СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образы фольклора

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образы фольклора»

Образы русского фольклора в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» .

Образы русского фольклора в рассказе

И.С. Тургенева «Бежин луг» .

Повествователь, охотник, который бродил по родным полям, посещал русские с деревни, который ценил красоту и правду.

Повествователь, охотник, который бродил по родным полям, посещал русские с деревни, который ценил красоту и правду.

Новизна исследования  заключается в том, что в своей работе мы использовали различные источники и справочные материалы, опиралась на собственные литературоведческие знания и исследовательские способности. Гипотеза исследования -   в основе рассказа « Бежин луг » лежат фольклорные традиции.   Объект исследования  в данной работе - рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг» Предмет исследования  – мифологические образы и их отражение в историях-страшилках, рассказанных ребятами ночью у костра. Цель  работы заключается в выявлении элементов фольклора в данном произведении.    З адачи   исследования: 1. Рассмотреть особенности таких фольклорных жанров как сказка, страшные истории, былички. 2. Проанализировать рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг» в контексте устного народного творчества.

Новизна исследования  заключается в том, что в своей работе мы использовали различные источники и справочные материалы, опиралась на собственные литературоведческие знания и исследовательские способности.

Гипотеза исследования -   в основе рассказа « Бежин луг » лежат фольклорные традиции.  

Объект исследования  в данной работе - рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг»

Предмет исследования  – мифологические образы и их отражение в историях-страшилках, рассказанных ребятами ночью у костра.

Цель  работы заключается в выявлении элементов фольклора в данном произведении.

З адачи   исследования:

1. Рассмотреть особенности таких фольклорных жанров как сказка, страшные истории, былички.

2. Проанализировать рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг» в контексте устного народного творчества.

Фольклор - это устное, художественное словесное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.  Народные произведения приносили людям радость, внушали надежду на лучшее, веру в справедливость. В глубокой древности основное место занимали жанры, объяснявшие мир, сохранившие историю племени, передававшие правила и нормы поведения (мифы, легенды, заговоры и т.д.). Устная народная поэзия и книжная литература зарождались и развивались на основе национальных богатств языка

Фольклор - это устное, художественное словесное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Народные произведения приносили людям радость, внушали надежду на лучшее, веру в справедливость.

В глубокой древности основное место занимали жанры, объяснявшие мир, сохранившие историю племени, передававшие правила и нормы поведения (мифы, легенды, заговоры и т.д.).

Устная народная поэзия и книжная литература зарождались и развивались на основе национальных богатств языка

Жанровое своеобразие фольклора  Быличка — это рассказ о чём-то необычном, фантастическом, зачастую автор былички был прямым свидетелем или соучастником этих событий. Бывальщина - это  короткий  устный  рассказ  о  каком-либо  случае,  будто  бы  происходившем  на  самом  деле,  о  невероятных  происшествиях,  о  найденных  кладах  и  т.  д.

Жанровое своеобразие фольклора

Быличка — это рассказ о чём-то необычном, фантастическом, зачастую автор былички был прямым свидетелем или соучастником этих событий.

Бывальщина - это  короткий  устный  рассказ  о  каком-либо  случае,  будто  бы  происходившем  на  самом  деле,  о  невероятных  происшествиях,  о  найденных  кладах  и  т.  д.

Образ домового в русской мифологии Толковый словарь Ожегова Домовой – в славянской мифологии: сказочное существо, обитающее в доме, злой или добрый дух дома . Домовой – это домашний дух, покровитель семьи; Версий появления домового большое множество, но все они связаны с домом; В славянской мифологии домового представляли в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи, только заросшего до глаз волосами и с коготками на мохнатых лапах. По нраву же домовой -идеальный домохозяин.

Образ домового в русской мифологии

Толковый словарь Ожегова

Домовой – в славянской мифологии: сказочное существо, обитающее в доме, злой или добрый дух дома .

  • Домовой – это домашний дух, покровитель семьи;
  • Версий появления домового большое множество, но все они связаны с домом;
  • В славянской мифологии домового представляли в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи, только заросшего до глаз волосами и с коготками на мохнатых лапах. По нраву же домовой -идеальный домохозяин.

Домовой не причиняет хозяевам зла, если ему по нраву жильцы дома. Он заботится о доме, может предупредить о несчастье, издавая стук или хлопая дверями. А в особых случаях даже может показаться кому- то из домашних.   Домовому нравятся настоящие трудолюбивые, хозяева, которые любят и заботятся о своём доме, о семье. Домовой любит, чтобы в доме был порядок и чистота, и помогает хозяевам поддерживать чистоту    

Домовой не причиняет хозяевам зла, если ему по нраву жильцы дома. Он заботится о доме, может предупредить о несчастье, издавая стук или хлопая дверями. А в особых случаях даже может показаться кому- то из домашних. Домовому нравятся настоящие трудолюбивые, хозяева, которые любят и заботятся о своём доме, о семье. Домовой любит, чтобы в доме был порядок и чистота, и помогает хозяевам поддерживать чистоту

 

 

Образ домового в рассказе «Бежин луг» В рассказе Илюши домовой – фабричный, живущий в старой рольне. В рассказе действия домового описаны как настоящего сердитого и рачительного хозяина, в тоже время он обладает сверхъестественными свойствами: «Слышим мы: ходит, доски под ним так и гнутся, так и трещат; вот пришёл он через наши головы; вода вдруг по колесу как зашумит, зашумит; застучит колесо, завертится; но а заставки у дворца-то спущены. Дивимся мы: кто ж это их поднял, что вода пошла; однако, колесо повертелось, да и стало»

Образ домового в рассказе «Бежин луг»

В рассказе Илюши домовой – фабричный, живущий в старой рольне.

В рассказе действия домового описаны как настоящего сердитого и рачительного хозяина, в тоже время он обладает сверхъестественными свойствами: «Слышим мы: ходит, доски под ним так и гнутся, так и трещат; вот пришёл он через наши головы; вода вдруг по колесу как зашумит, зашумит; застучит колесо, завертится; но а заставки у дворца-то спущены. Дивимся мы: кто ж это их поднял, что вода пошла; однако, колесо повертелось, да и стало»

. Образ русалки в фольклоре и рассказе. Русалки - это чаще всего женщины, умершие неестественной смертью Русалок русский народ представляет себе обыкновенно в виде женщин, большей частью молодых и красивых.  Русалки живут в водах, в лесах и полях, чаще же всего в жилищах на дне рек.

.

Образ русалки в фольклоре и рассказе.

Русалки - это чаще всего женщины, умершие неестественной смертью

Русалок русский народ представляет себе обыкновенно в виде женщин, большей частью молодых и красивых.

Русалки живут в водах, в лесах и полях, чаще же всего в жилищах на дне рек.

Вредить людям или, заигрывая, заманить их в свои ловушки -- любимое занятие русалок. Образ русалки в фольклоре и рассказе. Оставляя с Троицына дня воды и рассыпаясь, вплоть до осени, по полям, перелескам и рощам, русалки выбирают себе развесившуюся, склонившуюся над водою иву или плакучую березу, где и живут.

Вредить людям или, заигрывая, заманить их в свои ловушки -- любимое занятие русалок.

Образ русалки в фольклоре и рассказе.

Оставляя с Троицына дня воды и рассыпаясь, вплоть до осени, по полям, перелескам и рощам, русалки выбирают себе развесившуюся, склонившуюся над водою иву или плакучую березу, где и живут.

Образ русалки в фольклоре и рассказе. В лесу увидел русалку и тургеневский плотник Гаврила, который называет русалку словами: лесное зелье, лесная нечисть. «...светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь,- а то вот ещё карась бывает такой белесоватый, серебряный…. А волосы у неё зелёные, что твоя конопля..» В данном отрывке И.С. Тургенев опирается на мифологические традиции .

Образ русалки в фольклоре и рассказе.

В лесу увидел русалку и тургеневский плотник Гаврила, который называет русалку словами: лесное зелье, лесная нечисть.

«...светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь,- а то вот ещё карась бывает такой белесоватый, серебряный…. А волосы у неё зелёные, что твоя конопля..»

В данном отрывке И.С. Тургенев опирается на мифологические традиции .

Образ русалки в фольклоре и рассказе. Как и всякая нечистая сила, русалки боятся креста. Потому они и нападают на человека, у которого крест на груди, только сзади.  Русалка заплакала, когда плотник Гаврила перекрестился :

Образ русалки в фольклоре и рассказе.

Как и всякая нечистая сила, русалки боятся креста. Потому они и нападают на человека, у которого крест на груди, только сзади.

Русалка заплакала, когда плотник Гаврила перекрестился : "Не креститься бы тебе, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней"

Образ лешего в фольклоре и рассказе. Рассказ Илюши повествует о том, как одного деревенского мужика леший водил по лесу, а тот еле от него отбился. Мужик увидел его таким: « стоит большой, большой, темный, окутанный, этак словно за деревом, хорошенько не разберешь, словно от месяца прячется, и глядит, глядит глазищами-то, моргает ими, моргает…» Фольклорные традиции, отраженные в рассказе «Бежин луг», основываются на реально существовавших обрядах, обычаях и верованиях

Образ лешего в фольклоре и рассказе.

Рассказ Илюши повествует о том, как одного деревенского мужика леший водил по лесу, а тот еле от него отбился.

Мужик увидел его таким:

« стоит большой, большой, темный, окутанный, этак словно за деревом, хорошенько не разберешь, словно от месяца прячется, и глядит, глядит глазищами-то, моргает ими, моргает…»

Фольклорные традиции, отраженные в рассказе «Бежин луг», основываются на реально существовавших обрядах, обычаях и верованиях

Образ лешего в фольклоре и рассказе. Леший – дух-хранитель леса. Леший способен менять облик по своему желанию, однако чаще всего ему приписывают образ старика с длинной бородой. У него серо-зеленые волосы, вечно запутанные, в которых торчат листья и ветки. В таком облике леший похож на человека, но от последнего его отличает сероватая кожа, отсутствие бровей и ресниц, а также большие зеленые глаза, которые светятся .

Образ лешего в фольклоре и рассказе.

Леший – дух-хранитель леса. Леший способен менять облик по своему желанию, однако чаще всего ему приписывают образ старика с длинной бородой. У него серо-зеленые волосы, вечно запутанные, в которых торчат листья и ветки. В таком облике леший похож на человека, но от последнего его отличает сероватая кожа, отсутствие бровей и ресниц, а также большие зеленые глаза, которые светятся .

Образ водяного в фольклоре и рассказе. Рассказ о лешем плавно перетекает у Тургенева в рассказ о водяном. Жила как-то одна девушка Акулина, была она очень красивая. После того как на нее напал водяной, стала она сходить с ума. Теперь ходит Акулина вся черная, в рваной одежде и смеется без повода.  «…Какова теперь! Но а говорят, прежде красавица была. Водяной ее испортил. Знать, не ожидал, что ее скоро вытащут. Вот он ее, там у себя на дне, и испортил»   Его литературное произведение пронизано системой на мифологические факты. Эти указания отсылают читателей к обобщенному образу водяного.

Образ водяного в фольклоре и рассказе.

Рассказ о лешем плавно перетекает у Тургенева в рассказ о водяном. Жила как-то одна девушка Акулина, была она очень красивая. После того как на нее напал водяной, стала она сходить с ума. Теперь ходит Акулина вся черная, в рваной одежде и смеется без повода. «…Какова теперь! Но а говорят, прежде красавица была. Водяной ее испортил. Знать, не ожидал, что ее скоро вытащут. Вот он ее, там у себя на дне, и испортил»

Его литературное произведение пронизано системой на мифологические факты. Эти указания отсылают читателей к обобщенному образу водяного.

Водяной — это своевольный дух, охраняющий свой водоем, который, впрочем, не против подшутить над теми, кто туда пришел. Выглядит водяной как старик с большой бородой и рыбьим хвостом вместо ног, волосы старика имеют зеленый оттенок, а глаза похожи на рыбьи. Днем водяной предпочитает оставаться на дне водоема, а с восходом луны поднимается на поверхность Водяной – хозяин водоема, в котором обитает, он имеет полную власть над ним. Так дух способен управлять водой: поднимать волны, выводить водоем из берегов и создавать сильное течение, также водяному подчиняются все обитатели водоема: рыбы , русалки, утопленницы. Образ водяного в фольклоре и рассказе.

Водяной — это своевольный дух, охраняющий свой водоем, который, впрочем, не против подшутить над теми, кто туда пришел. Выглядит водяной как старик с большой бородой и рыбьим хвостом вместо ног, волосы старика имеют зеленый оттенок, а глаза похожи на рыбьи. Днем водяной предпочитает оставаться на дне водоема, а с восходом луны поднимается на поверхность

Водяной – хозяин водоема, в котором обитает, он имеет полную власть над ним. Так дух способен управлять водой: поднимать волны, выводить водоем из берегов и создавать сильное течение, также водяному подчиняются все обитатели водоема: рыбы , русалки, утопленницы.

Образ водяного в фольклоре и рассказе.

Обязательное условие фольклорных быличек – трагичность, мрачность. В рассказе «Бежин луг» во всех  событиях сумерки,  темнота, вечер,  ночь,  туман,  а  место  происходящего  обычно  бывает  пустынным  (кладбище,  болото)  и  уединенным  (заброшенная  шахта). 

Обязательное условие фольклорных быличек – трагичность, мрачность.

В рассказе «Бежин луг» во всех  событиях сумерки,  темнота, вечер,  ночь,  туман,  а  место  происходящего  обычно  бывает  пустынным  (кладбище,  болото)  и  уединенным  (заброшенная  шахта). 

Для Тургенева особенно важно было передать читателю, что мальчики у костра верят в случившееся, в то, что они рассказывают. «…я вовсе не желал придать этому рассказу фантастический характер – это не немецкие мальчики сошлись, а русские…».

Для Тургенева особенно важно было передать читателю, что мальчики у костра верят в случившееся, в то, что они рассказывают.

«…я вовсе не желал придать этому рассказу фантастический характер – это не немецкие мальчики сошлись, а русские…».

Сделанные наблюдения позволяют прийти к выводу, что славянская мифология — ключ к пониманию души русского народа, его истории и культуры, а также к осознанию идейного содержания рассказа И.С. Тургенева.  Тургенев обращается к традициям фольклора, чтобы проникнуть во внутренний мир своих героев - крестьянских детей, более глубоко постичь их психологию.   Язык сказок писателя глубоко народен, близок к русскому фольклору.

Сделанные наблюдения позволяют прийти к выводу, что

славянская мифология — ключ к пониманию души русского народа, его истории и культуры, а также к осознанию идейного содержания рассказа И.С. Тургенева.

Тургенев обращается к традициям фольклора, чтобы проникнуть во внутренний мир своих героев - крестьянских детей, более глубоко постичь их психологию.

Язык сказок писателя глубоко народен, близок к русскому фольклору.