Управление образования и науки липецкой области
Государственное областное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Усманский многопрофильный колледж»
Методические рекомендации по организации и проведению практических работ |
по МДК.01.03. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (вокальный класс) ПМ.01 Преподавание в области музыкальной деятельности |
Программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) |
по специальности: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования |
по программе углубленной подготовки |
Усмань 2017
Методические указания по организации и проведению практических работ по МДК.01.03. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (вокальный класс), по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Разработчики: ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»
Разработчик: Смольянинов О. А., преподаватель музыки
Одобрено на заседании цикловой комиссии ________________________
(дата)
Председатель цикловой комиссии _________ ____________________
(роспись) (инициалы, фамилия)
Утверждаю
Заместитель директора
по учебно-методической работе ____________ ______________________
(роспись) (инициалы, фамилия)
Введение
Практические занятия, как вид учебных занятий, направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений и составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.
В процессе практического занятия обучающиеся выполняют одно или несколько практических заданий в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
Содержание практических занятий по МДК.01.03. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (вокальный класс), должно охватывать весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина, а в совокупности охватывать всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.
При разработке содержания практических занятий следует учитывать, что наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
Выполнение обучающимися практических занятий проводится с целью:
формирования практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, установленными ФГОС и рабочей программой МДК.01.03. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (вокальный класс), по конкретным разделам и темам дисциплины;
обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний;
совершенствования умений применять полученные знания на практике, реализации единства интеллектуальной и практической деятельности;
развития интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
выработки таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива при решении поставленных задач при освоении общих и профессиональных компетенций.
Соответственно в процессе освоения МДК.01.03. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (вокальный класс), обучающиеся должны овладеть:
умения:
- находить и использовать информацию, необходимую для подготовки к занятиям;
- определять цели, задачи занятия в области музыкальной деятельности;
- разрабатывать планы, конспекты, сценарии занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики области музыкальной деятельности;
- педагогически обоснованно выбирать и реализовывать разные формы, методы, приёмы обучения и воспитания при работе с одновозрастным или разновозрастным объединением детей по интересам в области музыкальной деятельности с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей;
- демонстрировать способы, приёмы деятельности в области музыкальной деятельности дополнительного образования детей;
- стимулировать познавательную активность на занятии, создавать условия для развития мотивации детей к области музыкальной деятельности дополнительного образования детей;
- создавать на занятии условия для самопознания и самосовершенствования;
- выявлять и поддерживать одаренных в музыкальной деятельности детей;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями;
- использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе;
- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся, освоения программы дополнительного образования;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, корректировать цели, содержание, методы и средства обучения по ходу и результатам проведения;
- вести учебную документацию.
знания:
- технологические основы музыкальной деятельности в области дополнительного образования детей;
- психолого-педагогические основы проведения занятий с детьми по программам дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;
- особенности дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;
- теоретические основы и методику планирования занятий в музыкальной деятельности дополнительного образования детей;
- принципы отбора и структурирования содержания дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;
- методы, методики и технологии организации деятельности детей в музыкальной деятельности дополнительного образования;
- основы комплектования, виды и функции одновозрастного и (или) разновозрастного объединения детей по интересам дополнительного образования детей;
- способы активизации учебно-познавательной деятельности детей разного возраста, педагогические условия развития мотивации к избранной области деятельности;
- педагогические и методические основы развития творческой индивидуальности личности в области музыкальной деятельности;
- основные виды технических средств обучения (ТСО), информационно-коммуникационные технологии и их применение в образовательном процессе;
- педагогические и гигиенические требования к организации обучения музыкальной деятельности;
- виды документации, требования к ее оформлению.
Вышеперечисленные умения и знания направлены на формирование следующих профессиональных и общих компетенций студентов:
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.
ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.
ПК. 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.
ПК. 1.5. Анализировать занятия.
ПК. 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.
ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.
ПК. 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.
ПК. 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
ПК. 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК. 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
Данные методические указания по организации и проведению практических работ составлены в соответствии с содержанием рабочей программы МДК.01.03. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (вокальный класс), специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования по программе углубленной подготовки.
МДК.01.03. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (вокальный класс) изучается в течение пяти семестров. Общий объем времени, отведенный на выполнение практической работы по МДК.01.03. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (вокальный класс), составляет в соответствии с учебным планом и рабочей программой – 294 час.
Методические указания призваны помочь студентам правильно организовать работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием МДК.01.03. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (вокальный класс), а также в закреплении теоретических знаний и умений.
Распределение часов на выполнение практической работы студентов по разделам и темам МДК.01.03. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности (вокальный класс)
Наименование раздела, темы | Количество часов на ПР |
Раздел 1. Человеческий голос как музыкальный инструмент. Дирижерский аппарат. | 124 |
Тема 1.1. Строение голосового аппарата. Основы дирижерской техники. | 30 |
Тема 1.2. Воспитание вокального слуха. Основы мануальной техники. | 30 |
Тема 1.3. Развитие вокального слуха. Основные вопросы хороведения. | 30
|
Тема 1.4. Резонаторы. Средства музыкальной выразительности. | 34 |
Раздел 2. Развитие вокальных и дирижерских навыков. Применение знаний по вокалу и дирижированию на практике. | 170 |
Тема 2.1. Развитие подвижности голоса (фиоритура). Агогика-наука о темпах. | 40 |
Тема 2.2. Применение знаний и умений на педагогической практике. Грамотное и выразительное управление хоровым коллективом | 40 |
Тема 2.3. Закрепление совершенствования вокально-технических и художественны навыков студентов на основе развития их вокального слуха. Консультация и визирование песенного репертуара для практики в школе. | 51 |
Тема 2.4. Совершенствование навыков разучивания и исполнения песен детского и школьного репертуара. | 39 |
Перечень рекомендуемой литературы
(примерный репертуарный план)
Основные источники:
1. Сборники вокализов и упражнений Ф. Абта, Г. Зейдлера, Дж. Конконе, И. Велинской.
2. Романсы и песни зарубежных композиторов
3. Народные песни
4. Современные песни
5. Русские народные песни без сопровождения
6. Детские песни современных и зарубежных композиторов
7. Романов Л. В. Школа эстрадного вокала: Учебное пособие. – СПб.:Издтельство «Лань». 2014.-40 с.
Дополнительные источники:
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. «Феникс». 2009.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. «Музыка». 2010.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. «Лань» 2010.
Рауль Юссон Певческий голос. «Музыка» 2009.
Электронные ресурсы:
http://www.rsl.ru/ru/s97/s339/- Электронный каталог Российской государственной библиотеки
http://standart.edu.ru/ – сайт, на котором размещены стандарты Российского образования.
http://www.n-shkola.ru/ – сайт журнала «Начальная школа»
Раздел 1. Человеческий голос как музыкальный инструмент. Дирижерский аппарат.
Тема 1.1. Строение голосового аппарата. Основы дирижерской техники. (30 часов)
Задачи обучающегося:
Работа над развитием вокальных навыков в упражнениях.
Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.
Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.
Опорные понятия: голосовой аппарат.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;
специфику голосообразования в пении и в речи;
стилистические особенности различных вокальных жанров.
Уметь:
исполнять произведения сольного и хорового жанра для детской аудитории с сопровождением и без сопровождения, под собственный аккомпанемент;
читать с листа разнообразный вокально-хоровой репертуар и точно интонировать хоровую партию;
определять и грамотно объяснять задачи исполнения;
анализировать звучание песенно-хоровой партитуры;
анализировать музыкальный материал и работать с песенным репертуаром дошкольного и школьного возраста;
использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;
исполнять вокальные произведения с сопровождением, под собственный аккомпанемент, без сопровождения.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, фортепиано.
Алгоритм деятельности обучающегося:
Вводное занятие. Основные этапы развития певческого голоса. Строение голосового аппарата: органы дыхания, органы звукообразования, органы звукоформирования. Певческая установка: положение корпуса, головы. Свобода мышц лица, шеи и всего артикуляционного аппарата. Навыки нижнереберного-диафрагматического дыхания. Атака звука. Певческая «опора» («столб воздуха» в груди, сильное натяжение мышц брюшного пресса и поясницы).
Основы дирижерской техники: дирижерский аппарат (положение корпуса, головы, рук; мимика). Дирижерская плоскость. Свобода, ритмичность и точность дирижерских движений. Тактирование в размерах 2/4,3/4,4/4. Характер звуковедения legato.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Тема 1.2. Воспитание вокального слуха. Основы мануальной техники. (30 часов)
Задачи обучающегося:
Работа над развитием вокальных навыков в упражнениях.
Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.
Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.
Опорные понятия: вокальный слух.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;
специфику голосообразования в пении и в речи;
стилистические особенности различных вокальных жанров;
требования к охране и гигиене голоса;
разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар; -классификации певческих голосов;
методы анализа произведений вокально-хорового жанра;
жанровые особенности вокально-хоровой музыки.
Уметь:
исполнять произведения сольного и хорового жанра для детской аудитории с сопровождением и без сопровождения, под собственный аккомпанемент;
читать с листа разнообразный вокально-хоровой репертуар и точно интонировать хоровую партию;
определять и грамотно объяснять задачи исполнения;
анализировать звучание песенно-хоровой партитуры;
анализировать музыкальный материал и работать с песенным репертуаром дошкольного и школьного возраста;
использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;
исполнять вокальные произведения с сопровождением, под собственный аккомпанемент, без сопровождения.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, фортепиано.
Алгоритм деятельности обучающегося:
Специфика голосообразования в пении и в речи. Воспитание вокального слуха: формирование умения контролировать чистоту и качество интонации; зонный строй певческого голоса; навыки формирования гласных и согласных в пении; освоение навыков пения песен детского сада под собственный аккомпанемент.
Основы мануальной техники: дирижерская доля (слабая и сильная доли; дирижерская точка, отдача); ауфтакт; момент внимания - дыхания – вступления; выдержанные длительности; снятия (комбинированные и подготовленные); нюансы (подвижные и неподвижные).
-Зкрепление приобретенных навыков.
-1-2 вокализа.
-2-3 вокальных произведения (в том числе р.н.п.).
-хоровая партитура.
Проф. реп.
-произведение 1-3 класса школы.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Тема 1.3. Развитие вокального слуха. Основные вопросы хороведения. (30 часов)
Задачи обучающегося:
Работа над развитием вокальных навыков в упражнениях.
Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.
Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.
Опорные понятия: вокальный слух, хороведение.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;
специфику голосообразования в пении и в речи;
стилистические особенности различных вокальных жанров;
требования к охране и гигиене голоса;
разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар; -классификации певческих голосов;
методы анализа произведений вокально-хорового жанра;
жанровые особенности вокально-хоровой музыки.
Уметь:
исполнять произведения сольного и хорового жанра для детской аудитории с сопровождением и без сопровождения, под собственный аккомпанемент;
читать с листа разнообразный вокально-хоровой репертуар и точно интонировать хоровую партию;
определять и грамотно объяснять задачи исполнения;
анализировать звучание песенно-хоровой партитуры;
анализировать музыкальный материал и работать с песенным репертуаром дошкольного и школьного возраста;
использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;
исполнять вокальные произведения с сопровождением, под собственный аккомпанемент, без сопровождения.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, фортепиано.
Алгоритм деятельности обучающегося:
Стилистические особенности различных вокальных жанров развитие вокального слуха: совершенствование владения певческим дыханием и «опорой» звука; высокая и низкая певческая форманта; закрепление навыков высокой (головной) позиции звучания голоса; работа над расширением диапазона; закрепление навыков вокально-речевой артикуляции; освоение навыков кантиленного пения.
Музыкально-теоретический анализ (объяснение и расшифровка основных понятий хороведения). Продолжение работы над элементами дирижерской техники: дробленое вступление (после основной метрической доли); пунктирный ритм; размеры 6/8,6/4; прием дирижирования alia breve.; характер звуковедения non legato.
Закрепление вокальных и дирижерских навыков.
- 1-2 вокализа.
-песня современного автора.
-русская народная песня.
-хоровое произведение (5 класс).
Проф. реп.
-песня детского сада (старшая группа) под собственный аккомпанемент.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Тема 1.4. Резонаторы. Средства музыкальной выразительности. (34 часа)
Задачи обучающегося:
Работа над развитием вокальных навыков в упражнениях.
Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.
Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.
Опорные понятия: резонаторы.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;
специфику голосообразования в пении и в речи;
стилистические особенности различных вокальных жанров;
требования к охране и гигиене голоса;
разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар; -классификации певческих голосов;
методы анализа произведений вокально-хорового жанра;
жанровые особенности вокально-хоровой музыки.
Уметь:
исполнять произведения сольного и хорового жанра для детской аудитории с сопровождением и без сопровождения, под собственный аккомпанемент;
читать с листа разнообразный вокально-хоровой репертуар и точно интонировать хоровую партию;
определять и грамотно объяснять задачи исполнения;
анализировать звучание песенно-хоровой партитуры;
анализировать музыкальный материал и работать с песенным репертуаром дошкольного и школьного возраста;
использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;
исполнять вокальные произведения с сопровождением, под собственный аккомпанемент, без сопровождения.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, фортепиано.
Алгоритм деятельности обучающегося:
Различные приемы звукоизвлечения, основные принципы фразировки. Резонаторы - органы звукоформирования: головной резонатор; грудной резонатор; микст. Выравнивание регистров. Самооценка качества звучания голоса (анализ певческого процесса). Развитие вокально-исполнительских навыков. Навыки пения a cappella.
Средства музыкальной выразительности: пауза; синкопа; фермата; фразировка; контрастная динамика.
Контроль за чистотой и качеством певческой интонации.
-развитие исполнительских навыков.
- 1-2 вокализа.
-р.н.п. (без сопровождения).
-классическое произведение.
-хоровое произведение (4-5 класс).
Проф. реп.
-песня детского сада (подготовительная группа) под собственный аккомпанемент.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.
Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.
Раздел 2. Развитие вокальных и дирижерских навыков. Применение знаний по вокалу и дирижированию на практике.
Тема 2.1. Развитие подвижности голоса (фиоритура). Агогика-наука о темпах. (40 часов)
Задачи обучающегося:
Работа над развитием вокальных навыков в упражнениях.
Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.
Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.
Опорные понятия: фиоритура, агогика.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;
специфику голосообразования в пении и в речи;
стилистические особенности различных вокальных жанров;
требования к охране и гигиене голоса;
разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар; -классификации певческих голосов;
методы анализа произведений вокально-хорового жанра;
жанровые особенности вокально-хоровой музыки.
Уметь:
исполнять произведения сольного и хорового жанра для детской аудитории с сопровождением и без сопровождения, под собственный аккомпанемент;
читать с листа разнообразный вокально-хоровой репертуар и точно интонировать хоровую партию;
определять и грамотно объяснять задачи исполнения;
анализировать звучание песенно-хоровой партитуры;
анализировать музыкальный материал и работать с песенным репертуаром дошкольного и школьного возраста;
использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;
исполнять вокальные произведения с сопровождением, под собственный аккомпанемент, без сопровождения.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, фортепиано.
Алгоритм деятельности обучающегося:
Жанровые особенности вокальной музыки. Использование средств выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам развитие подвижности голоса: совершенствование механизма певческого дыхания; филирование звука; музыкальная формула: ритм-пульс-вдохновение; достижение декламационной выразительности при качественном вокальном звучании; тембр; фальцетное звучание (для юношей).
Агогика.
-показ разнохарактерных темпов; смена темпов.
-подвижные темпы (замедление, ускорение).
-характер звуковедения staccato.
-размеры 5/4, 5/8 (основная схема и alia breve).
Решение творческих задач в музыкальных произведениях с помощью нюансировки, фразировки, пульса, филировки, тембра.
-1-2 вокализа.
-1-2 классическое произведение.
-хоровая партитура.
Проф. реп.
-произведение хоровой практики (5-6 класс):
-музыкально-теоретический анализ;
-исполнение под собственный аккомпанемент или с гармонической поддержкой.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Тема 2.2. Применение знаний и умений на педагогической практике. Грамотное и выразительное управление хоровым коллективом. (40 часов)
Задачи обучающегося:
1. Работа над развитием вокальных навыков в упражнениях.
2. Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.
3. Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.
Опорные понятия: репетиция, репертуар.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;
специфику голосообразования в пении и в речи;
стилистические особенности различных вокальных жанров;
требования к охране и гигиене голоса;
разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар; -классификации певческих голосов;
методы анализа произведений вокально-хорового жанра;
жанровые особенности вокально-хоровой музыки.
Уметь:
исполнять произведения сольного и хорового жанра для детской аудитории с сопровождением и без сопровождения, под собственный аккомпанемент;
читать с листа разнообразный вокально-хоровой репертуар и точно интонировать хоровую партию;
определять и грамотно объяснять задачи исполнения;
анализировать звучание песенно-хоровой партитуры;
анализировать музыкальный материал и работать с песенным репертуаром дошкольного и школьного возраста;
использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;
исполнять вокальные произведения с сопровождением, под собственный аккомпанемент, без сопровождения.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, фортепиано.
Алгоритм деятельности обучающегося:
Методические основы работы над детским песенным репертуаром. Исполнение вокальных произведений с сопровождением, под собственный аккомпанемент, без сопровождения. Освоение умения проводить методико-педагогический анализ певческого процесса. Совершенствовать навыки пения: без сопровождения; под собственный аккомпанемент; приобретение навыков пения в ансамбле (дуэт, трио и т.д.)
Управление хоровым коллективом: выразительность в показе звуковедения, фразировки и нюансировки; точность в показе дирижерских элементов (внимание, дыхание, вступление, выдержанные длительности, снятие); освоить навыки работы с песней; тактирование голосов; гармоническая поддержка мелодии; звуковысотное тактирование мелодии; транспонирование мелодии; прием дирижирования «на раз».
Закрепление навыков методико-педагогического анализа.
- 1-2 вокализа.
-классическое произведение.
-ансамбль.
-хоровая партитура.
Проф. реп.
-песня (7-8 класс) под аккомпанемент концертмейстера. -произведение хоровой практики.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Тема 2.3. Закрепление совершенствования вокально-технических и художественны навыков студентов на основе развития их вокального слуха. Консультация и визирование песенного репертуара для практики в школе. (51 час)
Задачи обучающегося:
1. Работа над развитием вокальных навыков в упражнениях.
2. Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.
3. Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.
Опорные понятия: вокально-технические и художественные навыки.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;
специфику голосообразования в пении и в речи;
стилистические особенности различных вокальных жанров;
требования к охране и гигиене голоса;
разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар; -классификации певческих голосов;
методы анализа произведений вокально-хорового жанра;
жанровые особенности вокально-хоровой музыки.
Уметь:
исполнять произведения сольного и хорового жанра для детской аудитории с сопровождением и без сопровождения, под собственный аккомпанемент;
читать с листа разнообразный вокально-хоровой репертуар и точно интонировать хоровую партию;
определять и грамотно объяснять задачи исполнения;
анализировать звучание песенно-хоровой партитуры;
анализировать музыкальный материал и работать с песенным репертуаром дошкольного и школьного возраста;
использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;
исполнять вокальные произведения с сопровождением, под собственный аккомпанемент, без сопровождения.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, фортепиано.
Алгоритм деятельности обучающегося:
Разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар. Закрепление навыков: звукообразования; звукоформирования; дыхания. Дальнейшее развитие подвижности голоса и расширение диапазона. Тембровое выравнивание звучания голоса по всему диапазону. Работа над словом по принципу «поющие гласные в золотой оправе согласных» Станиславский.
Работа над песенным материалом для педагогической практики в школе (визирование конспектов). Сведения о гигиене и охране детского голоса. Сложные размеры 3/2, 9/8, 12/8.
Закрепление певческих и дирижерско-хоровых навыков. - 1-2 вокализа.
-романс.
-классическое произведение крупной формы.
Проф. реп.
-визирование песенного репертуара школьной практики.
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
Тема 2.4. Совершенствование навыков разучивания и исполнения песен детского и школьного репертуара. (39 часов)
Задачи обучающегося:
1. Работа над развитием вокальных навыков в упражнениях.
2. Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.
3. Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.
Опорные понятия: вокальные навыки.
Планируемый результат:
Студент должен знать:
основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;
специфику голосообразования в пении и в речи;
стилистические особенности различных вокальных жанров;
требования к охране и гигиене голоса;
разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар; -классификации певческих голосов;
методы анализа произведений вокально-хорового жанра;
жанровые особенности вокально-хоровой музыки.
Уметь:
исполнять произведения сольного и хорового жанра для детской аудитории с сопровождением и без сопровождения, под собственный аккомпанемент;
читать с листа разнообразный вокально-хоровой репертуар и точно интонировать хоровую партию;
определять и грамотно объяснять задачи исполнения;
анализировать звучание песенно-хоровой партитуры;
анализировать музыкальный материал и работать с песенным репертуаром дошкольного и школьного возраста;
использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;
исполнять вокальные произведения с сопровождением, под собственный аккомпанемент, без сопровождения.
Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа, фортепиано.
Алгоритм деятельности обучающегося:
Исполнять произведения сольного и хорового жанра для детской аудитории с сопровождением и без сопровождения, под собственный аккомпанемент. Требования к охране и гигиене голоса. Дальнейшее развитие: вокального слуха, вокально-технических, исполнительских и методических навыков и умений. Методика разучивания детского и школьного репертуара. Совершенствование навыков художественного исполнения детских и школьных песен: взаимодействие голоса и музыкального сопровождения; драматургия; эмоциональность; искренность; музыкальное чутье и вкус.
Работа над песенным репертуаром (исполнение и методический анализ).
-1-2 вокализа.
-1-2 классическое произведение.
Проф. реп.
-визирование произведения школьной практики.
-работа над песнями из альтернативных программ
Критерии оценивания работы
Самостоятельность выполнения работы.
Правильность и точность выполнения работы.
23