I | Мотивация деятельности | Включение учащихся в деятельность | - Здравствуйте, ребята! Рада встрече с вами. Наш урок я хотела бы начать с отрывка из стихотворения Вадима Шефнера «Миг» Не привыкайте к чудесам, – Дивитесь им, дивитесь. Не привыкайте к небесам, Глазами к ним тянитесь, Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Прикладывайтесь к родникам, – Ничто не повторится! За мигом миг, за шагом шаг Впадайте в изумленье. Все будет так – и все не так через одно мгновенье! К чему призывает автор стихотворения? Этим мы сегодня и будем заниматься на уроке. | Подготовка класса к работе. Приветствие учителя. Приглядываться, удивляться, делать новые открытия . |
II | II.Актуализация знаний. Постановка темы урока. III. Выявление места и причины затруднения. IV. Построение проекта выхода из затруднения. Поиск и решение проблемы. | Осознание потребности к новым знаниям Цель: выполнение пробных действий и фиксация затруднения, постановка проблемы Цель: открытие нового знания | Откройте тетради, запишите число. Оставьте строку для написания темы урока. Слайд 1 (оформление тетради) Слайд 2 птица птица птицы птичка птицей птицелов птичий - Что вы можете сказать о словах первого столбика? - Докажите. - Что можете сказать о словах второго столбика? - Докажите. - Что такое корень? - Прочитайте ещё раз слова второго столбика и скажите, какое слово «лишнее»? - Почему? - Как называются слова, имеющие два корня? - Ребята, замените предложения сложным словом и запишите их Как называется ферма, на которой разводят птиц? (птицеферма) Как называется место, где разводят зверей? (звероферма) - Если при написании слова возникнет трудность, остановись! В каком месте возникла трудность при написании данного слова? А ещё какая трудность? Какова функция этих гласных в слове? Давайте сформулируем тему урока и запишем (Соединительные о и е в сложных словах ) Слайд 3(написана тема урока) -Можете ли вы обосновать свой выбор: почему «о» или «е»? - Почему? В чём проблема возникла? - Какую цель мы с вами ставим? Чтобы понять, от чего зависит написание о и е, я предлагаю вам отправиться в сказку. Прослушайте сказку (рассказывает заранее подготовленный ученик )В некотором царстве жили-были две подружки-буковки. Звали их О и Е. Они очень дружили, хотя характеры их были совершенно различные. О не боялась трудностей в работе и твердости со стороны букв-начальников. Поэтому она всегда выбирала себе место после твердых начальников-согласных: зверолов, лесоруб. Е была неженкой, любила хорошо покушать, особенно приятны были ей звуки, доносившиеся с шипящей сковородки: ш-ш, ц-ц-ц. Вот она и пристроилась после мягких начальников-согласных, шипящих и Ц, чтобы они напоминали ей о вкусной еде. И до сих пор О и Е не изменили своим привычкам. По-прежнему О работает рядом с твердыми согласными, а Е-рядом с мягкими, шипящими и Ц. Сформулируйте правило правописания соединительных гласных о и е в словах (Приём “Своя опора“) - Давайте проверим: совпадают ли ваши выводы с выводами авторов учебника. (Ученики изучают правило) Учитель: - Какие слова называются сложными? -Назовите гласные, которые могут быть соединительными? От чего зависит написание соединительных гласных в словах? Давайте вернёмся к словам птицеферма и звероферма. Объясните написание соединительной гласной в них. | Оформляют тетради Это формы одного и того же слова. При изменении слова изменяется только окончание Во втором столбике однокоренные слова. У них общий корень – птиц- Общая часть, в которой заключено лексическое значение Птицелов У слова два корня Сложные Ученики записывают слова птиц…ферма, звероферма Между двумя корнями слова. В написании букв (е или и; о или а) Они соединяет два корня. Формулируют и записывают тему урока Нет. Не знаем правила. Ученики ставят цель Я хочу.. Мне надо научиться… Сегодня на уроке я могу.. Слушают и формулируют правило: после твердых согласных в слове пишется о, после мягких, шипящих и ц – е Открывают учебники стр. 119, читают правило п. 41 Слова, которые имеют два корня, называют сложными. Соединительные гласные –о и е. После твёрдого согласного в слове пишется о, а после мягкого и ц – о. В слове птицеферма пишется соединительная гласная е, т.к. корень первой части слова заканчивается на ц В слове звероферма корень первой части заканчивается на твердый согласный, значит пишется о. |
III IV V | VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. , Физкультминутка Самостоятельная работа 1. Работа в парах с самопроверкой по эталону | Цель: проговаривание и закрепление нового знания Цель: снять психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности; Цель: выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; | Ребята, мы теперь знаем правило. Наши дальнейшие действия? Для тренировки правописание соединительных гласных в сложных словах выполните следующее задание: из словосочетаний нужно составить сложное слова, используя изученное нами правило. Давайте первое слово запишем вместе. Кто-нибудь знает лексическое значение этого слова? Давайте поищем лексическое значение этого слова в Интернете. Слайд 4(записаны слова первого столбика) Дожди мерить | | (дождемер) | помогать взаимно | | (взаимопомощь) | любить труд | | (трудолюбие) | люди одной фамилии | | (однофамильцы) | тот, кто ходит пешком | | (пешеход) | ученик, обучающийся в старшем классе | | (старшеклассник) | Достигли мы цели, которую ставили на этом этапе урока | | | | | | Слайд 5-6 А теперь послушаем, какое лексическое значение имеет слово дождемер в разных источниках Теперь мы знаем, что обозначает слово дождемер. Сегодня на уроке вы ещё немного пополнили свой словарный запас. Мы уже работаем долго. Наверное, вы немного устали. Давайте проведём физкультминутку. Встаньте и выйдите из-за парт. Я буду называть слова. Если оно сложное, тогда вы поднимаете руки вверх и тянетесь. Если это не сложное слово, тогда вы приседаете. Хлеборезка, пылесос, пылища, синеглазый, синеватый, музыкант, водовоз, сталевар, варенье, жизнелюб, садовод, огородник. Продолжим урок. Вы будете работать в паре, совещаться, обсуждать, приходить к единому мнению, объяснять изученную орфограмму. Итогом вашей работы будут записанные в тетради сложные слова с соединительными гласными. - Отгадайте название животного, о котором идёт речь, запишите слово и объясните орфограмму. А помогут вам в этом картинки с изображением этих животных Слайд 7 - Маленькое насекомоядное млекопитающее, родственник крота (Появляется картинка с изображением землеройки.) Слайд 8 Млекопитающее с окаменелым панцирем, обитающее в Америке. (Появляется картинка.) Слайд 9 Небольшая птица отряда воробьиных, которая ловит на лету насекомых (чаще всего мух). Слайд 10 Австралийское животное с клювом наподобие утиного носа. Слайд 11 Живородящая рыба, обитающая в водоёмах Мексики, одна из популярных аквариумных рыбок, которая на хвосте имеет отросток в виде меча. Слайд 12 Крупное животное южных стран с одним рогом на передней части головы. - А теперь проверьте свою работу, сверив записанные вами слова со словами на доске, и оцените себя Слайд 13 Землеройка Броненосец Мухоловка Утконос Меченосец Носорог Учитель подводит промежуточный итог проделанной работе. | Применять знания на практике, выполнять различные упражнения. Ученики выполняет задание, комментируют, обозначают орфограммы, записывают слова в тетрадь. ( Ученик работает в сети Интернет через телефон или планшет) Ученики отвечают. Слушаем ученика, который выполнял индивидуальную работу в Интернете Учащиеся встают из-за парт и выполняют упражнения. Ученики совещаются в парах, записывают слова, объясняют друг другу орфограмму. Проверяют свои записи со словами со слайда. ( Критерии оценки написаны на слайде, оценивают свою работу и поднимают карточки с оценками) |
| Работа в группе | Цель:вовлечь каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. | Вы поработали в парах, а сейчас вам предстоит объединиться в группы и выполнить следующие задания. Напоминаю о том, что у вас на столах есть памятки, в которых прописаны правила работы в группе. А сейчас разделимся на 5 групп. Каждой группе будет дано задание - подобрать сложные слова на определённую тему, в которых были бы соединительные гласные 1 гр.- 5 слов профессий людей или род занятий 2 гр.-5 слов названий техники 3 гр.- 5 слов названий природных явлений. 4 гр. - 5 слов названий бытовых приборов. 5 гр.- 5 слова, обозначающие черты характера человека Охарактеризуйте работу в группе, опираясь на алгоритм, который распечатан и есть на каждом столе. | Работают в группах. Подбирают сложные слова в соответствии с тематикой, записывают на листы ватмана и вывешивают на доску. Пчеловод, рыболов, лесоруб, садовод, зверолов, звездочёт. паровоз, ледокол, самолёт, вертолёт, ледокол, пароход, тепловоз гололёд, водопад,полнолуние, снегопад, камнепад, листопад. пылесос, самовар,мясорубка, кофеварка, соковыжималка, овощерезка лежебока, сладкоежка, тугодум, водохлёб,книголюб и др. Дают оценку своей работы (что удалось- не удалось; что оказалось трудным; кто работал активно, кто –пассивно) |
IX | Итог урока (рефлексия деятельности) | Цель:самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Наша работа подходит к концу. Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли мы её? А где нам пригодятся полученные знания? Закончите предложение: « Знания, полученные на уроке,мне пригодятся…» Давайте оценим свою работу на уроке. Обратите внимание на высказывания, которые лежат у вас на столах. Прочитайте их. Как приятно знать, что ты что-то узнал. (Мольер) Я знаю, что я ничего не знаю. (Сократ) Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, вовлеки меня — и тогда я постигну. Конфуций Какая фраза лучше всего отражает вашу работу на уроке? Выберите одну и прикрепите на доску. Учитель выставляет оценки и комментирует. | . Читают высказывания Учащиеся подходят к доске и прикрепляют одно из высказываний. |
X | Домашнее задание | Цель: закрепить теоретические и практические навыки через выполнение домашней работы | Дифференцированное задание(на листах распечатать) Выучить п. 41, выполнить упр. 215, дополнительно можно выполнить ещё одно из двух предложенных заданий:найти и выписать по 5 слов названий представителей флоры и фауны с соединительными гласными о и е (например: муравьед, тысячелистник и т. д.) илисоставить кроссворд и оформить его на альбомном листе Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу! Спасибо за урок. Урок окончен. | Рассматривают задание.Задают вопросы по выполнению. |