Сценарий урока по математике (2 класс)
Составила учитель начальных классов: Пшукова И. Я.
Тема: «Устные приёмы сложения и вычитания. Закрепление.»
Цель: создание условий для формирования умения планировать учебное сотрудничество через формирование умений решать задачи и числовые выражения, закреплять устные вычислительные умения и навыки решения примеров и задач, закрепить знания об оркестре русских народных инструментов, ввести учащихся в сферу народного музицирования с целью воссоздать сам музыкально-созидательный процесс, продолжить развитие слуха, памяти, ритмического чувства и других исполнительских навыков, воспитывать культуру общения на уроке, аккуратность в оформлении работы в тетради.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: понимают суть арифметических действий – сложения и вычитания; различные устные приемы сложения и вычитания однозначных чисел; отличительные особенности задачи; геометрические фигуры; что такое периметр; как найти периметр многоугольника; находить периметр многоугольника.
Метапредметные:
Познавательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию; создают алгоритм деятельности; логически рассуждают; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности.
Регулятивные: оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа.
Личностные: овладевают начальными навыками адаптации в обществе; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Тип урока: закрепление знаний
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презнтация, карточки с заданиями, музыкальные инструменты(ложки, бубен, дудочки, трещетка).
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Я желаю вам удачи –
За работу, в добрый час!
- Откройте тетради и запишите число. Классная работа. (СЛАЙД 1)
Чистописание. (СЛАЙД 2)
Учитель: Сегодня мы в качестве чистописания прописываем цифру 23, т.к. сегодня 23 ноября.
- Что мы знаем про число 22? (это двузначное число, в числе23 -2 десятка и 3 единицы, соседи числа 23 – это 22 и 24, в записи используем цифры 2 и 3.)
Сообщение темы урока. (СЛАЙД 3)
- Сегодня у нас с вами необычный урок математики, а музыкальный. Мы будем не только выполнять математические задания, но говорить о русских народных музыкальных инструментах. И в процессе урока попробуем сами создать целый оркестр.
Беседа. (СЛАЙД 4)
- Без музыки люди не обходились никогда. Много веков подряд в деревнях пели и танцевали под немудрёные звуки самодельных инструментов. Хорошо пели деревенские парни и девушки, но ещё лучше звучала песня, если ей подыгрывали на балалайке. Редкая песня обходилась без пляски. А когда начинались у деревенской молодёжи пляски, без баяна или гармони, без балалайки вовсе нельзя было обойтись. Издавна люди объединялись и исполняли музыку вместе на разных инструментах. Так стали постепенно возникать оркестры.
В оркестре русских народных инструментов играют на балалайках, баянах, рожках, гуслях, домрах и других инструментах. На доске вы видите некоторые из них. Каждый из этих инструментов зазвучит на нашем уроке.
Для этого нужно выполнить математические задания.
Устный счёт. (СЛАЙД 5)
- Гусли в течение долгого времени, начиная с языческих времён, были самым любимым и наиболее распространённым музыкальным инструментом русского народа. Судьба этого инструмента надолго связалась с народно-песенной традицией. Гусли были неотъемлемой частью многих сказок и былин. Гусли относятся к струнным инструментам.
- Наши гусли зазвучат, если мы выполним задание устного счёта. (СЛАЙД 6)
23 + 7 = ДО 26+30 = СИ 60 + 9 = РЕ
45 - 30 = ФА 68 - 4 = ЛЯ 74-50 = МИ
11 - 5 = СОЛЬ
30 | 69 | 24 | 15 | 6 | 64 | 56 |
ДО | РЕ | МИ | ФА | СОЛЬ | ЛЯ | СИ |
- Что у нас получилось? (звукоряд). Давайте пропоём его.
- Молодцы, вы справились с заданием, и наши гусли зазвучали. (СЛАЙД 7)
Работа по теме урока . Решение примеров. (СЛАЙД 8)
- Дудка – духовой язычковый инструмент, который издревле считается русским народным. Традиционная дудка представляет собой цилиндрическую полую трубку из дерева или тростника. Вообще, для изготовления этого инструмента используют породы лиственных деревьев, а из хвойных только сосну.
- Наша дудочка зазвучит, если мы справимся с примерами. (СЛАЙД 9)
75-20 30+25 50-35
90-43 76+20 60-13
- Молодцы, (СЛАЙД 10)
Физминутка (СЛАЙД 11)
Работа в парах. Решение задачи. (СЛАЙД 12)
Гармонь, или гармошка – это духовой язычковый музыкальный инструмент с клавишным механизмом. Название гармонь присуще инструменту именно в России. В других странах используется более обобщенное название – гармоника. По сравнению с аккордеоном и баяном, гармонь имеет меньшие размеры. Бу́бен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод.
- Чтобы зазвучали эти инструменты, мы должны поработать в парах, составить задачу по краткой записи и решить её.
(СЛАЙД 13)
Было – 20руб. и 7 руб.
Истратил – 5 руб.
Осталось - ?
Проверка.
(СЛАЙД 14)
Самостоятельная работа. Геометрическая задача. (СЛАЙД 15)
Деревянные ложки используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков.
- Мы сможем услышать их звучание, если найдём периметр треугольника со сторонами треугольника 7см, 5см, 3 см.. (СЛАЙД 16)
Самопроверка. (СЛАЙД 17)
- Молодцы, вы справились с заданием и мы можем услышать как звучит этот инструмент. (СЛАЙД 18)
Работа с геометрическим материалом. (СЛАЙД 19)
- Балала́йка — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Балалайка имеет корпус треугольной формы, струн — три. Характерным приёмом звукоизвлечения на балалайке является бряцание — удары пальцем по всем струнам одновременно.
- как звучит балалайка мы услышим, если сможем составить балалайку из геометрических фигур .



(СЛАЙД 20)
Итог.
- Ребята, какие задания мы с вами сегодня выполняли?
- Вот мы и собрали наш оркестр. Теперь мы с вами исполним на этих инструментах русскую народную плясовую.
(Детям раздаются ложки, трещотка, свистульки, бубен) (СЛАЙД 21)
Рефлексия (СЛАЙД 22)
- Ребята, возьмите нотку, которая соответствует вашему настроению и прикрепите на нотный стан.