Определяющая роль мотивации в психологической готовности к школьному обучению
В психолого-педагогической литературе понятие «Готовность к школьному обучению» понимается как всестороннее развитие личности ребенка и рассматривается в двух связанных между собой аспектах: психологическое развитие и образование учебных навыков. Готовность к школьному обучению – это итог психического развития ребенка на этапе дошкольного возраста. На сегодняшний день принято считать, что готовность к школьному обучению является комплексом показателей психической зрелости – сформированности отдельных психических функций, которые характеризуют развитие ребенка в интеллектуальной и личностной сфере.
В традиционной практике выделяют три аспекта школьной зрелости на основании, которых создаются тесты определения готовности к школе: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Признаки интеллектуальной зрелости: дифференцированное восприятие, концентрация внимания, аналитическое мышление, логическое запоминание, сенсомоторная координация, воспроизведение по образцу, развитие тонкой моторики.
Признаки эмоциональной зрелости: сокращение импульсивности, ребенок может выполнять не привлекательное задание длительное время.
Признаки социальной зрелости: потребность общения со сверстниками и подчинение поведения правилам детских групп.
В отечественной психологии детальное рассмотрение вопросов психологической готовности к школе содержится в работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Н.И. Гуткиной, Е.Е. Кравцовой, Н.В. Нижегородцевой, Н.Г. Салминой, В.Д. Шадрикова, Д.Б. Эльконина и др. Эти исследователи считают, что для успешной учебной деятельности имеет значение не комплекс знаний, умений, навыков ребенка, а определенный уровень развития личности и интеллекта, рассматривающийся как психологические предпосылки к школьному обучению.
Л.И. Божович в обсуждении проблемы психологической готовности к школе, рассматривает два ее компонента: личностную и интеллектуальную готовность. При этом параметрами психического развития ребенка, которые существенно влияют на успешное обучение, можно считать:
1) достаточный уровень мотивационного развития, которое включает познавательные и социальные мотивы учения;
2) определенный уровень развития произвольного поведения;
3) достаточное развитие интеллектуальной сферы ребенка.
В работах Л.И. Божович центральным критерием готовности к обучению в школе выступает новообразование «внутренняя позиция школьника», которое представляет собой новое отношение ребенка к окружающему, появляющееся в результате соединения познавательной потребности и необходимости общения со взрослыми на новом уровне.
Д.Б. Эльконин в своих работах, посвященных проблеме готовности к школе, на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. К таким предпосылкам относятся:
1) подчинение действий ребенка правилу, обобщенно определяющему способ действий;
2) ориентировка ребенка на систему правил в деятельности;
3) умение ребенка слушать и выполнять инструкции взрослых;
4) умение ребенка работать по образцу.
Предпосылки овладения учебной деятельностью вытекают из своеобразия психического развития детей в период, когда дошкольный возраст сменяется младшим школьным. В это время теряется непосредственность в социальных отношениях, обобщаются переживания, связанные с оценкой.
Д.Б. Эльконин отмечал, что при определении уровня готовности к школе, диагностическая программа должна содержать оценку как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм учебной деятельности.
В своих работах Н.Г. Салмлина выделила основные показатели психологической готовности к школьному обучению:
произвольность, являющейся одной из предпосылок учебной деятельности;
необходимый уровень сформированности семиотической функции;
характеристики личности, которые включают особенности общения, развитие эмоциональной сферы и др.
Отличительная черта данного подхода – рассмотрение семиотической функции как критерия готовности детей к школьному обучению. Степень развития этой функции соответствует интеллектуальному развитию ребенка.
Е.Е. Кравцова при рассмотрении психологической готовности к школе выделяет роль общения в развитии ребенка. Описываются три сферы – отношение к взрослому, к сверстнику и себе, развитие которых обуславливает степень готовности к школьному обучению и некоторым образом сопоставляется с центральными структурными компонентами учения. Существенный показатель концепции – это уровень развития общения ребенка со взрослым и сверстниками с позиции сотрудничества и кооперации. Высокие показатели сотрудничества и кооперации говорят о хорошем интеллектуальном развитии ребенка.
В работах Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова психологическая готовность к школе выступает как структура, состоящая из учебно-важных качеств. В связи с тем, что разные учебно-важные качества неодинаково влияют на успешность обучения в школе, их разделяют на базовые и ведущие (существенно влияющие на усвоение программы).
На начальном этапе обучения базовые и ведущие учебно-важные качества фактически совпадают. К ним относятся:
Мотивация учения;
Зрительный анализ;
Умение принимать учебные задачи;
Вводные навыки;
Графические навыки;
Произвольная регуляция деятельности;
Обучаемость.
Имеют различия они по двум параметрам. К базовым учебно-важным качествам относится определенный уровень обобщения, а к ведущим - вербальная механическая память.
Структура учебно-важных качеств, которая имеется у будущего школьника на момент перехода к обучению называется «стартовая готовность». Под воздействием учения стартовая готовность значительно изменяется, что приводит к появлению вторичной готовности к школе, от которой зависит успешность дальнейшего обучения. Отмечается, что успеваемость в конце первого класса уже мало зависит от стартовой готовности, потому что в процессе усвоения знаний начинают формироваться новые учебно-важные качества, отсутствующие в стартовой готовности.
Все исследователи, несмотря на разность подходов, признают факт, что успешным обучение в школе будет в случае, если ребенок имеет необходимые и достаточные для начального этапа обучения качества, которые в учебном процессе будут развиваться и совершенствоваться. Таким образом, психологическая готовность к школе — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.
В педагогической литературе имеются разные подходы в определении структуры психологической готовности к школьному обучению, но все авторы определяли мотивационную готовность к школе как решающую.
Проблеме мотивационной готовности к школьному обучению посвящено большое число работ. От понимания ее функций, критериев развития, методов формирования зависят: цели и содержание воспитания детей на дошкольном этапе и успешность обучения в младшем школьном возрасте.
При переходе к школьному обучению старшие дошкольники проходят один из сложных периодов развития. Перед ребенком стоят задачи: подчинение поведения и действий учебному мотиву. На этом этапе наблюдается некая двойственность мотивов деятельности – игровые интересы и желание стать учеником.
Большой вклад в изучение мотивационной готовности к школьному обучению внесли Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, Т.А. Нежнова, и др.
Концепция мотивационного подхода подразумевает, что ученик может стать субъектом учения только при наличии мотивации. Следовательно, целесообразно начинать обучение в школе, не раньше, чем сформируется учебная мотивация, возможность принятия поставленных задач и намерение по достижению цели.
В работах Л.И. Божович особое внимание уделяется значению и роли мотивационной сферы в развитии личности ребенка и формировании психологической готовности к школьному обучению. Мотивы учения были разделены на две группы:
Мотивы, которые связаны с задачами учебной деятельности и процессом их выполнения: интересы познавательного характера, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
Социальные мотивы, которые связаны с необходимостью общения ребенка с другими людьми, в их одобрении и мнении, с потребностью занять место в системе социальных отношений.
Ребенок, который готов к школьному обучению, хочет учиться потому, что имеет стремление занять определенную позицию в обществе (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательные интересы, которые нельзя удовлетворить в домашних условиях. Вместе эти две потребности способствуют появлению нового отношения ребенка к окружающему – «внутренняя позиция школьника». Это новообразование Л.И. Божович выделяла как критерий готовности к школе и историческое явление. Система воспитания и обучения нашей страны предполагает несколько этапов взросления. Школа – связующее звено между детством и взрослостью. Дети, достигая школьный возраст, понимают, что школа откроет им доступ к взрослой жизни. Отсюда возникает потребность пойти учиться, чтобы занять новое, важное место в обществе. Кроме удовлетворения познавательной потребности детям необходимо удовлетворение потребности в новом общественном статусе, который они получат, придя в школу.
В структуре психологической готовности к школьному обучению особое место отводится формированию произвольности, а именно готовности ребенка к произвольной организации учебной деятельности.
Приобретение знаний дошкольником происходит в результате непосредственного запоминания в игре и практической деятельности. То есть, дошкольник приобретает знания непроизвольно благодаря непосредственному познавательному интересу. Обучение в школе является целенаправленным, систематическим и самостоятельным видом деятельности, который невозможен без произвольной организации познавательных процессов. Зарождается произвольность в сюжетно-ролевой игре и играх с правилами, поэтому дети, которые полноценно играли в дошкольном возрасте переходят к обучению в школе, имея зачатки произвольного внимания, памяти, мышления и т. д. В своих работах Л. И. Божович отмечает, что к 6-7-ми годам в развитии мотивационной сфере ребенка происходят важные качественные изменения, которые являются предпосылкой для обучения в школе: появляется умение соподчинять мотивы своей деятельности и поведения, что делает возможным произвольную регуляцию действий.
Особое значение в желание дошкольника учиться имеет уровень развития личной позиции ребенка по отношению к новой роли ученика. Успешное обучение в школе обеспечивает не только интеллектуальная зрелость ребенка, но и личностная готовность к учебной деятельности – взаимодействие в коллективе, усвоение норм поведения, правильные реакции на требования взрослого. Все эти аспекты являются составляющими социальной активности личности.
Основополагающая проблема психологии и педагогики – это развитие мотивационной сферы ребенка. В дошкольном возрасте мотивационная сфера формируется наиболее интенсивно. Особое место среди различных мотивов занимает познавательный мотив, самый специфичный для старшего дошкольного возраста. Этот период считается возрастом усиленного развития и выражения познавательных интересов ребенка. Интеллектуальная активность дошкольника становится более самостоятельной. Ребенок без помощи взрослого решает новые задачи, устанавливает логические связи, выявляет отношения и свойства предметов. Однако, познавательная мотивация и умственная активность не прямое следствие возраста, далеко не все дети старшего дошкольного возраста обладают этими качествами в равной мере.
Мотивация раскрывает целенаправленность действий, организацию и устойчивость деятельности, которая направлена на решение определенной задачи. Мотив в отличии от мотивации является тем, что принадлежит самому субъекту поведения, это его устойчивое личностное свойство, которое побуждает к совершению определенный действий.
Исходя из мотива деятельности, она начинает приобретать для ребенка различный смысл. При решении задачи, целью является найти решение. Мотив же может быть различным. Например, научиться решать задачи, или не огорчить учителя, или получить хорошую оценку. Во всех случаях цель остается одной, но меняется смысл деятельности вместе с изменением мотива. Мотив влияет на учебную деятельность, ее характер и отношение к ней ребенка. В случае, если ребенок учится для избегания плохих оценок и наказаний, то он учится в постоянном напряжении, его учение лишено радости и удовлетворения.
Учебную деятельность ребенка, обычно, побуждает не один мотив, а система разных мотивов, которые дополняют друг друга и находятся в определенном соотношении. Не все мотивы одинаково влияют на учение ребенка. Один из них – основной, другие – второстепенные.
М.Р. Гинзбург в своих работах разделил все мотивы в структуре мотивационной готовности к школе на следующие группы:
- мотивы социального характера. Они основаны на понимании общественного значения необходимости учебной деятельности и стремлении к роли школьника. («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);
- познавательные мотивы. Интерес к новым умениям и знаниям, стремление научиться чему-то новому;
-оценочные мотивы. Стремление получить расположение и одобрение взрослого;
-позиционные мотивы. Они связаны с интересом к внешней атрибутике школы. («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»)
-внешние мотивы по отношению к школьной жизни и учению («Я пойду в школу, потому что мама так сказала»);
-игровые мотивы, неправильно перенесенные в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).
Л. И. Божович отмечала, что готовый к школе ребенок в мотивационной сфере – это тот ребенок, у которого сформированы черты «внутренней позиции школьника» и характерные для нее мотивы, о которых говорят следующие признаки:
- ребенок имеет желание пойти в школу и переживает, в случае отсутствия такой возможности;
-учебная деятельность привлекает его как серьезное, общественно значимое занятие;
-сформированы различные мотивы учения;
-учебные мотивы достаточно сформированы для преодоления учебных трудностей;
-развита система мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учебной деятельности;
-ребенок понимает и объясняет смысл учения.
Достаточно развитый уровень познавательной активности еще не свидетельствует о достаточной мотивации учения, познавательные интересы ребенка должны быть связаны с содержанием учебной деятельности.
Мотивация учебной деятельности как доминирующая определяет новую для ребенка ведущую деятельность – учебную, возникающую, когда отходит на второй план предыдущая ведущая деятельность – игровая, внутри которой интенсивно развивалась психика ребенка. К концу старшего дошкольного возраста игра теряет свои развивающие возможности, в случае, если ребенок прошел все ступени игровой деятельности.
В своих рабатах Л.С. Выготский отмечал, что в развитии игры постепенно уменьшается значение в ней воображаемой ситуации и существенно возрастает роль правил. На этапе старшего дошкольного возраста наиболее предпочтительными оказываются игры с правилами, а основным содержанием игры становится выполнение действий по правилу.
Таким образом, начинается подготовка почвы для смены ведущий мотивации с игровой на учебную, которая стимулирует ребенка в роли ученика к систематическому выполнению действий по различным правилам.
В случае если ребенок не прошел все стадии развития игры и не перестал довольствоваться ею как ведущей деятельностью, то можно сказать, что у него отсутствует мотивация учения и, как следствие психологическая готовность к школьному обучению.
Рассмотрим, как игровая мотивация, которая стимулирует игровую деятельность, являющуюся приятной для ребенка, уступает место учебной мотивации, которая стимулирует деятельность не всегда приятную для ученика. В формировании мотивации игры постепенно смещается акцент с процесса игровой деятельности на результат игры, которого часто можно достигнуть после специального обучения. Итак, в мотивации игры зарождается учебная мотивация, которая стимулирует деятельность ради результата в виде новых знаний, а не ради процесса.
Когда у ребенка появилась учебная мотивация, это свидетельствует о том, что игра выполнила свои функции и дальнейшее развитие ребенка пойдет в рамках учения, то есть сменится ведущая деятельность.
Мотивация учения – высшая ступень развития ребенка дошкольного возраста, свидетельствующая о сформированности всех необходимых и достаточных психологических предпосылок для овладения учебной деятельностью, и о готовности к школе.
Н.И. Гуткина указывала, что мотивационная готовность к школе появляется после интеллектуальной, что говорит о том, что мотивация учения может рассматриваться, как критерий наличия психологической готовности к школьному обучению. Таким образом, можно предположить определение психологической готовности к школьному обучению путем выявления учебной мотивации.
Исходя из всего вышесказанного, изучение развития мотивационной сферы детей и их отношения к школе получает особое значение для успешного обучения.