учащихся карточки-задания, на которых закодированы слова(буквы закодированы числами) :


РЕНЕ ДЕКАРТ, Франция, 1596, Математика, Координаты.

Учитель предлагает оценить учащимся качество выполнения задания.

Выполняют кодирование информации, сравнивают, анализируют в парах, помогая друг другу и проверяя друг друга, делают выводы.

Представители от каждой подгруппы выходят к доске и записывают полученную информацию.


Выполняют декодирование текстовой информации, актуализируют знания из курса математики и информатики.

Личностные:


логическое, критическое мышление ;

Познавательные:

умение структурировать знания, аналогия, анализ, синтез;

Регулятивные:

выполнение актуализирующего учебного действия;

умение осуществлять контроль и самоконтроль при парной работе;

прогнозирование;

умение выбирать алгоритм решения учебных задач;

контроль;

фиксация индивидуальных затруднений

коррекция;

оценка;


Коммуникативные умение интегрироваться в группу, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, умение выслушать разные точки зрения.

3

Получение нового знания

В честь французского математика Рене Декарта эту систему называют прямоугольной декартовой системой координат .

Учитель объясняет новый материал, по возможности призывая детей участвовать в диалоге (подсказывать учителю):

Нарисуем две перпендикулярные оси, точку их пересечения обозначим через О. Горизонтальная ось называется осью OX, вертикальная – осью OY. Место пересечения осей OX и OY называется началом координат, которое обозначают цифрой 0 («ноль»).

Вывод: Каждая точка на координатной плоскости имеет свою координату. Это пара чисел: первое число по оси OX(знак + если мы движемся вперед(направо) и знак –если движемся назад(налево)), второе – по оси OY(знак + - движение вверх, знак – движение минус). Чтобы не путать порядок следования координат вспомните, как устроены наши дома: сначала мы заходим в нужный подъезд (по оси OX), а затем поднимаемся на нужный этаж (по оси OY).

Приведите примеры, где можно определить положение чего либо с помощью двух параметров.

Учитель просит учащихся привести собственные примеры применения координат в школе.

Чаще всего звучат варианты: отметка в школьном журнале на пересечении Ф.И. ученика и даты проведения урока, отметка в школьном дневнике на пересечении названия урока и столбца «Оценка», график дежурств, школьное расписание, ряд и место парты и пр. Если у детей возникают затруднения в приведении примеров, учитель помогает им наводящими вопросами.

Изучают новый материал, выполняют необходимые записи в тетрадях, выполняют построения, отвечают на вопросы, проговаривают в парах новые термины. Рассуждают при ответе на вопросы.

Работают с системой координат, строят оси, определяют координаты точек. Находят области применения метода координат в быту, технике, науке, в школе.


Личностные:

умение принимать смысл поставленной задачи;

умение логически рассуждать;

умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

воспитание информационной культуры учащихся;

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование; умение осуществлять предметную деятельность; умение осуществлять контроль и самоконтроль при работе; выбирать алгоритм решения учебных задач.

Коммуникативные

Умение аргументированно выражать свои мысли;

слушать мнение других.







физминутка

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Физкультминутка для глаз и тела





закрепление полученных знаний

Давайте еще раз повторим, как определяются координаты точки

Задание: Раскодировать рисунок (декодирование).

Известны координаты пяти точек 1(4,2), 2(2,7), 3(6,10), 4(10,7), 5(8,2).

Если отметить эти точки на координатной плоскости, а затем соединить их отрезками в определенной последовательности 1-3-5-2-4-1, то получим рисунок... (звезда).

Подведение промежуточного итога: мы провели работу по декодированию графического изображения, состоящего из 5 точек, заданных с помощью декартовых прямоугольных координат, и соединенных отрезками. Другими словами, мы изменили форму представления информации с числовой на графическую.

Как вы думаете, можно ли, наоборот, по готовому рисунку на координатной плоскости получить координаты точек?

Как называется этот процесс? (кодирование)

Задание: Определить координаты точек рисунка "Зонт" на плоскости.

Выполняют предложенные задания, контролируют процесс выполнения задания учащимися у доски, вносят поправки в случае необходимости, проводят взаимопроверку и проверяют правильность путем сравнения с образцом, отвечают на вопросы.

Выполняют процесс декодирования информации, наносят на плоскости точки по заданным координатам, строят по точкам изображение. Выполняют процесс кодирования информации (обратный процесс).

Личностные:

принимать смысл поставленной задачи;

умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;


Познавательные:

умение работать с предложенным алгоритмом

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование; умение осуществлять предметную деятельность; умение осуществлять контроль и самоконтроль при работе; выбирать алгоритм решения учебных задач.

Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество; доброжелательные партнерские отношения при взаимоконтроле.




практическое задание

Учащиеся работают в программе «Система координат», декодируют информацию, строя «Слон» и «Ракета»

Выполняют предложенное задание, проводят взаимопроверку и проверяют правильность путем сравнения с образцом.

Выполняют процесс декодирования информации, наносят на плоскости точки по заданным координатам, строят по точкам изображение с помощью специальной программе.

Личностные:

логическое и критическое мышление, самооценка

Познавательные:

учатся применять знания в стандартной и изменённой форме

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Коммуникативные умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение радоваться успехам и сопереживать неудачам


Рефлексия

Что такое метод координат?

Где вы сталкиваетесь с методом координат в быту?

Учитель предлагает домашнее задание: Придумать и нарисовать по клеткам в системе координат свой несложный рисунок, закодировать координаты точек.


Учитель подводит итог урока, выставляет оценки.

Учитель способствует возможности учащимся высказывать своё мнение

До свидания, спасибо за урок

Воспринимают информация учителя, подводящую к домашнему заданию.

Выражают своё отношение к уроку. Обсуждают, что было самым трудным, а что самым интересным на уроке.




Самостоятельное подведение итогов урока,самоанализ и самооценка.




Воспроизводят понятия: метод координат, начало координат, оси.

Приводят примеры применения метода координат.

Осмысливают новую информацию, предложенную учителем.

Познавательные:

умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Личностные:

развитие умения четко, ясно излагать свои мысли.