ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ: МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
1СЛАЙД
Проблема обучения детей с ОВЗ становится все более актуальной в современной школе. Количество детей с физическими или психическими нарушениями возрастает.
2СЛАЙД
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в неё входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. У них в силу физических или психических дефектов имеются определенные нарушения в приёме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира. Поэтому они нуждаются в особом индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы.
Дети с ограниченными возможностями здоровья характеризуются рядом особенностей. Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности у детей, имеющих аномалии в развитии, происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, все эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У таких детей гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая деятельность, с трудом и в меньшей степени формируются учебные интересы и навыки. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание в памяти, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществлять напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается, теряет интерес к занятиям. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения у таких детей мало сбалансированы, ребёнок либо возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с одноклассниками, либо наоборот, скован, заторможен, пуглив, плаксив и тревожен. У учителя возникает вопрос: как учить такого ребенка? Как учитывать особенности здоровья каждого конкретного ребенка?
3 СЛАЙД
К особенностям обучения детей с ОВЗ можно отнести следующие принципы и правила:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
4 СЛАЙД
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактичная помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
5 СЛАЙД
Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, является:
- объяснительно-иллюстративный,
- репродуктивный,
-частично поисковый,
- коммуникативный,
-информационно-коммуникационный;
-методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля
Таким образом, в работе с этими детьми используются те же методы обучения, что и в работе с детьми нормы, но в практическом применении их учитываются познавательные возможности детей с ОВЗ.
Начиная работу с таким ребёнком учитель в первую очередь должен ознакомиться с рекомендациями, данными в заключении ПМПК. Там прописаны специальные методы и приёмы, которые подходят к этому ребёнку. Наиболее существенным признаком, отличающим эти методы обучения, является их коррекционно-развивающая направленность.
6 СЛАЙД
Она включает:
- Подачу учебного материала малыми порциями;
(Например, при выполнении самостоятельных работ, при работе с упражнением).
- Максимальную развернутость и раздроблённость сложных понятий и действий;
- Замедленность обучения и частую повторяемость формулируемых действий;
- Постоянную опору на чувственный опыт учащихся;
- Руководство действиями учащихся вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником и др.
Сообщаемый только в словесной форме учебный материал, неподкреплен-ный наглядными или практическими действиями, слабо понимается школьниками, не запоминается, поэтому важно сочетать эти методы. Так устное изложение учителя должно сочетаться с показом наглядных пособий, графическими и иллюстративными работами, закрепляться частыми повторениями, самостоятельными работами и упражнениями.
Пример: на уроках чтения учителем часто используется метод иллюстрирования, детям легче запоминают произведение, если они нарисовали главных героев или событие из текста.
7 СЛАЙД
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие приёмы обучения:
- Использование игровых ситуаций, дидактических игр, игровых тренингов, способствующих развитию умения общаться с другими детьми.
- Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета). Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале.
- Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных
моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
- Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
- Использование мультимедийных презентаций, интерактивной доски позволяет реализовать принцип наглядности в обучении, повышают мотивацию, даёт детям возможность лучше воспринимать объяснения учителя.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности. Роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учёбы выше, чем значение интеллекта обучающегося.
8 СЛАЙД
Чтобы сформировать у обучающихся интерес к учению использую технологию создания ситуаций успеха.
Мотивация к учёбе становится положительно устойчивой только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно.
В связи с этим важное значение приобретает создание на уроках специальных ситуаций, способствующих достижению учащимися даже незначительных успехов в различных видах учебной деятельности. Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.
Приёмы создания ситуации успеха
9 СЛАЙД
Снятие страха и неуверенности
В разных ситуациях педагог может использовать такие речевые фразы:
Для тебя это не трудно... Если сразу не получится - не страшно, люди учатся на ошибках... Не ошибаются только те, кто ничего не делает... Ты обязательно справишься, ты уже делал...
10 СЛАЙД
Авансирование будущего успешного результата усиливает внушение уверенности ребёнка при выполнении нового для него дела.
При твоих способностях..., Зная твою старательность..., Ты справишься, потому, что ты (+достоинство ребёнка - сообразительность, аккуратность, усидчивость и т. д.)...
11 СЛАЙД
Скрытая инструкция
Далее учителю нужно позаботиться о том, чтобы этот аванс не остался пустым обещанием, для этого применяется скрытая инструкция.
Для этого нужно... Лучше будет начать с ... Важно не забыть... Достаточно только...
Обратите внимание, что инструкция должна быть именно скрытой, педагог не даёт прямых указаний, что и в какой последовательности делать, иначе ребёнок теряет самостоятельность.
12 СЛАЙД
Давайте ребёнку время.
Как часто учитель выдаёт распоряжения: Быстро к доске! Что копаешься? Ты что уснул? При этом исследования показывают, что дети в силу своих возрастных особенностей не успевают за темпом жизни взрослых. Особенно дети с ОВЗ, которые отстают от темпа работы всего класса. Однажды Андрей Макаревич очень интересно объяснил это явление. "Когда человеку 5-7 лет, то один год - это пятая или седьмая часть его жизни, а если вам уже 40, то один год - это всего лишь сороковая часть вашей жизни". Будем помнить, что ребёнку нужно время, чтобы выполнить Ваше распоряжение. Лучше, если учитель предупреждает: "Следующим пойдёт отвечать...", "У вас ещё 5 минут, чтобы закончить работу...".
13 СЛАЙД
Внушение ребёнку веры в себя
Важно, что хотя бы в чем-то ребёнок был успешен каждый день своей жизни. Это обеспечивает ему веру в себя, формирует позитивную самооценку, облегчает исправление возможных недостатков - ребёнку есть что терять, поэтому он готов совершенствоваться дальше, становиться лучше.
Положительное подкрепление - это публичное объявление достоинств ребёнка. Очень важно именно при всех говорить о его достоинствах. Можно говорить о личностных достоинствах: добрый, отзывчивый, внимательный, трудолюбивый. Можно говорить о внешних достоинствах ребёнка: внимательный взгляд, заразительный смех. Для этого используются фразы: Ты такой..., У тебя такие ...
Например: Девочка по своей инициативе вымыла доску к уроку. Учитель:
"Спасибо, Маша! Ты такая аккуратная!".
14 СЛАЙД
Позитивная поддержка
Предположим, ученик у доски неверно выполнил задание. Учитель может сказать: "Даже хорошо, что ты допустил эту ошибку. Теперь мы все видим, что в этом слове действительно ошибкоопасное место. Спасибо за ошибку! "
15СЛАЙД
Позитивная содержательная оценка
Педагогу обязательно нужно найти что-то, что можно оценить положительно в результате деятельности ученика. Такой приём иногда называют "хвостик у мышки", название стало нарицательным по содержанию педагогической ситуации. Дети рисовали мышей, один ребёнок показывает рисунок, на котором даже не понятно, где там мышь. Но учитель замечает, что чётко виден хвост мыши и говорит: "Хвостик у твоей мышки просто замечательный!"
Учителю необходимо научиться находить этот "хвостик у мышки" в любой работе ребёнка, если мы хотим, чтобы ребёнок освоил новый вид деятельности и был готов совершенствовать свои умения.
Речевые фразы позитивной содержательной оценки: Особенно тебе удалось... Больше всего в твоей работе мне нравится...Самой высокой оценки в твоей работе заслуживает то, что ты...
16 СЛАЙД
Внушайте позитивное, не внушайте отрицательного
Порой из самых лучших побуждений педагоги говорят детям: "Не вертись! Всё пропустишь. Ты лентяй, ничего не делаешь" Слушай! И так везде ошибки!" Мы старательно ежедневно внушаем детям отрицательные качества, полагая, что они станут нам доказывать обратное. - Не станут. Нужно знать, что самый проблемный ребёнок в душе уверен, что он ХОРОШИЙ и ждёт, чтобы учитель тоже это признал. Педагогу необходимо сосредотачиваться на позитивном в ребёнке, в ситуации: "Слушай внимательно, чтобы всё понять. Постарайся ещё, у тебя уже получается...Сосредоточься, напишешь правильно..."
17 СЛАЙД
Учитывайте состояние ребёнка
Иногда достаточно взглянуть на ребёнка, чтобы заметить, что ему уже неловко, совестно или страшно, он уже расстроен. Не нужно "добивать" воспитанника. Лучше помочь ему найти выход, принять правильное решение: рассыпал - подбери, не выучил - учи, не понимаешь - давай разберёмся.
18 СЛАЙД
Кроме методов, в качестве средства активизации учебной деятельности могут выступать формы организации обучения. Большое внимание следует уделять парной и групповой работе. Ученика в пару для ребёнка с ОВЗ стараюсь подобрать так, чтобы он не выполнял всю работу за него, а помогал ему. В такой паре ребёнок учится у товарища рассуждать, правильно формулировать мысли. Когда он проговаривает рассуждение соседу, он принимает его, оно становится его собственным, и поэтому лучше запоминается.
При групповой работе продумываю, чтобы задания для конкретного ученика с ОВЗ были также даны в том «пакете заданий», с которым работает группа.
19 СЛАЙД
Среди учеников с особыми образовательными потребностями (особенно среди учащихся младших классов) велико количество детей с нарушением развития речи. И хотя с ними работает специалист-логопед, тем не менее это не умаляет роли учителя. Каждому учителю необходимо работать над выразительностью своей речи. Работая с детьми, имеющими проблемы с речью, необходимо самому уметь выразительно читать и рассказывать, выразительно говорить. Своей интонацией учитель оттеняет своеобразие излагаемого материала, делая его доступным для понимания учащихся.
Усвоение учебного материала обуславливает темп речи учителя. Если учитель говорит быстро, то мысль ребенка не успевает за речью учителя, внимание быстро снижается, работоспособность падает. Ученик уже ничего не слушает и не слышит, он выключается из работы.
Темп речи учителя имеет большое значение на всех годах обучения, но совершенно исключительное значение он имеет на занятиях в младших классах. Спокойная, ровная, но не лишенная эмоциональной окраски речь учителя дает большой педагогический эффект. Она должна быть проста в структурном отношении, понятна учащимся и немногословна. Такие требования к речи учителя предъявляются, потому что в условиях обучения детей с ОВЗ она является средством коррекции мышления учащихся.
20 СЛАЙД
Особое внимание при работе с детьми ОВЗ отводится работе с родителями, которая включает в себя: индивидуальное консультирование, подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка, разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка.
21 СЛАЙД
Работая с детьми с ОВЗ учителю не стоит забывать, что другие дети в классе не должны страдать от того, что на них будет тратиться меньше времени. Сейчас именно деятельностный подход в обучении должен стать основным. Учителю следует строить свои уроки так, чтобы наиболее подготовленные дети учились добывать знания самостоятельно при поддержке и контроле учителя.
А для того, чтобы дети с ОВЗ активно включались в работу на уроке, ставить перед ними посильные задачи. Ситуация успеха стимулирует их познавательную активность, повышает самооценку.
Подводя итоги сказанному, можно сказать, что деятельностный подход, активные методы обучения, создание ситуации успеха, сотрудничество с родителями, другими специалистами школы обеспечивают решение образовательных задач обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
4