Умение работать в паре, в группе.
Этап | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы, формы | УУД |
Организационный | 1 мин | Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо. Ветерок всё тише, тише А ребята сядут тихо. - Ребята, на уроке сегодня мне хочется использовать пословицу «Грамоте учиться-всегда пригодится». Сегодня на уроке мы с вами откроем ещё одну тайну русского языка. Наш урок сегодня необычный, к нам в гости пришёл Буратино. | Приветствуют учителя, садятся на свои места. | Фронтальная форма, словесный метод, метод стимулирования интереса к учению (создание ситуации занимательности) | Л: интерес к учебной деятельности; К: Готовность к сотрудничеству. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности | 3 мин | - Буратино принес нам флешку, давайте посмотрим, что же там. Кто хочет прочитать эти слова? Смотрим на экран. - Что это за слова? Давайте поможем нашему герою расставить название падежей по порядку. - Мы помним, что на прошлом уроке мы изучили…Какой падеж мы изучили? - Значит сегодня какой падеж мы будем изучать? Какая –то буква здесь потерялась -Правильно! Тема нашего сегодняшнего занятия « Родительный падеж имен существительных». - Как вы думаете, какие задачи мы с вами поставим на данном уроке? - Молодцы! | - Читают слова (именительный, ? одительный, дательный, винительный, творительный, падежный) - Названия падежей Расставляют название падежей. Именительный падеж - ….одительный падеж Потерялась буква Р Какой падеж сегодня в гостях? - Узнать что такое родительный падеж; - Значение р.п. - Научимся определять р.п. Узнать,с какими предлогами употребляется | Фронтальная форма, словесный метод (беседа), наглядный метод(демонстрация). Самостоятельная работа над чистописанием буквы –р- и характеристика звука (р)-согласный,звонкий,твёрдый, сонорный | К: умение слушать и вступать в диалог; умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; Р: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение прогнозировать предстоящую работу П: умение ориентироваться в своей системе знаний; |
Актуализация знаний | 6 мин | - Буратино предлагает нам поиграть в «литературную викторину», где мы проявим свои имеющиеся знания. Давайте откроем свои тетради и запишем сегодняшнюю дату и классную работу. Сегодня 2 февраля. -. Кто хочет прочитать задание в карточке №1. - Давайте запишем первый полный ответ совместно. На какой первый вопрос мы должны ответить? Кто? - Кто желает выйти к доске и записать полный ответ? Все остальные выполняют работу в тетради. Давайте сформулируем предложение, которое у нас должно получиться. -Что мы с вами еще не указали в нашем предложении? Давайте укажем. Присаживайся. - Сейчас самостоятельно запишите полный ответ только на 2 вопрос. На что променял свою азбуку Буратино? Когда закончите выполнять поднимите руку, чтобы я увидела, кто все сделал. - Давайте проверим, какое предложение у вас получились. Кто желает проговорить для всего класса полученное предложение? Какие слова ты подчеркнул? Какие слова сущ в и.п.? Молодцы! - Что же мы с вами повторили выполняя это упражнение? | Один ученик читает, остальные внимательно слушают. - Кто спал в ореховой скорлупке? – Дюймовочка. - Дюймовочка спала в ореховой скорлупке (записывает предложение на доске) - Подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Буратино променял свою азбуку на билеты в цирк. Буратино променял; Буратино, цирк; - И.п. отвечает на вопросы Кто? Что? И в предложении является подлежащим. | Фронтальная форма, словесный метод, практический метод (упражнение), наглядный метод (демонстрация), индивидуальная форма | К: умение слушать и вступать в диалог; П: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение находить ответы на вопросы учителя, используя учебник; П: закрепить знания учащихся об именительном падеже и способах его определения; |
Первичное усвоение новых знаний | 5 мин | - Мы помогли Буратино вспомнить необходимые знания и теперь можем отправляться дальше. -Кто помнит первую нашу задачу? Давайте объясним Буратино, что такое родительный падеж. Как выдумаете, от каких слов образовано слово «родительный»? -Верно, а вы уже знаете, на какие же вопросы отвечает существительное в родительном падеже? Найдите карточку № 2 . Давайте совместно разберем образец. -К какому из существительных мы задаем вопрос? Как вы думаете, какое значение у этого словосочетания? Дом принадлежит кому? Значит, какое значение у данного словосочетания? Давайте запишем полученное словосочетание. - Итак, а если мы возьмем слова «Запах, цветок». Какое значение будет у этого словосочетания? Запишите. Сейчас внимательно прочитайте значение родительного падежа чуть выше. Верно ли мы определили, что такое р.п.? Давайте попробуем сделать вывод, что же такое родительный падеж? (на какие вопросы отвечает; какое значение) | - Узнать про родительный падеж. - РОД, Родить, родитель. - Кого, чего? Отец; Дом (кого?) отца. Отцу; Значение принадлежности; Записывают словосочетания. Родительный падеж отвечает на вопросы Кого? Чего? и указывает на значение принадлежности. | Фронтальная форма, словесный метод (беседа, система вопросов), практический метод (упражнение), индивидуальная форма | К: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; умение слушать и вступать в диалог; П: умение находить ответы на вопросы учителя, используя учебник; П: умение составлять словосочетания с существительным в родительном падеже; Понимать сущность понятия «родительный падеж»; умения определять значения родительного падежа. |
Первичная проверка понимания | 7 мин | -Мы уже помогли Буратино определить, что же такое родительный падеж. Внимательно прочитайте на экране компьютера задание. Кто желает прочитать задание для всего класса? Давайте разберем образец. Бабушкины сказки- сказки бабушки. - Чтобы получить такое словосочетание, какое слово мы должны заменить? Какой вопрос мы зададим к этому слову, чтобы заменить его на сущ. в род.п.? Значит какое значение у этого словосочетания? - Сейчас мы поработаем в парах. Подумайте и обсудите, как будут звучать словосочетания: «Летние дни, городские улицы…..»? Кто догадался? - Мы выполнили уже множество заданий, поэтому Буратино предлагает вам немного отдохнуть. | - бабушкины; - сказки (кого?) бабушки. Дни (Чего?) лета; улицы (Чего?) города; хвост (Кого?) рыбы; берлога (Кого?) медведя; уши (Кого?) зайца; окна (Чего?) школы; | Фронтальная форма, словесный метод(беседа), практический метод (упражнение), работа в парах. | К: умение работать в паре; умение слушать и вступать в диалог; П: умение находить ответы на вопросы учителя. П: умение составлять словосочетания с существительным в родительном падеже; умения определять значения родительного падежа. |
Физминутка: Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в стороны развел – Ключик, видимо, нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. Крепче Буратино стой, Вот он – ключик золотой Присаживайтесь. |
Закрепление | 20 мин | - Итак, мы уже знаем, что р.п. указывает на принадлежность. Ребята вы хорошо справлялись с заданиями, давайте поможем Буратино выполнить упражнение 53 на странице 28 самостоятельно. - Итак, давайте проверим, какие словосочетания у вас получились. (Спрашиваю учеников). Ребята поднимите руки те, у кого получилось точно так же. Что ещё нового узнали ? Молодцы. - Ребята, а Буратино считает, что мы можем сказать «письмо от подруга», прав ли он? Почему? Значит важно, какое окончание у нашего слова? - Давайте обратим своё внимание на окончания сущ. в род. падеже. Какие окончания вы выделили? Давайте посмотрим во всех наших упражнениях окончания. Нашли ли вы какие-либо окончания помимо «и,ы»? - Верно, давайте поможем Буратино сделать вывод. | -От деревни,до леса, у дороги,до избы появились предлоги от,до,у - и, ы. - а Имена сущ. в р.п. имеют такие окончания: и, ы, а; отвечают на вопросы: Кого? Чего?; | Фронтальная форма, словесный метод(беседа), практический метод (упражнение), индивидуальная форма,самоконтроль | К: умение слушать и вступать в диалог; П: умение находить ответы на вопросы учителя, используя учебник; П: умение составлять словосочетания с существительным в родительном падеже; П:находить предлоги которые употребляются с Р.п. П: умение находить ответы на вопросы учителя, используя учебник; |
Ещё новое мы узнаем сегодня! А какое новое,предстоит узнать вам самим. Упр 55,стр.29. Вывод делают дети (одна из групп) | Поставьте ударения на слова :у реки,у опушки, для семьи,для ёлки,без доски,около реки,из рощи Ударные и безударные окончания существительных в Р.п. пишутся одинаково | К:Работа группами (4 группы) |
У каждой пары на листочках слова. Составьте и отгадайте загадку из слов: у, это, весною, капает, с , носа, вода, кого, Найти существительное в Р.п. Опасны ли сосульки весной? Как нужно вести себя ,где есть большие сосульки?И закончим сегодня урок с пословицей: «Деньги потерял-ничего не потерял, время потерял-многое потерял, здоровье потерял-всё потерял». Будьте осторожны, берегите себя. Пригодилась ли нам другая пословиц-Грамоте учиться-всегда пригодится» | У кого это весною с носа капает вода? -с носа-Р.п. Отгадка(сосулька) (Ответы детей) | Фронтальная форма, словесный метод(беседа), практический метод (упражнение), индивидуальная форма,самоконтроль,работа парами,взаимопроверка | К: умение работать в паре; умение слушать и вступать в диалог; П: умение находить ответы на вопросы учителя |
Рефлексия Подведение итогов | 2 мин | Вы хорошо поработали сегодня на уроке. Ребята, какую же тайну мы открыли сегодня на уроке? - Буратино оставил вам некоторые предложения и попросил их продолжить. 1. Сегодня я раскрыл(а) тайну… 2. Мне было интересно… 3. Мне было трудно… Кто хочет продолжить предложения? -Вы сегодня порадовали меня. Благодаря вам Буратино узнал много нового и интересного. Оценки за работу. Спасибо за урок, можете отдыхать. | Продолжают предложения. | Фронтальная форма, словесный метод(беседа), | Р: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
Информация о д/з | 1мин | Записываем д/з | Стр30,упр.56 | | |