Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов»
Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов
Выполнила: М.А. Казакова, учитель начальных классов
Исследовательская деятельность
Учебно-методический комплект А. И. Савенкова
- Рабочая тетрадь «Я – исследователь»
- Методическое пособие для учителя «Методика исследовательского обучения младших школьников»
Актуализация проблемы
Изучение круга интересов ребёнка
Поиск направлений исследования
Определение сферы исследования
Выбор темы
ТЕМА
Гипотезы
Выявление и систематизация подходов к решению
Традиционные
Альтернативные
Определение последовательности проведения исследования
Сбор и обработка информации
Анализ и обобщение полученных материалов
Подготовка отчёта
Публичный доклад
Ответы на вопросы
ИТОГИ
Обсуждение итогов завершённой работы
Как выбрать тему исследования
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусство, музыкой)?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?
- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
- Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Какими могут быть темы исследования
Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;
Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.
Кто зажигает звёзды?
Почему надуваются
мыльные пузыри?
Кто построил пирамиды?
Цель и задачи исследования
- Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.
- Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
Гипотеза исследования
- Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.
- Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis – основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления.
- Обычно гипотезы начинаются словами:
- Предположим…
- Допустим…
- Возможно…
- Что, если…
Организация исследования (Как составить план работы?)
- Для этого надо определить , какими методами можно пользоваться, а затем выстроить их по порядку.
- Метод ( от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира.
- Подумать самостоятельно;
- Посмотреть книги о том, что исследуешь;
- Спросить у других людей;
- Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования;
- Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;
- Понаблюдать;
- Провести эксперимент.
Подумать самостоятельно
- Что я знаю об этом?
- Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
- Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?
Посмотреть книги о том, что исследуешь
- Начать работу нужно с энциклопедий и справочников. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, точно, доступно обо всём».
Спросить у других людей
- Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.
Познакомиться с кино- и телефильмами по теме исследования
- Фильмы бывают: научные, научно-популярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя.
Обратиться к компьютеру
- Сегодня ни один учёный не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Это и Интернет и различная информация на компакт-дисках.
Понаблюдать
- Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, приборы ночного видения. Всё это можно использовать в исследованиях.
Провести эксперимент
- Эксперимент (от латинского слова experimentum) – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук. Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.
Систематизация информации
Направление – «Живая природа», область знаний – «Зоология», «Биология».
- Где живёт?
- Чем питается?
- Основные особенности: тип животного; класс; отряд; семейство; род; вид.
- Поведение.
- Кто главные враги.
Систематизация информации
Направление – «Вселенная», тема – «Планеты солнечной системы»
- Перечень планет.
- Происхождение названия.
- Общая характеристика каждой.
- Исследования планеты людьми.
- Условия на планете.
Подготовка к защите исследовательской работы
- 1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
- 2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
- 3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
- 4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.
- 5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
- 6. Сделать выводы и умозаключения.
- 7. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
- 8. Подготовить текст сообщения.
- 9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
- 10. Приготовиться к ответам на вопросы.
От чего зависит успех
Несколько правил для учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью
- Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.
- Действуя, не бойся совершить ошибку.
- Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
- Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
- Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
- Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).
Дорогой друг! Возможно, ты не станешь большим учёным. Но первые свои опыты и исследования запомнишь на всю жизнь. И полученные с их помощью знания – тоже. Твоя первая исследовательская работа завершена. Ты хорошо потрудился, узнал много интересного, нового. Верим, что впереди тебя ожидает множество других открытий! Удачи тебе, юный исследователь! Новых знаний, новых открытий!